Редактор. О свободе и дисциплине (Методика Монтессори) Из дневника Елизаветы Тихеевой

О свободе и дисциплине (Методика Монтессори)О свободе и дисциплине (Методика Монтессори)

Из дневника Елизаветы Тихеевой Отправляясь на via Giusti, я была полна сомнений, недоумений – как ограждается духовная свобода ребенка среди режима монастырской школы. И вот я там побывала, и сомнения мои рассеялись, уступив место достоверности. Вся внешняя обстановка «дома»-эти часовни, молельни, Мадонны и распятия, эти частые и обязательные молитвы, посещения церквей, - разве это условия, способствующие свободе духа?

 

И мне припоминались строки из заключительной главы книги г-жи Монтессори: «Мы думаем, что свобода совести и мысли заключается в отрицании известных чувств и взглядов например, чувства религиозного. Между тем там, где что-нибудь подавляется силой, свободы нет. Она там, где неограниченное проявление жизни оберегается. Кто не верует, не боится того, во что он не верует, и не борется с тем, чего не существует. Если же он верует и борется, он становится борцом против свободы. Мы не можем предвидеть грядущего прогресса мысли. Мы видим, например, в Домах ребенка торжество дисциплины путем свободы и самостоятельности, что доказывает огромный прогресс в развитии педагогических методов и подает блестящую надежду на возрождение человечества путем воспитания. Быть может, свобода мысли и совести приблизит нас и к новому великому подъему глубокого религиозного чувства».

Прекрасные слова! Но в каком огромном возмущающем душу противоречии находятся они с тем, что происходит в монастырских школах, в том числе и в «школе», руководимой самой Монтессори! Я так и не поняла, как может человек, написавший эти строки, не видеть этого противоречия.

Комментарий из нашего времени

Совсем другие выводы можно сделать, прочитав строки Дневника Юлии Ивановны Фаусек. Их смысл далек от абстрактных философических и, тем более, идеологических постулатов. Она относится к увиденному с точки зрения педагогики. Для нее важна ситуация, при которой каждый из детей свободен уже потому, что занят своим делом и сосредоточен на нем, ведь это естественное для малышей состояние. Оно заставляет их, с одной стороны, самостоятельно и свободно выбирать предмет своей деятельности, а с другой, – быть вполне дисциплинированными, поскольку концентрация внимания заставляет не мешать другим заниматься своей работой. Вот как Юлия Ивановна пишет об этом в своем дневнике.


Из дневника Юлии Фаусек

Молчание и сосредоточенность в работе - главные отличительные черты в «Римских домах». Высказывались мнения, что такое поведение детей достигается суровой муштрой. Но отсутствие робости, непринужденность, связанная с вежливостью, в обращении с посетителями, спокойные, довольные лица, улыбки - всё доказывает противное. Эти дети молчат, потому что им хочется молчать, потому что они углублены в работу, потому что работающее и болтающее существо - два понятия несовместимые. Дети эти вовсе не должны сидеть неподвижно: они могут работать и сидя, и стоя, и даже лёжа на ковриках, они могут передвигаться свободно по комнате, могут ничего не делать. Но благодаря житейским упражнениям и образовательной гимнастике, дети эти научаются двигаться бесшумно, не опрокидывая стульев, не стуча ногами, не натыкаясь на предметы.

Каждый ребёнок занят своей работой, той работой, которая ему более всего по душе и по силам. Чем лучше ему удается эта работа, тем чаще хочется ему ее повторять, тем упорнее начинает он молчать. За работой и в молчании в нем зреет мысль, мысль такая же маленькая, как мало все его существо, но часто уже ясная и определенная, доступная его пониманию; мысль его собственная, а не услужливо преподнесенная воспитателем. Тишина и мир царят в комнате, наполненной малютками, занятыми работой, иногда в течение часа, иногда даже и больше. Тут воочию убеждаешься в той дисциплине, о которой говорит Монтессори в своей книге. Дисциплина эта свободна в настоящем смысле слова, ибо она исходит от самого ребёнка, в душе которого заложено желание повиноваться. Он только не умеет еще повиноваться, как не умеет еще очень многого в своей жизни. Нужно только, чтобы воспитание вело к повиновению разумной силе, а не к подчинению бессмысленным требованиям старших.

«А где же детская радость, выражающаяся в беготне, болтовне, в криках?» - спросят у Монтессори. Все это есть в «Доме детей». Выбегая во двор, в садик или комнату для отдыха, дети и бегают, и скачут, и болтают между собой, и кричат. Но эти их действия приобретают известную долю стройности. Тут нет безудержной возни и беготни, доводящих детей до изнеможения и до истощения нервных сил, нет безустанной болтовни и диких криков…

