Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 37 открытого акционерного общества «Российские железные дороги» г. Москва
"Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету" (К. Д. Ушинский).
Авторы: учителя – логопеды Некрасова Алина Игоревна, Кондукова Светлана Витальевна
Участники: дети подготовительной и подготовительной логопедической групп (Вика Д., Вероника М., Даниил З., Карина С., Коля Ч.).
Вид проекта: познавательно — творческий.
Продолжительность: долгосрочный.
Сроки реализации проекта: декабрь 2020 г. — январь 2021 г.
Актуальность:
Одно из обязательных условий эффективности системы обучения и воспитания детей дошкольного возраста – высокий уровень их речевой и познавательной активности.
Недостаточное развитие речевых средств и познавательной активности у детей ограничивает круг их общения, способствует возникновению замкнутости, безынициативности, нерешительности, стеснительности; порождает специфические черты речевого поведения – неумение устанавливать контакт с собеседником, поддерживать беседу.
В свою очередь, низкий уровень общения замедляет темп развития речи и других психических процессов.
Проблема:
У детей с недоразвитием речи страдает как механическая, так и логическая память. Так же у детей с общим недоразвитием речи и фонетико – фонематическим недоразвитием речи замедляется темп развития наглядно — образного мышления.
Гипотеза:
Заучивание стихотворений для дошкольников имеет огромную пользу:
- расширяет кругозор, развивается память, логическое мышление
- формируется культурный уровень
- рифма дает возможность обрести внутреннюю гармонию.
Каждое произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный запас, формирует его собственную речь. Выразительность исполнения развивает технику речи. Чем больше ребенок учит наизусть, тем больше объем памяти формируется у него для дальнейшего обучения.
Цель проекта: Создание условий для развития связной речи и памяти посредством ознакомления с литературными произведениями классиков русской художественной литературы и заучивание отдельных тематических стихотворений.
Задачи проекта:
1. Совершенствовать представления детей о временах и месяцах года, об окружающем мире через заучивание стихотворений о месяцах года,
рассматривание картинок, просмотр мультфильмов, дидактические и пальчиковые игры, чтение сказок.
2. Активизация и обогащение словарного запаса детей.
3. Формирование грамматического строя речи.
4. Овладение средствами звуковой выразительности речи (темп, смысловое ударение, сила голоса, интонация).
5. Закрепление умения произносить слова сложного слогового состава.
6. Закрепление навыков правильного звукопроизношения.
7. Развитие связной речи, памяти и мышления детей, развитие творческих способностей.
Формы организации проекта:
Работа с детьми:
- индивидуальные занятия
- дидактические, настольно – печатные, пальчиковые игры
- беседы
- рассматривание иллюстраций
- просмотр мультфильмов, видеороликов
- прослушивание песен, классических музыкальных произведений
- чтение художественной литературы
- знакомство с поэтическими произведениями классиков русской художественной литературы
- выбор стихотворений для Конкурса детского творчества «Карусель» в рамках образовательного проекта «Необычное в обычном»
- заучивание стихотворений к Конкурсу детского творчества «Карусель» в рамках образовательного проекта «Необычное в обычном».
Ожидаемый результат.
Предполагаемый результат со стороны детей:
- дети запомнили и выразительно читают стихотворения о временах года
- у детей повысился уровень воображения, улучшились память и логическое мышление, творческие способности
- у детей увеличился и обогатился словарный запас
- дети не замкнуты, нет стеснительности
- дети умеют устанавливать контакт с собеседником, поддерживать беседу
- дети пополнили знания о временах года, об окружающем мире, знают много стихов, песен, загадок по теме проекта
- дети умеют самостоятельно подбирать рифмы к словам, составлять загадки.
Реализация проекта:
Этапы проекта:
I этап.
Организационно — диагностический (декабрь 2020 г)
1. Подбор материалов:
- атрибуты для игровой деятельности
- иллюстрированный материал
- художественная литература
- музыкальные произведения по теме «Времена года».
