- Ионова С.П., методист
- Тригубчак В.П., воспитатель
ГККП «Ясли-сад №51», г.Костанай
Меняющаяся социальная ситуация формирует новые образовательные потребности педагогов.
Педагог — профессионал не принимает в готовом виде ни идеи, ни технологии — он самоопределяется по отношению к ним и осознанно творит свою собственную деятельность.
Так возникает инновационная деятельность. Она позволяет педагогам выявить возможности педагогических технологий в естественных условиях и обеспечить качество образования.
Это очень важный момент в деятельности дошкольной организации, т.к. в современных меняющихся условиях ДО должна гарантировать семье и ребенку:
- Высокий уровень развития личности ребенка, его нравственной сферы, коммуникативных навыков, предъявляемым требованиям социума;
- Индивидуализацию образовательного процесса соответствующего возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Категория «педагогическая технология» рассматривается рядом педагогов как интегративный процесс, включающий людей, идеи, способы, средства организации педагогической деятельности.
Любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности).
Концептуалъностъ. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью
Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.
Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.
Развитие современной педагогики характеризуется повышенным вниманием к внутреннему потенциалу человека, созданием образовательной среды, способствующей творческому саморазвитию личности, поэтому мы выбрали педагогическую систему М.Монтессори. Основным отличием метода Монтессори является отношение к ребенку как к уникальной, неповторимой личности, со своим собственным планом развития, своими собственными способами и сроками освоения окружающего мира.
Основная идея метода Монтессори заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию, поместив его в подготовленную среду, имеющую четкую логику построения и соответствующую психологическим потребностям ребенка.
Задачей же воспитателя или учителя является помочь ребенку организовать свою деятельность в этой среде, пойти свои собственным, уникальным путем, реализовать свой творческий потенциал. Мы понимали, сложнее всего реализовать требование «системности» технологии, построенной на создании среды как необходимого условия её реализации.
Технология М.Монтессори является замечательным примером эффективной практической реализации идей свободного воспитания, одной из самых гуманистических педагогик, ставящих в центр ребенка, а взрослого — в положение наблюдателя и профессионального помощника в построении личности ребенка.
Остановимся на особенностях детей, посещающих логопедические группы. Особенности детей обусловлены причинами речевых нарушений. Среди них различают биологические (гипоксия плода, родовые травмы, мозговые инфекции и травмы в первые месяцы после рождения, семейная отягощенность речевыми нарушениями и т.п.) и социально-психологические факторы риска (недостаточность эмоционального и речевого общения со взрослыми, двуязычие в семье, излишняя стимуляция речевого развития ребенка, педагогическая запущенность и др.). Всё чаще в логопедическую группу приходят дети с органическим характером нарушений ЦНС. Эти дети характеризуются наличием различных двигательных нарушений (нарушение равновесия, координации движений, недифференцированность движений пальцев рук и артикуляционных движений); они плохо переносят жару, езду в транспорте, долгое качание на качелях; быстро истощаются и пресыщаются любым видом деятельности; раздражительны, повышены возбудимы, повышено расторможены; наблюдаются неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций.
Мы обратили внимание на тот факт, что по мнению Марии Монтессори дети испытывают колоссальную потребность в концентрации внимания и у них есть для этого все возможности. Ребенок, который научился сосредоточиваться на том или ином виде деятельности, становится более спокойным, умиротворенным и расслабленным. Он чувствует себя счастливым, верит в себя и в то, что он в безопасности, ощущает признательность к взрослому, подготовившему для него адекватную среду. На наш взгляд основные концептуальные идеи педагогической системы М.Монтессори соответствуют задачам по нормализации детей-логопатов.
Выбирая технологию М.Монтессори, мы понимали, что не можем создать полноценную среду, поэтому действовали избирательно. Наш выбор пал на «Упражнения в практической жизни» и «Упражнения на линии».
Главными целями упражнений на линии является овладение ребенком собственным телом, моторное развитие, развитие чувства равновесия и контроля движений рук и ног, способствуют нормализации (ребенка).
Линия как установленное направление скорее затрудняет соблюдение равновесия и, тем самым, фиксирует, упрочает его. Ритмическая ходьба, маршировка, ритмические упражнения, гимнастика на линии используются педагогом для совершенствования чувства равновесия и контроля движений. Ещё мы используем упражнения с различными предметами, например дети любят ходить по линии с колокольчиком или с теннисным шариком в ложке. Такие упражнения на линии, которые требуют сосредоточенности, координации движений, снимают возбуждение одних детей и сонливость других, задают спокойный рабочий настрой целесообразно проводить до начала занятий. После такой ходьбы у детей концентрируется внимание и они активно включаются в образовательную деятельность.
Упражнения в практической жизни, часть которых происходит из повседневных домашних дел привлекательны для детей. Ребенок особенно любит упражнения, которые встречаются в его жизни дома. Он не просто выполняет определенные действия, но и рассказывает о членах семьи, выражает своё отношение к поступкам других людей приводит в порядок окружающую среду. Так в группе появились кувшины для переливания, щеточки и совочки для уборки, различные застежки, тряпочки и разноцветные тазики.
Наведение порядка в среде, где находится ребенок, благоприятствует усвоению им образцов социального поведения и созданию внутреннего духовного строя. Это очень важно для детей с особенностями в развитии.
Необходимо помнить, что жизнь речи аналогична жизни ее хозяина — человека. Хорошая ориентировка в ближайшем окружении поможет ребенку сориентироваться в функционировании речевых структур.
Е.М. Стэндинг в книге «Мария Монтессори: ее жизнь и работа» перечисляет характеристики нормализации (ребенка): любовь к порядку, любовь к работе, спонтанная концентрация, любовь к тишине и работе самостоятельно, принятие реальности, способность действовать, исходя из реального выбора, послушание, независимость, инициатива, спонтанная самодисциплина, жизнерадостность.
Методы Марии Монтессори — это то, о чём можно говорить и спорить, применять и совершенствовать. Многие специалисты считают её методы крайне необходимы во многих случаях, если возникли проблемы в развитии ребенка. В ряде стран педагогика М.Монтессори считается элитарной.
Результат внедрения только двух направлений педагогики в нашем детском саду был положительным. У детей сформировались важные качества – послушание, спонтанная концентрация, инициатива — они стали хорошей базой для речевого развития детей.
Таким образом, отсутствие специально подготовленной среды не стало препятствием на пути применения педагогики М.Монтессори в практической работе воспитателя, а наоборот принесло свои положительные результаты.
|