Цель: расширить представление детей об аквариуме и его жителях.
Задачи:
- Закрепить знания детей об аквариуме и создаваемых в нём условиях для жизни рыб;
- Расширить представления детей о строении тела рыб
- Воспитывать бережное отношение к природе
- Развитие диалогической речи
- Совершенствовать мелкую моторику
- Воспитывать аккуратность
- Обогащать, уточнять и активизировать словарь детей
- Развивать творческие способности детей с помощью нетрадиционной техники рисования через «мокрую» марлю.
Материалы и оборудование: сундук, макет аквариума и его содержание, презентация power point, краски гуашь, баночка для воды, кисточки, марля, контейнеры для воды, аквариум с рыбкой.
Словарная работа: аквариум, водоросли, плавник, чешуя.
Методы и приёмы:
- Рассматривание
- Беседа
- Художественное слово
- Объяснение приёмов работы
- Сюрпризный момент
- Пальчиковая гимнастика
- Физкультминутка
- Нетрадиционная техника рисования
- Наблюдение
- Рефлексия
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Приветствие.
А) -Ребята, давайте поздороваемся с гостями!
Б) -Здравствуйте, ребята!
-Я очень рада видеть вас всех весёлыми и в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтобы такое настроение сохранилось у вас на целый день! А для этого мы должны чаще улыбаться. Подарите улыбку своему соседу, а я подарю свою улыбку вам!
II. Сюрпризный момент. Вводная беседа.
-Ребята, посмотрите пожалуйста, здесь какой-то сундук стоит и записка рядом. Прочитаем?
Записка: «Чтобы открыть сундук, отгадайте загадку и узнаете, что в нём. Подпись- Золотая рыбка». Вот это да, ну что, ребята, отгадаем загадку? Ну тогда слушайте внимательно.
Загадки.
Стеклянный домик на окне
С прозрачною водой
С камнями и песком на дне
И рыбкой золотой.
(аквариум). (Воспитатель достаёт из сундука макет аквариума)
-Ребята, вы догадались что это? (ответы детей)
-Правильно, аквариум. – А кто же в нём обитает? (рыбки, аквариумные рыбки).
-Посмотрите на экран какие они бывают.
-Ребята, а посмотрите на доску и на наш аквариум. Что же не так? (он пустой).
-А давайте попробуем вместе заполнить наш аквариум, чтобы поселить в него золотую рыбку. Только нам нужно сделать всё правильно, чтобы рыбке было удобно и комфортно.
III. Беседа «Из чего состоит аквариум».
-А что самое главное в аквариуме, чтобы рыбка смогла в нём жить? Что самое главное в её жизни? (вода).
Ребята, а чем покрыто дно аквариума? (песок и камешки). (Все детали аквариума дети берут со стола и прикрепляют на макет).
-А зачем они нужны? (в песок сажают растения, а за камешками рыбки прячутся)
-Что же ещё мы сделаем для рыбки?
Водоросли. Для чего они нужны? (Они очищают воду. Некоторые рыбки ими питаются. Среди водорослей рыбки прячутся. А на листочках откладывают свои икринки.)
-Какие вы все молодцы, всё знаете, что нужно золотой рыбке.
-А как вы думаете, сможет ли жить рыбка в аквариуме без заботы о ней человека? (нет).
-Давайте пройдём с вами за столы и каждый сделает свой аквариум и наполнит его водой.
-Но перед тем, как начать работу, нам нужно подготовить наши пальчики. Повторяйте за мной.
IV. Пальчиковая гимнастика «Рыбки».
Рыбки весело плескались
|
Прямыми ладошками лёгкие удары об стол
|
В чистой тёпленькой воде
|
То сожмутся, разожмутся
|
Сжать, разжать кулачки
|
То закружатся в воде
|
Винтообразные движения кистями
|
Рыбки плавают в водице
|
Ладошки вместе влево-вправо
|
Рыбкам весело играть
|
Удары прямыми ладонями о стол
|
Рыбки, рыбки, озорницы
|
Хлопки в ладоши
|
Кто сумеет вас поймать!
|
V. Выполнение фона аквариума с помощью нетрадиционной техники рисование через мокрую марлю.
-Ребята, перед вами заготовка аквариума. Какой он формы? (прямоугольной).
-Но рисовать мы будем с вами необычным способом. Посмотрите, перед вами лежит марля, она очень похожа на бинт. Именно она поможет нам сделать волшебную воду в аквариуме.
-Берём в ручки кусочек марли, расправляем его, с её помощью мы будем рисовать волшебную воду в аквариуме. Теперь опускаем марлю в тазик с водой. Отжимаем её, но не до конца, чтобы марля оставалась влажной. Расправляем пальчиками и накладываем сверху на наш аквариум.
-А каким цветом мы будем изображать воду? (синим, голубым).
-Берём в ручки кисточку, смачиваем её водой, окунаем в краску и наносим поверх марли. Не жалеем краски и водички.( Дети выполняют).
-Вы хорошо поработали.
-А теперь нам нужно, чтобы наш аквариум немного подсох и предлагаю вам сделать Физкультминутку.
VI. Физкультминутка.
Рыбка в озере жила
|
Ноги на ширине плеч, руки на поясе, наклоны в стороны
|
Рыбка к берегу плыла
|
Хвостиком виляла
|
Прыжки, ноги в стороны, вместе
|
Корм себе искала
|
Возле берега червяк
|
Руки на поясе, круговые движения бёдрами
|
Извивается вот так
|
Рыбка подплывает,
|
Ладошки вместе, влево-вправо
|
Червяка хватает
|
хлоп
|
Дёрнул леску рыбачёк
|
«дёргает» на себя
|
Да сорвался червячок
|
хлоп
|
Рыбка не попалась
|
Руки в стороны
|
С червяком осталась
|
Ладошки вместе влево- вправо.
|
-А теперь присаживайтесь на стульчики.
-И давайте поговорим о нашей главной жительнице аквариума- о золотой рыбке.
-Но посмотрите, наша рыбка разобрана, помогите мне собрать её и назвать части тела.
VII. Беседа «Строение тела рыбки».
-Какой формы тело рыбки? (овал, ромб). Тело рыбки продолговатое, оно помогает ей плавать.
-Из каких частей состоит рыбка? ( голова, туловище, хвост, плавники).
-А зачем рыбе нужен хвост и плавники? . Хвост служит рулём, чтобы рыбка могла поворачивать с разные стороны. Вот так! (Воспитатель ладонями показывает как «плавает» рыбка. ) Повторите вместе со мной.
- Хорошо, у вас отлично получается!
-А зачем рыбке плавники? Само слово подскажет вам. Плавники нужны рыбам, для того, чтобы плавать.
-А чем покрыто тело рыбки? (чешуёй). Правильно, это такие пластинки на теле рыбки. -Ну вот, наша рыбка и готова заселиться в новый дом.
VIII. Продолжение работы над аквариумом. Аппликация деталей аквариума(песок, водоросли, золотая рыбка).
- Присаживаемся и продолжаем нашу работу.
-Посмотрите, наш аквариум практически высох и мы можем посмотреть что же у нас получилось.
-Аккуратно берём за уголочек марли, придерживаем листок и снимаем марлю.
-Посмотрите, какой необычный фон у нас получился.
- У вас на столе лежат все детали аквариума, давайте всё расставим по своим местам.
-Начнём с водорослей.(дети приклеивают на аквариум песок, затем водоросли)
- Ну всё, аквариум готов к заселению рыбки. И теперь мы можем её наклеить.
-Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием и кажется вашим рыбкам очень комфортно в таких аквариумах.
-Но золотая рыбка приготовила для вас подарок. (Воспитателе выносит аквариум с золотой рыбкой).
-Ребята, подойдите к столу и рассмотрите рыбку. Рыбка очень довольна вашей сегодняшней работой.
IX. Рефлексия.
-Ребята давайте повесим наши аквариумы на доску, чтобы и мы и наши гости смогли на них полюбоваться.
-Скажите, вам понравилось сегодняшнее занятие? Что нового вы узнали? Давайте вспомним, что нужно рыбке, чтобы ей нравилось жить в аквариуме?
- И вот пришла пора прощаться. Давайте скажем «До свидания» нашим гостям и на память о нашей встрече я хочу подарить вам 2 книжки об аквариумах, чтобы вы знали о них как можно больше.
-До свидания!
|