Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 18 «Солнышко»
Подготовила и провела: воспитатель высшей квалификационной категории Цыганкова Е.С.
Тема: «Выручаем куклу Катю»
Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств предметов.
Образовательные задачи:
- познакомить детей со свойством жидкого мыла и способом изготовления мыльных пузырей
- активизировать в речи слова «твёрдое, жидкое, гладкое, душистое»
- формировать умение делать выводы
- учить различать и называть качества предметов «твёрдый», «жидкий»
- учить соблюдать правила безопасности при обращении с мылом.
Развивающие задачи:
- развивать навыки проведения первых опытов
- развивать сенсорные способности, тактильные ощущения
- развивать познавательный интерес и способность сравнивать
- развивать мышление, речь, мелкую моторику.
Воспитательные задачи:
- воспитывать самостоятельность и активность в течение всего занятия
- воспитывать умение слушать друг друга
- прививать аккуратность в работе.
Материалы и оборудование: У воспитателя для опыта: поднос с твёрдым и жидким мылом, ванночка с водой, кружка с водой, ложка, трубочка, петелька для мыльных пузырей, губка, салфетка из ткани. У каждого ребёнка на столе: ванночка с водой, кусочек туалетного мыла, губка, салфетка из ткани.
Методы и приёмы: игровой (моем куклу), наглядный (изготовление мыльных пузырей), практический (опыты), словесный.
Ход занятия.
1 часть. Организационная.
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня необычный день. К нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. Гостей мы поприветствовали, а теперь давайте поприветствуем друг друга:
Сядем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно.
Говорю я вам «Привет»,
Улыбнитесь мне в ответ.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Сегодня у нас будет необычное занятие. Я хочу пригласить вас в лабораторию. Вы знаете, что такое лаборатория? Это такое место, где проводят всякие интересные опыты.
Стук в дверь. Появляется кукла Катя, вся перепачканная.
Воспитатель:
Что за девочка чумазая,
Где ты руки так измазала?
Чёрные ладошки, на локтях дорожки.
Не девочка, а зебра.
Ноги, как у негра.
Кончик носа чёрный,
Будто закопчённый.
Как тебя зовут? И почему ты такая грязная? (Кукла «шепчет» что-то воспитателю на ухо.)
Ребята, это кукла Катя. Она шла к вам в гости, чтобы принести подарок. Но так спешила, что по дороге упала в лужу. Вот почему она такая грязная. А что ты хотела подарить ребятам? (Мыльные пузыри) Только она их разлила, когда упала в лужу. И вот теперь и Катя вся грязная, и пузырей нет.
Не расстраивайся, Катюша, грязь можно отмыть, а пузыри…Слушайте, ребята, а вы знаете, из чего делают мыльные пузыри? (из мыла и воды) А для чего ещё нужны вода и мыло? (чтобы быть чистыми) Ну так давайте возьмём Катю в нашу лабораторию. Во-первых, мы её там помоем, а во-вторых, попробуем изготовить там новые мыльные пузыри. Здорово? Не грусти, Катя, лучше посмотри, как наши ребята умеют играть.
Физминутка.
Раз, два, три, четыре, пять.
Любят детки поиграть.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз — туда, два- сюда
Повернись вокруг себя.
Раз — присели, два-привстали
Руки кверху все подняли,
Раз, два, раз, два,
Вот и кончилась игра.
Молодцы, а теперь в лабораторию, поможем Кате.
2 часть. Опытно – экспериментальная.
1-ый эксперимент.
Что вы видите перед собой? (миски с водой, мыло) А почему вы решили, что в мисках вода? (она прозрачная, без запаха) Молодцы. А теперь рассмотрим мыло. Возьмите мыло в руки. Какое оно? (твёрдое, гладкое) Попробуйте поломать. Ломается? (оно крепкое, твёрдое) Понюхайте мыло. Какое оно? (душистое) Положите мыло в воду, делайте быстрые движения руками в воде — взбалтывайте воду.
Какое стало мыло? (скользкое) Что стало с водой? (она стала мутная, мыльная) Значит, наши пузыри готовы? Попробуем их надуть. Но сначала вытрем руки. Возьмите полотенца, вытрите ручки и аккуратно положите полотенца на место. Теперь возьмите петельки, окуните их в миски с мыльной водой, надувайте пузыри. Не получается, в нашей воде не хватает пены.
2-ой эксперимент.
Как сделать, чтобы стало много пены и пузырьков? Возьмите губки, намочите их. Натрите мокрую губку мылом. Сожмите губку в ладошке. Появилась пена? Намыливайте по — больше, пусть у нас будет много пены. Мыло положите на тарелочку. Теперь погружайте губку в воду и отожмите её. Что произошло с водой? (она изменила цвет, стала совсем белая и в ней много пены) Наверное, теперь мыльные пузыри точно получатся? Вытираем руки, кладём полотенца. Берём петельки, пробуем надуть пузырь. Получилось? Нет. Запомните, ребята, из твёрдого мыла мыльные пузыри не получаются.
3-ий эксперимент.
Но мыло бывает не только твёрдое, оно может быть и жидким. Жидкое мыло наливают в бутылочки. Ну-ка, вспомните, где вы видели жидкое мыло? Правильно, у нас в группе, в ванной комнате, и вы им каждый день пользуетесь. Попробуем сделать мыльные пузыри из жидкого мыла. Сейчас я возьму стаканчик, налью в него немножко воды и добавлю жидкого мыла. Теперь аккуратно перемешаю ложечкой. Беру петельку, окунаю её в раствор, дую. Получилось! Возьмите свои петельки, сейчас я подойду к каждому, и вы попробуете сами надуть пузырь. Вот как здорово у нас получается!
Рефлексия.
Понравилось вам делать опыты в лаборатории? А что больше всего понравилось? Из какого мыла получились мыльные пузыри? (из жидкого) А какое ещё бывает мыло? (твёрдое) А зачем вообще людям мыло? (чтобы мыться, быть чистыми) Молодцы, конечно, мыло убивает микробов, тот, кто моет руки с мылом, всегда чистый и не болеет. Только обязательно смывайте мыло водой и вытирайте руки насухо. А сейчас я возьму мыло, миску с чистой водой и помою нашу гостью, и вытру её полотенцем. Вот какая чистая стала наша кукла.
Воспитатель обращается к кукле: А ты расстраивалась зря, и пузыри у ребят получились, и ты больше не грязнуля. Пойдёмте, ребята, на коврик, поиграйте с новой подругой.
Дети идут играть.
|