Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, город Нефтеюганск, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа развития №24»
Руководитель: Имангулова Альфия Минибаевна воспитатель дошкольных групп.
«Нажить много денег — храбрость; сохранить их — мудрость, а умело расходовать их — искусство». Бертольд Авербах
АКТУАЛЬНОСТЬ В современном быстро развивающемся мире недостаточно просто уметь зарабатывать деньги. Несомненно, это очень важный навык, но, к сожалению, он никак не гарантирует, что человек будет жить обеспеченной и свободной жизнью. Что он будет иметь возможность приобретать себе любые вещи, недвижимость, путешествовать, иметь время и деньги на себя, семью, свои хобби. Согласитесь, много, кто умеет работать и зарабатывать деньги, но это далеко не многих привело к финансовой стабильности или свободе. Нужно нечто большее, и это большее есть развитие таких навыков как предприимчивость, бережливость, умение управлять своими финансами, умение грамотно ими распоряжаться и инвестировать. Глобальные экономические перемены во всем мире, в том числе и в России, привели к тому, что азы финансовой культуры должны постигать как взрослые, так и школьники и дошкольники. Последние окажутся в будущем в самом выгодном положении, так как своевременно сформированные у них навыки финансовой жизни помогут достойно жить во взрослой жизни, а не выживать, как это происходит сейчас со многими взрослыми.
Постановка проблемы помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.
Ожидаемые результаты реализации проекта
На уровне детей
- Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.
- знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин.
- бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски и др.)
На уровне родителей
- Родители получают дополнительные знания по формированию финансовой грамотности детей.
Цель: Создать условия воспитанникам старшего дошкольного возраста, для развития основ финансовой грамотности посредством разнообразных видов детской деятельности.
Задачи:
- Сформировать первичные экономические понятия.
- Научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию.
Проект: информационно-практико-ориентированный
Участники: воспитанники, воспитатель, музыкальный работник, инструктор по физической культуре, родители (законные представители).
Возраст обучающихся: дети 5-6 лет
Время: краткосрочный
База реализации: территория учреждения МБОУ «Школа развития №24».
Кадровые ресурсы: педагоги, специалисты.
Материально-технические ресурсы: аудио – видео аппаратура, компьютеры, интерактивная доска, проектор.
Программно-методическое обеспечение: дополнительная методическая литература, сценарии мероприятий, рекомендации для педагогов и родителей.
Формы работы с детьми.
НОД (непосредственно образовательная деятельность)
Игровая деятельность:
- театрализация.
- сюжетно — ролевые игры.
- подвижные игры.
Методы и приёмы: словесные, наглядные, практические, игровые.
Этапы реализации:
1этап – предпроектный:
- Анализ ситуации в группе, выявление противоречия
- Формулирование проблемы, требующей решения
- Определение темы проекта и его актуальности
- Выбор адекватных принципов, методов и приемов для реализации проекта.
II этап — реализация проекта:
- Соблюдение проектных шагов:
- изучение методической литературы по теме
- разработка тематики мероприятий по реализации проекта
- Привлечение воспитанников специалистов, родителей к осуществлению соответствующих разделов проекта.
- Презентация итогового проектного продукта (презентации, сценарии занятий мероприятий)
III этап — Послепроектный
- Распространение результатов и продуктов проектной деятельности
(интеллектуально – познавательной игры «Путешествие по стране Экономика»)
Направление деятельности
1 этап – подготовительный (выбор темы (вхождение детей в ситуацию), информация для родителей о целях и задачах проекта)
- изучение методической литературы по теме, сбор материала необходимого для реализации проекта
- информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Без копейки рубля нет»
- составление плана работы по данной теме
- подбор художественной литературы, необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта
- создание развивающей среды по теме.
2 этап – Практический (организация деятельности, формирование знания у детей)
- занятия, беседы индивидуальные и групповые
- рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы
- использование художественного слова: стихотворений, пословиц и поговорок
- подвижные игры
- дидактические игры
- сюжетно – ролевые игры
- изготовление пособий для совместной деятельности и атрибутов для игр
- компьютерные игры
- просмотр мультфильмов (Уроки тетушки совы)
- решение проблемных ситуаций
- продуктивная деятельность
3 этап – Заключительный (Презентация)
- Подведение итогов реализации проекта в форме интеллектуально-познавательной игры «Путешествие по стране Экономика»
Реализация проекта
- Беседа с детьми о деньгах, о цене товара, о том какие они были раньше, какие есть сейчас.
- НОД «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны»
- Беседа «Что такое потребности?» — познакомить детей с понятиями: «потребности», «товары», «услуги».
- Сюжетно – ролевая игра «Поход в супермаркет»
- Чтение и заучивание пословиц и поговорок о деньгах (копейки, рубли).
- НОД «Путешествие в страну Экономика» — научить выделять главное направление использования денег людьми.
- Беседа «Профессии моих родителей» — создать условия для воспитания уважительного отношения к труду родителей, людям разных профессий.
- Чтение сказки «Кто хорошо потрудился – у того в монету, да в рубль превратился!»
- Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал», «Смешарики», «Азбука финансовой грамотности», уроки тетушки совы.
- Рисование «Профессия» — содействовать в выборе будущей профессии.
- Чтение художественной литературы. К. И. Чуковский «Муха-Цокотуха» -развивать у детей интерес к экономическим знаниям
- НОД «Тратим разумно, экономим» — формировать понимание, что деньги нужно тратить разумно.
- Мини – спектакль «Мишкина копилка» -закрепить в сознания дошкольников понятия откладывать, копить.
- Дидактическая игра «Нужные покупки»
- Аппликация «Придумай свои деньги» -- развивать творчество, выдумку, закрепить знания о том, для чего нужны деньги.
- Чтение Е. Пермяк «Для чего руки нужны» — сформировать умение понимать и ценить окружающий предметный мир, уважать людей, умеющих хорошо и честно трудиться.
- Подвижная игра «Размен» — научить считать деньги.
- Подвижная игра (физ. работник) «Кто быстрее купить» — закрепить знания детей о спросе на товар, о влиянии фактора сезонности (времени года) на реальный спрос.
- НОД (музыкальное) «Бартер» по сказке «О попе и его работнике Балде» -
- Мероприятие с родителями. Создание фото газеты «Наша семья трудится»
- Консультация для родителей «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?» — повышать уровень педагогической и финансовой культуры родителей
- Консультация для родителей «Финансовое воспитание детей в семье». Экскурсия с ребенком в супермаркет.
Список литературы:
- Стахович Л.В. Методические рекомендации: пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Стахович Л.В., Семенкова Е.В, Рыжановская Л.Ю., серия книг «Занимательные финансы. Азы для дошкольников». 2019 -80с
- Бокарев А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации/А. А. Бокарев//Финансы. -2010-№9. -С. 3-6.
- Жуйкова Т. П., Кокухина А. А. Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 821-823.
- Смоленцева, А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебное пособие: СПб, 2001. -130с.
- Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005. -256с.
|