Емельянова Ирина Викторовна, воспитатель МБ ДОУ «Детский сад №223», г.Новокузнецк
В соответствии с ФГОС ООП ДОУ ППРС групп ДОУ должна быть выстроена особым образом: с учётом принципа интеграции образовательных областей, в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями воспитанников и наиболее эффективно влиять на развитие и реализацию творческого потенциала каждого ребенка.
Ключевые слова: М.Монтессори, дошкольники, ценностно-ориентированная деятельность, развитие ребенка.
Если родителей спросить, как они представляют себе «домашнее» трудовое воспитание, 90% уверенно ответят: посильно помогать в хозяйстве, присматривать за малышами, чтобы у него были свои постоянные обязанности, чтобы не был белоручкой, умел все делать и убирать за собой. И они будут правы. В раннем возрасте дети обычно любят помогать взрослым по хозяйству (вместе с мамой мыть посуду, стряпать или подметать пол), поэтому не отвергайте помощь детей, даже если она кажется вам помехой. Отталкивая детей – вы отбиваете охоту малыша ко всякому труду, ведь всякий навык закрепляется постоянным повторением, а раздражение родителей, грубое одергивание ребенка разрушает этот навык.
Атмосфера содержательной деятельности и рационального порядка – признак высокой общей культуры семьи. А она в свою очередь, важное условие эффективности воспитательного процесса.
Наблюдения показывают, как уверенно входят в новую для них учебную деятельность дети с высоким уровнем самостоятельности и как много затруднений испытывают те, которые многого не умеют делать сами. К тому же, раннее включение детей в различный домашний труд делает жизнь ребенка более интересной, полной и содержательной. Повторяясь многократно, они сильно влияют на формирование у ребенка чувства времени, необходимой активности, самостоятельности в поведении. По мере закрепления соответствующих навыков «сфера самостоятельности» детей постепенно расширяется.
Социальные знания и умения естественно складываются в собственном опыте детей в определенной среде — поэтому задача взрослых воспитывать мотивы этой активной культурной деятельности в специально организованной среде.
Направляя эту деятельность, тактично участвуя в ней, взрослые формируют:
- духовный мир ребенка, его кругозор,
- положительную направленность чувств,
- умение разобраться в том, «что такое хорошо и что такое плохо»,
- самостоятельность выбора находить интересную и увлекательную деятельность для себя,
- формируют собранность, самоконтроль, организованность, которые постепенно становятся неотъемлемым свойством личности.
Ребенок должен обязательно иметь несложные обязанности по дому, у него должно быть дело, которое он считает своим, за которое он ощущает ответственность и которое ему интересно. В порученном деле должна быть представлена некоторая самостоятельность. «Чем сложнее и самостоятельнее будет трудовая задача, тем лучше она будет в педагогическом отношении», говорил А.С. Макаренко. Особенно тщательно надо следить, чтобы начатое всегда доводилось до конца. Если осталось недоделанное со вчерашнего дня, то нового поручения не должно быть до тех пор, пока не будет завершено прежнее.
Теперь вместе с нашими малышами приступаем к работе над составлением «Главных правил», замечательно, если эти правила красочно оформлены и висят на видном месте, как сделали наши малыши, сделав забавные коллажи к каждому пункту правил.
«Все что можешь, сделай сам!»
«Не забывай убирать за собой!»
«Уважай труд других!»
Для того, чтобы «работали» главные правила, вспоминаем и оформляем не менее важные, которые нужно соблюдать всем при организации самостоятельной деятельности:
- делай все аккуратно, не торопись;
- не отвлекайся, когда трудишься;
- правильно пользуйся орудиями труда;
- не оставляй работу незаконченной;
- если трудишься не один, работай дружно;
- если окончил дело раньше, помоги другим.
Постепенное включение малышей в разные виды труда — сначала:
- самообслуживание;
- хозяйственно — бытовой труд;
- труд в природе;
- ручной труд.
Здесь не только осваиваются те или иные технические навыки, но и складываются умение ставить цель, искать пути их достижения, контролировать и оценивать достигнутый результат.
Например:
Домашняя уборка
цель: забота о себе и об окружающей среде.
содержание деятельности: знакомство с техническими приемами и моющими средствами по ежедневному гигиеническому уходу функциональных помещений.
Одежда и уход за ней
цель: поддержание порядка, правильное хранение, рациональное использование имеющегося пространства.
содержание деятельности: общие требования по хранению одежды;
сезонная одежда; чистка обуви.
Семейный менеджмент
цель: планирование и организация домашних обязанностей между членами семьи в рационально организованной среде.
содержание деятельности: семейный бюджет; правильная экономия; составляем «семейный» план.
Кулинария
цель: развитие навыков самостоятельности и самообслуживания при приготовлении пищи.
содержание деятельности: приготовление салатов; бутербродов; холодных напитков; сервировка стола.
Шитье, починка, мелкий ремонт
цель: развитие навыков самостоятельности, формирование технических умений и навыков.
содержание деятельности: знакомство с «рабочей корзинкой»; как пришивать пуговицы; как заменить резинку.
Безопасный дом
цель: формирование умения адекватно реагировать в критических ситуациях и оказывать посильную помощь другим людям.
содержание деятельности: современный утюг; телевизор и компьютер;
безопасность на кухне; безопасность в ванной комнате; первая медицинская помощь (игра); домашняя аптечка (где и как хранить лекарства; памятка с заметками о приеме лекарств).
Домашняя флора
цель: удовлетворение эстетических и санитарно-гигиенических потребностей человека.
содержание деятельности: уход за цветами дома.
«Во саду ли в огороде»
цель: участие в посильном труде, развитие интереса к миру взрослых.
содержание деятельности: сезонные виды труда на приусадебном участке.
Животные в доме
цель: формирование чувства ответственности бережного отношения, желание принять посильное участие в защите и охране животных.
В порученном деле должна быть представлена некоторая самостоятельность. «Чем сложнее и самостоятельнее будет трудовая задача, тем лучше она будет в педагогическом отношении», говорил А.С. Макаренко. Особенно тщательно надо следить, чтобы начатое всегда доводилось до конца. Если осталось недоделанное со вчерашнего дня, то нового поручения не должно быть до тех пор, пока не будет завершено прежнее.
Литература
- Монтессори М. Значение среды в воспитании. Пер. с итал. К. Памфиловой // Русская школа за рубежом. — Прага, 1926. — Кн. 17. — C. 419—424.
- Монтессори М. Развитие потенциальных возможностей человека. Пер. с англ. Д. Смоляковой // Бюллетень МАМА. — 1993. — № 2, 3, 5.
- Практическая Монтессори- педагогика, Е. Хилтунен, Москва 2005 г.
- Сумнительный К.Е. Педагогическая система М. Монтессори// Мама и малыш. – 2004. — №9. – С. 7-30
- Якимова М.Н. Монтессори-педагогика в практике детского сада. Новокузнецк: изд. ИПК, 1999. — 92 с.
|