(семейное образовательное путешествие)
- Купрюхина Ольга Алексеевна,
- Пастушенко Марина Юрьевна,
- Пендонина Виктория Александровна, воспитатели,
- Меньшикова Надежда Васильевна, старший воспитатель,
ГБДОУ № 139 Выборгского района Санкт-Петербурга
Актуальность проекта:
В современном мире ребенку порой не хватает общения с родителями, а ведь это — неотъемлемая часть воспитания личности ребенка, его познаний об окружающем мире. Кроме того, даже мотивированные родители зачастую не знают, как организовать совместную прогулку более интересно и эффективно, содействуя при этом развитию личности ребёнка.
Проект предполагает цикл совместных путешествий родителей с детьми по Шуваловскому парку. Разумеется, предложенные игры и задания можно адаптировать применительно к любому парку, находящемуся недалеко от ДОУ.
Целеполагание проекта
Цель проекта — создание условий для укрепления детско-родительских отношений посредством организации тематических прогулок в парке, обеспечивающих комплексное развитие личности ребенка.
Задачи проекта:
- укрепление физического благополучия, воспитание культуры здоровья всех участников образовательного процесса,
- повышение эффективности совместных детско-родительских прогулок
- развитие когнитивных функций: внимания, мышления, памяти, активизация творческого мышления детей посредством тематических упражнений,
- укрепление социально-психологического благополучия, расширение эмоционального потенциала дошкольников
- воспитание ценностного отношения к природе
- развитие умения видеть прекрасное в обычном
- повышение интереса воспитанников к своему району.
Общая информация о проекте
В рамках проекта родители получают опорные маршруты с тематическими заданиями, выполнять которые предлагается во время прогулки с детьми. Задания носят творческий характер
и нацелены на создание условий для гармоничного развития детей в единстве физического, социально-психологического, интеллектуального и нравственного компонентов, а также укрепления семейных отношений. Упражнения условно делятся на следующие группы: «прислушайся, понаблюдай, покажи», «найди и опиши», «придумай». «вырази эмоцию: словами
/ действием / рисунком», «сделай», «узнай».
Участники проекта: дети младшего и среднего дошкольного возраста, педагоги, родители.
Реализация проекта позволяет помочь родителям сделать прогулки с детьми еще более интересными и полезными.
Этапы проекта
Работа строится следующим образом:
1. Проведение собрания с родительской общественностью, согласование основных целей
проекта.
Воспитатели знакомят родителей с замыслом проекта, раскрывают основные преимущества предлагаемого творческого подхода к прогулкам с детьми, мотивируют к участию в мероприятиях
проекта, объясняют схему и основные этапы совместной работы.
2. Проведение тематических игр с детьми.
С дошкольниками воспитатели проводят серию тематических игр, нацеленных на подготовку к прогулкам и знакомство с заданиями, настраивают детей на творческое времяпрепровождение и т.д.
3. Разработка и предоставление родителям маршрутных листов с творческими упражнениями для путешествий.
Родители получают «маршрутные карточки» с заданиями, выполнить которые предлагается в ходе очередной прогулки с детьми.
4. Реализация мероприятий проекта детьми и родителями.
Дети и родители отправляются в парк, где выполняют полученные задания и делают фото.
5. Разработка и оформление фотоотчета.
Воспитанники и их родители обобщают проделанную работу, наглядно представляют результаты своей творческой прогулки, дошкольники делятся своими впечатлениями и фотографиями в группе.
6. Представление продуктов проекта, подведение итогов.
В завершении проекта проводится выставка разработанных участниками продуктов: книжек-самоделок, шкатулок звуков, макетов и т.д.
МЕРОПРИЯТИЯ ПРОЕКТА
Предварительная работа
В группе ребята слушают и рассказывают стихи о природе; красоте деревьев; животных и птицах, обитающих в парке, отгадывание загадок (С. Есенин «Береза», «Пороша»; С.Данилов «Белка»; Е.Благинина «Птицы» и другие); прослушивают аудиозаписи со звуками природы, классические произведения (П. И. Чайковский «Времена Года» и др.).
Воспитатель рассказывает о Шуваловском парке, приводит интересные факты из его истории, показывает иллюстрации и слайды с изображениями вековых елей, березовой аллеи, горы Парнас и других объектов парка. Кроме того, педагог предлагает детям обратиться к семейным альбомам и поискать семейные фотографии. сделанных в различных парках. Возможно, кто-то из детей найдет фотографию, на которой запечатлена первая прогулка в парке — еще в детской коляске.
Проведение тематических игр
В группе педагог проводит с детьми серию игр, нацеленных на комплексное развитие детей и закрепление информации о парке.
Изготовление скворечников, кормушек для птиц
Педагог обсуждает с дошкольниками, почему важно кормить птиц, чем питаются пернатые друзья: знакомит детей с различными вариантами создания кормушек для птиц и предлагает смастерить с родителями свою кормушку, разместить ее недалеко от дома (или в парке) и регулярно пополнять.
Лепка березы и елочки, конструирование аллеи
Каждому ребенку предлагается слепить из пластилина свое деревце, после чего воспитанники объединяют свои поделки в единый макет аллеи.
Шкатулка звуков
Каждый ребенок заводит свою «волшебную шкатулку». Во время прогулки детям и родителям предлагается фиксировать звуки, которые слышны вокруг, после чего придумывать для них символ и помещать в шкатулку.
Например, ребенок услышал, как упала шишка, и положил ее в шкатулку.
Шум ветра может символизировать «вертушка».
Чтобы передать услышанное пение птиц, ребенок может нарисовать птичек или положить в шкатулку фигурку в виде ноты.
Родители тоже могут записывать услышанные звуки.
Таким образом, упражнение нацелено на повышение внимания, развитие фонетической чуткости и памяти, активизацию воображения и творческого мышления.
МАРШРУТЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗИМНИХ ПУТЕШЕСТВИЙ:
ЗНАКОМСТВО С ШУВАЛОВСКИМ ПАРКОМ
Зимнее путешествие 1 «Волшебные звуки и образы березовой аллеи»
- прогуляйтесь по аллеям Шуваловского парка
- полюбуйтесь зимней красотой и обратите внимание, как Мороз Иванович изменил парк?
- поиграйте в игру «Что на что похоже?»: по очереди называйте аналогии к встреченным объектам
- сделайте фото необычного дерева и подпишите, на что оно похоже
- послушайте волшебные голоса природы и соберите «коллекцию звуков»
- пофантазируйте: «О чем шепчет дерево», «Снятся ли березе сны? Если снятся, то о чем?»
- разрешите логическую задачу: «Холодно ли дереву зимой?»
- покормите птиц
Зимнее путешествие 2 «Хозяин Горы»
- заберитесь на гору «Парнас»
- поиграйте в игру «Что я вижу?»: по очереди называйте всё, что видите вокруг (кто быстрее иссякнет?)
- понаблюдайте за ветром, попробуйте определить, куда дует ветер (как это можно сделать?)
- поиграйте в игру «Найдите дерево»: найдите самую толстую. самую высокую, самую старую ель
- сформулируйте красивые слова, адресованные заснеженным деревьям
- организуйте зимние забавы на горе: катания на санках, ватрушках, скольжение, ходьба на лыжах и др.
- подберите мелодию, соответствующую сегодняшней прогулке
Зимнее путешествие 3 «Юные исследователи»
- найдите пруды «Шапка Наполеона» и «Рубаха Наполеона» в Шуваловском парке
- внимательно понаблюдайте за ними и выясните, на что похожи эти пруды
- ответьте на вопрос: «Что происходит с прудами зимой?»
- аргументируйте свою точку зрения: «Можно ли ходить по заснеженному пруду зимой и ловить рыбу?»
- подумайте и скажите, снег — какой (по цвету, на ощупь, по форме и т.д.)?
- постройте оригинальную снежную скульптуру и дайте ей название
Каждая семья отмечает пройденный маршрут на карте.
Обсуждение путешествий в группе
По итогам проделанных путешествий в группе проводится тематическая выставка. Воспитанники и родители делятся своими творческими разработками: фотографиями, сделанными во время прогулок; книжками-самоделками «Что на что похоже?»; тематическими рисунками и поделками; шкатулками звуков и т.д. В рамках выставки возможно проведение конкурсов «Лучшее название звука», «Лучшая аналогия» и т.д.
Примеры выполненных заданий
«На что похожи деревья»: поросенок, буква А, трон, слон, коза.
«Самое дерево»: деревья, отличающиеся уникальными характеристиками.
«Прислушиваться»: о чем думают деревья. «Это дерево прошептало, что очень ждет весны,
чтобы листики зашуршали рядом!»
Для закрепления материала воспитатель предлагает детям сделать макет горы «Парнас» и проект парка.
Результаты проекта: модель воспитанника
В результате реализации проекта ребенок:
- Умеет наблюдать, может замечать необыкновенное в окружающей природе;
- Использует слуховые и тактильные ощущения при наблюдении за явлениями природы (замечает и идентифицирует падающий снег, хруст снега под ногами, хрустальный звук сосулек, звук вьюги, прикосновение снега, льдинки);
- Проявляет фантазию, воображение, высказывает свою точку зрения, умеет поддерживать беседу, умеет логически мыслить;
- Хорошо ориентируется в нижней части Шуваловского парка;
- Выражает положительные эмоции при общении с природой (интерес, радость, восхищение)
- Соблюдает элементарные правила поведения на природе, проявляет бережное отношение
к окружающей среде;
Таким образом, проект позволяет укрепить детско-родительские отношения, наполнить совместные прогулки с детьми новым содержанием, придать им образовательный и развивающий характер. Упражнения содействуют развитию внимания, наблюдательности, воображения, творческого мышления, речи, эмоционального потенциала, бережного отношения к природе и т.д.
В дальнейшем родители совместно с детьми могут самостоятельно разрабатывать маршруты для путешествий, чтобы насыщать прогулку творческим и познавательным смыслом.
|