2. Обсуждение проекта с воспитателями: выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта.
II этап.
Основной (декабрь 2020 г – январь 2021 г)
- Беседа о времени года.
- Рассматривание иллюстраций по теме «Времена года».
- Чтение классических литературных произведений:
С.Есенин «Береза», А.Фет «Чудная картинка», Ф.Тютчев «Чародейкою Зимою…», К.Бальмонт «Снежинка», А.Пушкин «Зимнее Утро», А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…»
А.Фет «Ласточки пропали», А.Пушкин «Уж небо осенью дышало», Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…», К.Бальмонт «Осень»
А.Фет «Летний вечер тих и ясен…», А.Майков «Летний дождь», В.Жуковский «Летний вечер», А.Плещеев «Летний садик», В.Брюсов «Летняя гроза», А.Апухтин «Ночью»
А.Плещеев «Весна», В.Жуковский «Жаворонок», Ф.Тютчев «Зима недаром злится», А.Фет «Уж верба вся пушистая», С.Есенин «Черемуха душистая»,
русские народные сказки «Вершки – корешки», «Морозко», «Лисичка-сестричка и волк», «Зимовье зверей», «Два мороза», «Лиса и волк», «Как Весна Зиму поборола»,
С. Маршак «Двенадцать месяцев», Г. Андерсен «Снежная королева», Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка», В. Катаев «Дудочка и кувшинчик», В. Бианки «Синичкин календарь», Э. Успенский «Грибное лето», С. Козлов «Необыкновенная весна», Э. Кузнецова «Сказка о Лете и его сыновьях»
- Загадывание загадок.
- Дидактические игры: «Корзинка с овощами», «Пересказ с картинками», «Богатый урожай», «Что сначала, что потом», «Во саду ли в огороде».
- Настольно – печатные игры: «Времена года», «Деревья», «Цветы», «Насекомые».
- Настольные игры: «Повтори за ежиком», «Собери картину», «Белка и желуди», «Ледяная темница», игра-сортер «Барабан», кубики «На грядке», «Цветы», «В лесу, саду, в огороде», «Подарки леса».
- Игры на развитие мелкой моторики: «Магнитные истории. Времена года», трафареты, «Чудесный мешочек. Насекомые».
- Пальчиковые игры: «Мы во двор пошли гулять», «Елочка», «Солнечные зайчики», «Салатик», «Птички в гнезде», «Прогулка», «Цветы», «Скворечник».
- Пересказывание по мнемотаблицам «Пересказ с картинками».
- Просмотр развивающих мультфильмов:
«Уроки тетушки Совы. Времена года», «Что такое зима», «Про 12 месяцев», «Про черепаху», «Дед мороз и лето», «Снеговик-почтовик», «Метеор и другие: В гостях у лета», «Снегурочка», «12 месяцев», «Снежная королева», «Серая шейка», «Оранжевое горлышко», «Лето кота Леопольда», «Весна», «Маугли — весна», «Весна в Простоквашино», «Весенняя сказка».
- Заучивание стихотворений:
А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», К. Бальмонт «Снежинка», С. Есенин «Черемуха», К. Бальмонт «Осень», А. Апухтин «Ночью».
- Художественное творчество совместно с родителями «Поэзия на холсте» (иллюстрация заученного стихотворения).
- Выставка поделок из природного материала.
- Прослушивание музыкальных классических произведений:
П. Чайковский «Времена года», А. Вивальди «Времена года».
III этап.
Обобщающий (январь 2021 г.)
Итоговое мероприятие:
- Выставка поделок из природного материала «Времена года»
- Участие в Конкурсе детского творчества «Карусель» в рамках образовательного проекта «Необычное в обычном» (Номинация «Художественное слово»).
- Видеоролик по итогам проекта «Времена года».
Ресурсное обеспечение:
Интернет-ресурсы (иллюстрации, мультфильмы, обучающие и информационные видеоролики, аудиозаписи, литературные произведения), материальные ресурсы (приобретение и изготовление пособий, дидактических игр).
|