Экологическое отношение к миру формируется и развивается на протяжение всей жизни человека. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше. Известно также, что истинная красота заложена в природе, и задача состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее, научиться ценить ее. В результате при ознакомлении детей с природой открываются широкие возможности для их эстетического воспитания. Природа обогащает человека духовно, общение с ней способствует формированию положительных, моральных качеств. Научить детей видеть красивое- дело сложное. Если педагог сам искренне любит природу и бережно относится к ней, он сможет передать эти чувства детям.
Дети очень наблюдательны и чутки к словам, настроению и делам взрослого. Они быстро видят положительное и подражают своему наставнику. Любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание, ее познание. Задача состоит в том, чтобы подвести детей к мировоззренческим выводам: о единстве и разнообразии природы, связях и взаимосвязях между разными объектами природы, постоянных изменениях в природе и ее развитии, целесообразности взаимоотношений между живыми существами в природе, рациональном использовании природы и охране ее. Параллельно с этим идет формирование у детей способности эстетически относиться к миру, воспринимать и оценивать прекрасное, своей деятельностью умножать красоту окружающего, побуждать задумываться над взаимоотношениями людей и природы.
Сознательно организуемое и направляемое знакомство ребенка с эстетическими ценностями начинается с восприятия предмета, с создания его целостного образа. При этом правильные представления о предметах легче всего формируются в процессе их непосредственного чувственного восприятия, как зрительного, так и слухового, и осязательного. Кроме того, он получает сведения от взрослого, передаваемые словесным путем: ему рассказывают, объясняют, читают. Оба эти пути познания тесно связаны между собой.
Предметы и явления окружающей действительности обладают комплексом свойств (величина, цвет, форма, конструкция, звучание, запах). Чтобы познакомиться с предметом, необходимо заметить характеризующие его свойства, как бы выделить их из предмета. Если предмет не оставит ребенка равнодушным, его эмоциональное отношение переходит в активную деятельность: в стремление сохранить понравившееся, умножить красоту, передать ее другим (нарисовать, описать в стихах, сочинить сказку и т.д.). Дети часто связывают понятия «добро» и «красота» с природой, с бережным отношением к ней. Многие дети знают, природу нужно беречь, но, лишь дополненные эстетическим чувством, положительным отношением, эти знания влияют на их поведение; наслаждение красотой природы, чувство любви к ней определяют их практическую деятельность по ее охране, умножению ее богатств. Познание природы возможно только при непосредственном общении с ней, которое происходит, как правило на экскурсиях, во время прогулок.
Необходимо помочь детям приоткрыть завесу прекрасного, научить видеть красивое, неповторимое в самой маленькой частице природы. И начинать эту работу надо с выделения для наблюдения объектов, которые обладают наибольшей выразительностью, максимально концентрируют в себе те или иные признаки эстетического совершенства. Любое воспитание, будь то экологическое, эстетическое, нравственное, должно стать воспитанием сердца, которое рождает чувства, мысли, поступки. Об этом говорят все великие педагоги мира. Сердце есть исток человечности в человеке. Недаром древние греки говорили: «слушать сердцем», «смотреть» глазами сердца», «думать сердцем». Мы еще раз убеждаемся, что экологическое воспитание дошкольников без воспитания сердца невозможно. И срок для этого отпущен небольшой –семь лет, дальше это сделать будет крайне трудно. Что же способствует воспитанию сердца прежде всего? Любовь и Красота. Природа является целым кладезем красоты. Любя природу, общаясь с ней, человек обогащается духовно, чувственно, заряжается энергией добра. Мы должны помнить, что сами дети часто не замечают Красоту вообще, и в Природе в частности.
В этом мы, взрослые, должны им помочь. Но делать это надо не формально, не сухо, но через сердце, через свое восхищение, удивление, радость и любовь. «Экология, — сказал кто-то из детей, — это когда люди улыбаются…» А если так, то значит наша задача увеличить в окружающем нас мире количество добра, снять с души что-то тревожное или злое, сделать еще один шажок к гармонии всего живого на Земле.
Список литературы:
- Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. — Москва: АРКТИ, 2001. — 128с.
- Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Пособие для педагогов и родителей. /Ярославль: Академия развития, 1997. -192 с.
- Ашиков, В. «Путь к Экологическому человеку» // Дошкольное воспитание – 2001 №7, — с.9
|