Подготовили:
- Ковалева Валентина Александровна
- Макасеева Светлана Александровна,
воспитатели ЗАТО Северск- 2020 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 11»
Цель:
- формировать представление об источниках тепла (солнце, батарея, газ, руки, пламя свечи и др.)
- закрепить понятий о важности тепла, его значении в жизни человека, рассказать детям что тепло нужно беречь..
Задачи:
- дать представления об необходимости тепла в жизни
- продолжать развивать познавательную деятельность, мышление, речь.
Прогнозируемые результаты работы: пересказ детей какую роль играет тепло.
Предварительная работа: Воспитатель задает вопрос в начале прогулки тепло ли им. После подвижных игр воспитатель спрашивает сравнить свои тепловые ощущения с началом прогулки и после подвижных игр. Воспитатель предлогает понаблюдать за прохожими, растениями, насекомыми и определить, кому тепло, а кому холодно. Чтение художественной литературы: «Заюшкина избушка», «Три поросята», «Зимовье зверей», загадывание загадок об источниках тепла.
Материалы: иллюстрации к сказке «Заюшкина избушка», игрушечный Зайчик (от имени Зайчика говорит воспитатель и держит его в руках), демонстрационные картинки (солнце, огонь, печь, батарея); предметные раздаточные картинки для игры (печь, шуба, шарф, варежки, костёр, одеяло, батарея, сапоги, шапка, газовая плита, электрообогреватель, камин). Фонограмма песни «Три поросенка», маски для инсценировки сказки «Зимовье зверей».
Ход занятия.
Воспитатель:
- Дети, скажите какое сейчас время года? (зима)
- Когда мы зимой выходим на улицу, что мы чувствуем? (холод)
- На улице холодно, а в нашей группе? (тепло)
- Я вам прочитаю загадку, а вы мне сажите что греет наш сад.
В нашем доме под окошком
Приросла к стене гармошка,
Не беда, что не играет
– Всю квартиру согревает. (батарея)
- Во всех городах квартиры, больницы, школы, детские сады обогревают батареи. Наш детский сад тоже обогревают батареи.
- А знаете, почему батареи теплые? На больших котельных при помощи топлива нагревают воду и пускают её по трубам. А из этих труб горячая вода попадает в батареи. Батареи горячие – у нас тепло. Тепло нужно беречь. Так как для его получения нужно сжечь много дров, угля, газа – природных богатств, которые стоят дорого, их надо экономнно расходовать.
- Дети, давайте подойдем к батареям и потрогаем их. Убедились, что тепло от батареи идет?
- Не только батарея дает тепло. Есть еще и другие предметы. Хотите узнать? Чтобы узнать, нам нужно отгадать загадки. Слушайте!
Ты весь мир обогреваешь,
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в конце,
И зовут тебя все … (солнце)
- Солнце греет весь земной шар. Это самый главный источник тепла. Но солнца нам мало нам, особенно холодной зимой.
- Но чтобы нам не замерзнуть зимой, люди что делают? (шьют себе одежду, строят дома) – А как вы думаете дает ли нам тепло одежда? (ответы) Давайте закроем глазки и представим что мы вишли на улицу в мороз и сняли руковички. Нашим ручкам стало холодно. Теперь одеваем руковички и нашим ручкам становиться тепло..
- Как вы думаете почему? Видь руковички стали холодными от холода. Значит, не руковички греют ваши руки, а теплом своих рук согрели их. А значит что наша одежда и обувь нас не греют а всего лишь сохраняют тепло.
Слушайте еще загадку
Что, дотронувшись едва,
Превращает в дым дрова? (огонь)
Много лет назад люди грелись от костра. Прогорел костёр и тепла не было. И огонь в костре приходилось поддерживать постоянно. Слушаем следующую загадку:
Лето придет — не глядят на неё
Зима настанет — обнимают её. (печь)
Время прошло и люди научились строить печи. Когда топишь печь в доме становилось теплее и это тепло сохранялось дольше. В печи даже можно было готовить еду.
Со временим люди стали придумывать другие приборы которые нас бы обогревали. И стали нашими помошниками.
- В какое время года тепло, нам нужно особенно? (Зимой)
- А что нужно делать чтобы тепло в нашем доме сохранялось как можно дольше? (закрывать двери, закрывать окна)
А теперь встаем в круг и поиграем в игру «Согреемся вместе». Я говарю что замерзло, а вы греете. Замёрзли щёчки – трём, ушки – щипаем, ручки – хлопаем, ножки — топаем.
Воспитатель:
- А скажите мне дети какие вы знаете сказки о домиках? Молодцы! ( «Заюшкина избушка», «Три поросята»)
- Смотрите к нам пришел зайка из русской народной сказки «Заюшкина избушка»
Зайка:
- Добрый день ребята! Скажите, кто я? А какой я дом построил? А Лиса? (показываю картинки домиков Зайки и Лисы) Ребята говорят из чего строили свои домики животные (у Зайки — лубяной, а у Лисы — ледяной)
Зайка:
- Ребята, скажите мой дом теплее чем у Лисы? А, почему моя избушка теплая?
- Верно, я печку топил, двери хорошо чтобы холодный воздух не попадал ко мне в избу. Воспитатель:
- Ой какой у нас зайка умный! Теперь давайте построим домик из конструктора для нашего зайки. В начале работы мы с вами хорошо подумаем как мы будем строить дом. Что нужно сделать чтобы он был теплый? Кладем кирпичи плотно друг к другу чтобы холодный воздух не попал в щели. А окна и двери мы тоже плотно прижимаем к стенам..
Воспитатель:
- А теперь я вам буду задавать вопросы а вы отвечаете: Почему ваш дом теплый? Ответы детей. Воспитатель: — Теперь вы знаете, как сделать чтобы дом был теплый. Давайте повторим, и всегда будем выполнять эти простые правила: плотно закрывать двери и окна и у нас всегда будет тепло. Приглашаем зайку для просмотра сказки (воспитатель сажает Зайчика на стул), мы тебе покажим сказку «Зимовье зверей».
Зайка:
- Ребята! Какая интересная сказка! Спасибо Вам! И до новых встречь! Берегите тепло!
Литература:
- Н. С. Голицына Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет. Москва, 2006.
- М. Д. Маханева Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Москва, 2004.
- Н. В. Коломина Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий. Москва, 2005.
- Т. М. Бондаренко Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада. Воронеж, 2003.
- В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Воронеж, 2009
- О. А. Ершова Игры со сказками. Москва, 2003.
- Хрестоматия детской классики. От 2 до 6 лет. Москва, 2012.
|