Цель
- поддерживать стремление к самостоятельному поиску проблемы и выдвижению гипотезы, поиску путей решения проблемы в ходе исследований плодов и деревьев яблока и груши.
Задачи:
- закрепить знания о фруктах, их строении и полезных свойствах плодов;
- учить сравнивать вкусовые и обонятельные качества и описывать их;
- систематизировать знания о деревьях (части, рост и развитие), учить сравнивать по указанным критериям;
- формировать способы познания с помощью сенсорного анализа;
- способствовать развитию мыслительных способностей (анализ, классификация, сравнение, обобщение);
- учить работать с фиксационными картами.
Словарная работа – плод, кора, фруктовые деревья, айва, соковыжималка, крона.
Скачать конспект
Скачать фиксационные карты
Оборудование –мольберт, указка, демонстрационный материал «Яблочко на блюдце», «Ссора», платок сказочницы, пазл «Айва» (4 части и целая картинка), 4 конверта, фартук, перчатки, нож, соковыжималка электрическая, кружки по количеству детей, яблоки, груши, айва, сравнительные таблицы, изображение деревьев, маркеры зеленый и красный.
Предварительная работа – дидактическая игра «Овощи и фрукты», чтение сказки В.Сутеева «Мешок яблок»
Приложение – фиксационные карты к занятию
ПЛАН РАБОТЫ:
Вводная часть
Воспитатель в сказочном платке приглашает детей к мольберту.
- Сегодня я хочу рассказать вам сказку про братца Яблочко и сестрицу Грушеньку. Жили они дружно, как говорят «не разлей вода», во всем друг другу помогали. Но вот однажды… показывает ссору яблока и груши… Очень братец с сестричкой поссорились, а все из-за того, что стали спорить кто же им ближайший родственник. Братец яблочко говорит, что апельсин, а сестрица Грушенька утверждает, что слива. Как вы думаете, кто из них прав? Варианты ответов
- Как же нам правду узнать? Как же Яблочко с Грушенькой помирить? Ребята, посмотрите волшебное блюдо нам подсказать хочет… рассматривают картинку «Яблочко на блюде» …Волшебное блюдо может нам помочь, но нужно выполнить четыре задания. За каждое задание мы будем получать кусочек пазла с отгадкой. Справимся, ребята?
Основная часть
- Мы с вами отправимся в Центр Познания. Дети переходят в новую локацию, воспитатель снимает платок.
- Посмотрите перед вами настоящие яблоки и груши. Давайте их внимательно рассмотрим, потрогаем и даже понюхаем. Чтобы результаты нашего исследования не потерялись, мы будем заполнять таблицу.
Воспитатель разрезает фрукты на половины, дети рассматривают срезы, вновь анализируем отличие в форме.
- Ребята, а мякоть у яблока и груши одинаковая? Варианты ответов (яблоко – белая, плотная, груша – темнее, рыхлая, более сочная). Часть яблока оставляем для последующей работы.
Заполненная таблица на мольберте превращается в конверт с первым фрагментом паззла.
- Отлично, первая часть пазла уже у нас! Отправляемся дальше!
- Нас ждет Центр Кулинарии. Ребята, что мы будем делать здесь, как вы думаете? Варианты ответов
- В Центре Кулинарии мы будем пробовать фрукты на вкус! Угощайтесь, пожалуйста! Можно есть такие яблоки и груши? Мы ничего не забыли? Фрукты необходимо мыть перед едой, как и руки. Воспитатель передаёт фрукты младшему воспитателю, и вместе с детьми идёт в умывальную комнату, мыть руки.
- Давайте начнем нашу дегустацию. Воспитатель разрезает яблоки на небольшие кусочки, дает каждому попробовать сначала яблоко, потом грушу. Ребята, скажите, фрукты отличаются на вкус? Вы сможете их отгадать по вкусу, если не будете знать какой именно едите? Ответы детей, воспитатель уточняет, корректирует
- Какие блюда можно приготовить из яблок и груш? Игровое упражнение «Перестрелка» проводим фронтально. А сок их этих фруктов можно приготовить? Давайте попробуем? Нам для этого понадобится нож, соковыжималка и кружки. Ребята, послушайте слово, из каких двух слов оно состоит – соко-выжималка. Действительно, это бытовой прибор, который используют для того, чтобы СОК ВЫЖИМАТЬ, поэтому его так и назвали – соковыжималка.
- Вы говорили, что сможете отличить яблоко и грушу на вкус. Давайте проверим. Мы нальём сок в кружки, но не скажем. А вы угадаете на вкус. Разливают, дают возможность попробовать оба вида. Воспитатель задает вопрос о том, какой это сок (из яблока – яблочный, из груши — грушевый), образованные прилагательные закрепляем ответами нескольких детей. Во время дегустации младший воспитатель уносит посуду, протирает стол, оставляет на нем второй конверт
- Ребята, посмотрите, появился следующий конверт! У нас есть уже две части паззла.
Динамическая пауза дети повторяют слова за воспитателем и выполняют движения по тексту. Проводим на ковре.
Вот так яблоко. Оно Соку сладкого полно. Руки протяните, Яблоко сорвите.
Стал ветер веточку качать, Трудно яблоко сорвать. Подпрыгну, руки протяну, И быстро яблочко сорву.
При возвращении дети на стульчиках находят третий конверт.
- Наше путешествие продолжается, и мы отправляемся в Центр Экологии.
- Ребята, напомните яблоки и груши — это фрукты или овощи? Где они растут? Как называется дерево, на котором растут яблоки? Яблоня А груши? Груша, грушевое дерево. Предлагает картинки с изображением названных деревьев и их листьев. Отмечаем красным различия, а зеленым сходство у деревьев.
- Ребята, а чего больше у этих деревьев сходств или различий? А можно ли их перепутать? Какие признаки помогут найти правильный ответ?
На мольберте появляется последний конверт.
- Вот и четвертая часть нашей отгадки! Пора открыть конверты и узнать ответ, кто же ближайший родственник братца Яблочка и сестрицы Грушеньки. Достают части пазла, складывают, определяют фрукт. В случае затруднения воспитатель подсказывает.
Итог
- Ребята, а чего больше мы нашли отличий или сходства между яблоком и грушей? Давайте проверим! Заполняют итоговую таблицу, сходства зеленым маркером, отличия – красным.
- Давайте отправим наш ответ братцу Яблочку и сестрице Грушеньке. Воспитатель складывает целую картинку айвы в конверт, прикрепляет конверт к волшебному блюду. Пока письмо отправляется, дети угощаются айвой, сравнивают вкус, обсуждают.
На мольберте появляется картинка с дружными яблоком, грушей и айвой.
Последующая работа
- рассматривание потемневшего яблока (отложили во время приготовления сока), беседа о содержащихся в яблоке полезных веществах;
- таблицы разместить в Центре Познания, провести индивидуальные и парные беседы с детьми (по итогам занятия) с целью отслеживания освоения материала.
|