Цель: развивать познавательную активность детей в процессе исследования.
Задачи:
Образовательные:
дать представление о том, что воздух обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха);
дать представление о ветре, как о движении воздуха;
способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха; способствовать формированию у детей познавательного интереса; обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха; учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов; формировать представление о безопасном поведении во время сильного ветра.
Развивающие:
- развивать у детей мыслительные операции: умение выдвигать гипотезы, делать выводы, подбирать способы действия.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;
- воспитывать любознательность, взаимопомощь,
- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: прозрачный, невидимый, ветер, ветерок, ураган.
Оборудование:
полиэтиленовые мешочки (по количеству детей); коктейльные трубочки (по количеству детей), салфетки; веер из бумаги; воздушный шар; пустая банка; ароматизаторы; видео о ветре.
Ход занятия.
Здравствуйте! Меня зовут Ольга Владимировна.
Вы умеете хранить секреты? Я открою вам секрет: я совершенно секретный агент (надеть темные очки). У меня совершенно секретное задание (достать конверт): у вас в детском саду скрывается Невидимка! Мне нужно его найти и поймать. Поможете мне?
Итак, что нам известно (достать из конверта пустую карточку): вот его фотография. На ней ничего нет! Посмотрите вокруг, может вы увидите что-то? Ничего нет. Конечно, ведь он совершенно невидим (на доске рисуем символ).
Это очень сложное задание, но мы с вами справимся!
Попробуем найти его по запаху, как поисковые собаки. Принюхиваемся, чувствуете какой-нибудь запах? Ничем необычным не пахнет. Возьмем из конверта секретные материалы (достать коробочки с ароматизаторами). Вы почувствовали какой-нибудь запах? Пахнет апельсином. Что же получается? Невидимка – это апельсин? Нет, апельсин мы можем увидеть и потрогать. Другой запах (чеснок). Какой запах вы чувствуете? Чеснока. Значит, невидимка – чеснок? Нет, его мы тоже можем увидеть и потрогать. Что же получается? Наш Невидимка может пользоваться чужими запахами, а своего запаха у него нет (рисуем символ).
(Достать из конверта карточку с символом) Невидимка есть повсюду.
Значит, Невидимка есть и на улице, и в группе, повсюду. У нас есть секретное письмо-загадка. Чтобы разгадать ее, нужно выполнять действия, как в стихотворении:
Наклоняется трава, Шелестит весь день листва, И деревья сами Двигают ветвями.
Наш цветной воздушный змей Стал проворней, веселей – Он летит и скачет – Что все это значит?
Знают взрослые и дети: Это значит – дует…ветер!
Отгадка – ветер! Мне кажется, мы с вами близки к разгадке нашего задания. Мы можем увидеть ветер? У него есть запах? Узнать больше о ветре мы сможем из видеописьма нашего агента на Багамских островах (включить видео).
Да, ветер тоже невидимка. И его последствия могут быть очень страшными. Запомните, если на улице очень сильный ветер, лучше остаться дома. А если ветер застал вас на улице, не находитесь возле деревьев и рекламных щитов. Зайдите в помещение. Сейчас я покажу вам, как действует ураган (опыт с банкой). Я создала ураган в банке, надув воздушный шарик).
Невидимка на улице – это ветер. А как нам узнать, есть ли Невидимка в группе? Обратимся к секретным материалам (достать лист бумаги). Что мы можем сделать из этого материала, чтобы обнаружить Невидимку? Сделаем веер. Когда вы машете веером, что вы чувствуете? Значит, Неведимка может двигаться (нарисовать символ).
Если Невидимка есть повсюду: на улице, в группе, значит, он есть и внутри нас? Нужно это выяснить. Обратимся к секретным материалам: здесь у нас – коктейльные трубочки. Что можно с ними делать? Я могу научить вас играть в футбол без помощи рук и ног! Для этого нам понадобится трубочка, салфетка – из нее мы сделаем мяч, обруч – это будут ворота. Мы дуем через трубочку на «мяч» и направляем его в ворота. Что нам помогает играть в футбол? Конечно, это воздух, который мы выдыхаем.
Итак, наш таинственный невидимка – это воздух. Он невидим, не имеет запаха, но переносит чужие запахи, он повсюду, он движется, он находится внутри нас (нарисовать символ).
Мы почти выполнили задание. Осталось только его поймать. Посмотрим, что еще есть в конверте с секретным заданием (достать пакеты). Вы знаете, как с помощью простого пакета поймать Невидимку? Давайте попробуем.
Наше секретное задание выполнено! За вашу помощь в раскрытие секретного задания я хочу назначить всех вас секретными агентами! (подарить детям очки).
Литература:
- П.Волиц «Почему качаются деревья?» — Москва: Издательство АСТ, 2017.
- Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7/ Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – Изд. 3-е, испр. – Волгоград: Учитель, 2012.
- Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста: Методическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2016.
- Откуда берется ветер?: Удивительные опыты с воздухом/ С.В. Богушевский, В.Г. Зарапин, А.О. Караваева и др. – Москва: Эксмо, 2016.
|