…Когда я шла в «Дом детей» на Виа Гиусти в последний раз, я купила на соседнем цветочном рынке большой букет белых роз. Дети были в саду с Изабеллой. Я села и стала ждать, держа букет на коленях. В комнату вошли зачем-то Тесла и Чичино. Тесла стремительно бросилась ко мне. «Эти цветы для Мадонны, да, синьора?» – быстро спросила она. Чичино припал лицом к розам, вдыхая их аромат. «Это — для Мадонны?» — спросил он, поднимая голову. Я разделила букет пополам и отдала цветы детям. «Отнесите розы сестре Изабелле, а она пусть отдаст их Мадонне». Текла помчалась в сад, крепко прижимая к себе цветы. Чичино взял бережно букет, который его маленькие руки обхватывали с трудом, и с благодарностью посмотрел на меня своими умными глазами. Я не могла удержаться и поцеловала этого милого ребенка, образ которого навсегда остался в моей памяти. Из сада доносились радостные восклицания и легкий шелест детских ног. Я подошла к двери и любовалась детьми, собравшимися около маленького фонтанчика, в котором они устраивали розы, чтобы сохранить их свежесть. Когда дети сели завтракать, Изабелла спросила меня: «Это вы, синьора, принесли розы? Это было настоящее Провидение! Завтра праздник Мадонны, и мы горевали, что у нас нет цветов, хотели украшать Мадонну просто листьями, и вдруг сначала Тесла, а потом Чичино принесли эти чудесные розы». Это был последний день моего посещения «Дома детей» на Виа Густи.

Комментарий из нашего времени

Мария Монтессори писала, что дети – существа удивительные, тонко чувствующие, всепрощающие. Их отношения со взрослыми, особенно с родителями, во многом походят на поклонение кумиру. Малыши подражают взрослым, копируют их действия и отношения друг с другом. Если прибавить к этому, что они – дети места и с молоком матери впитывают обычаи и настроения страны, в которой родились, дома, где живет их мама, детского сада и школы, куда они ходят каждый день, – то становятся понятными многие особенные черты их поведения. Впечатления детства могут всплыть через много лет. Они напрямую влияют на становление характера человека, на многие его поступки. Но самое важное – мы навсегда запомним, что дети – и только они – лучшие и самые верные из друзей.


Фрагменты дневников взяты из книг

Юлия Фаусек. Месяц в Риме в «Домах детей» Марии Монтессори.
Изд. Агентства образовательного сотрудничества, 2003

Елизавета Тихеева. Дома ребенка Монтессори в Риме.
Изд. Агентства образовательного сотрудничества, 2003

Татьяна Сухотина. Мария Монтессори и новое воспитание.
Изд. Агентства образовательного сотрудничества, 2003

Просмотров: 510
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Митягина Наталья Леонидовна. Проект 'Что такое День Победы? Это значит - нет войны!'
  • Мезенцева Надежда Александровна. Знать должны дети правила все эти.
  • Марина Бурунова. Творческий проект: «Что за прелесть эти сказки!»
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Ильинская Диана Витальевна. Сценарий праздника «Что за прелесть эти сказки»
  • Наталия Мороз. Конспект итогового логопедического занятия в подготовительной к школе группе Тема: «Что за прелесть эти сказки!»
  • Иванникова Валентина Николаевна. Консультация для педагогов 'Что за прелесть эти сказки!Алгоритм работы со слайдами'(из опыта работы)
  • Власова Анна Сергеевна. «Здоровый образ жизни — это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость».
  • Матанян Лариса Серёжаевна. Дети с ограниченными возможностями здоровья: кто они?
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Былкова Татьяна Юрьевна. Что такое хатха-йога и для чего она нужна дошкольнику?
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Петрова Наталья Павловна. Во что играют дети.
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Падерина Любовь Михайловна. Мнемотаблицы для заучивания стихов — что это такое?
  • Васильченко Юлия Сергеевна, Гаганова Юлия Сергеевна, Сидорова Лидия Васильевна. Новогодний праздник для детей старшего дошкольного возраста «Что такое Новый год? Это…»
  • Фания Мустафина. Эссе воспитателя. 'Что значит для меня быть воспитателем детского сада'
  • Маврина Людмила Юрьевна. Что такое нейрогимнастика и чем она полезна?
  • Бексаева Лариса Александровна. Методическая разработка 'Знать должны и взрослые и дети, о правах, что защищают всех на свете'
  • Мравян Оксана Юрьевна. Рабочая программа Монтессори-педагога по программе дополнительного образования «Монтессори – педагогика» «Мама и малыш»
  • Лебедева Наталья Павловна. Презентация 'УГОЛКИ НАСТРОЕНИЯ – ЧТО ЭТО'
  • Редактор. Оригами. Что это?
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Мравян Оксана Юрьевна. Методика Монтессори своими руками: организуем развивающую среду дома.
  • Майорова Ольга. Формула здоровья «Здоровье – это то, что нужно беречь».
  • Елена Васильевна Савельева. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР, ФФНР. Игра «Что? Где? Когда» по теме «Весна».
  • Титова Ирина Викторовна. Статья «Фликер – что это такое?»
  • Дубровина Алефтина Викторовна. Познавательно-развлекательная игра «Что? Где? Когда?» (для детей подготовительной группы) Тема: «Деревья и кустарники»
  • Наумова Наталия Александровна. Сообщение к педсовету 'Красота-это то, что создаёт человек'



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь