Цель: Развитие у детей слухо – зрительных представлений посредством самодельных музыкальных инструментов.
Задачи:
- Создать условия для экспериментирования детей со звуком.
- Развивать навыки свободной импровизации детей на сделанных инструментах, творческую свободу, воображение.
- Знакомство с немузыкальными звуками, шуршащими. Предметами их издающими.
Пособия и материалы: бумага, звуковые карточки, шуршащие предметы по числу детей.
Ход занятия:
- Дети входят с воспитателем в зал, муз. рук – ль встречает песенкой приветствием.
- Вводная часть.
М.р: — Ребята, я хочу вас познакомить с немузыкальными звуками. Как вы думаете какие это звуки? (это хлопки, шлепки, щелчки, звуки улицы, кухонные звуки) Я предлагаю вам очутиться в одной сказочной стране Шопота и Шороха. В этой стране всё было шелестящее и шуршащее. Для этого надо пошуршать, пошептать. Чем мы можем пошуршать? (на столе лежат разные предметы). Дети шуршат.
3. Слушание: Звучат фонограммы звуковых эффектов (шорох листьев, шуршание сухой травы, бумагу режут, бумагу рвут, звук метлы), дети угадывают.
М.Р: И жители этой сказочной страны тоже были необычные: шептунчики и шуршалочки, шелестелочки и бумажечки, шуршики и шуршунчики. А любимыми звуками алфавита у них были все согласные звуки, которые шуршат, шелестят, шипят, свистят. Предлагаю вам поговорить на языке жителей этой сказочной страны. А помогут нам карточки.
Голосовое упражнение.
4. Артикуляционная игра с шипящими звуками.
В тишине лесной глуши шёпот к шороху спешит.
Шёпот к шороху спешит, шёпот по лесу шуршит.
- ты куда?
К тебе лечу. Дай на ушко прошепчу: шу-шу-шу да ши – ши — ши.
Тише шорох, не шурши. Навостри – ка уши, тишину послушай.
М.р: — Я предлагаю вам взять бумагу и изобразить звук.
Игра с бумагой.
5. М.Р. — Как вы уже догадались жители этого королевства были очень дружны и так похожи, что надо было еще очень хорошо прислушаться, чтобы понять, кто из них, когда говорит, потому что разговаривали они очень тихо. Каждый год в этом сказочном королевстве отмечали самый главный праздник – Бумажный карнавал. На него приглашались гости из других королевств. Они приезжали в бумажных костюмах и привозили с собой инструменты, которые могут издавать шорох и шелест. Чтобы попасть на этот праздник – Бумажный карнавал, нам необходимо нарядиться. (Дети надевают бумажный атрибут – бантик из сложенной гармошкой цветной бумаги на резинке: на голову, на запястье, на щиколотку, на талию, на шею и т.д.)
М.Р. Костюмы готовы. Осталось раздобыть инструменты, которые издают шелестящие, шуршащие, хрустящий, шебуршащий звук.
6. Предлагаю эти инструменты изготовить самостоятельно. Я приготовила для вас бумажные коробочки и разные наполнители для них. Думаю, если наполнить эти коробочки такими наполнителями, мы получим инструменты, на которых можно сыграть различные шуршащие звуки.
Дети изготавливают инструменты из предложенного материала.
М.Р. Мы в бумажных костюмах, с бумажными музыкальными инструментами, и готовы начать Бумажный карнавал с торжественного шествия.
7. Под музыку «Марш-парад» Т.Суворовой
М.Р. Как и положено гостям, мы прибыли не с пустыми руками, а с подарком для жителей Бумажного королевства. Вот он. Показывает Сундучок. Давайте, откроем его и посмотрим, что мы приготовили. Достает бумагу.
- Для чего мы его подарим, что жители Бумажного королевства будут делать с этой бумагой? Мы научим их на этой бумаге играть! Жители любят шуршать и шелестеть. Вот мы и научим их «играть» на этой бумаге музыку. 8. Мы покажем и исполним бумажный оркестр.
Исполняется «Шуточка» В. Селиванова
по показу музыкального руководителя.
М.Р. Бумажный карнавал продолжается целую волшебную ночь. Все гости дарят свои подарки, играют на музыкальных инструментах, веселятся, поют песни шепотом. Но это веселье никого не беспокоит, никому не мешает, ведь звуки, звучащие на этом празднике очень тихие. А под самое утро карнавал заканчивается сказочным фонтаном. И он тоже, конечно же, бумажный. Как это, спросите вы? А я вам сейчас покажу. Возьмите бумажные ленты и сделайте в центре зала круг — фонтан. Дети берут бумажные в руки разноцветные ленты из гофрированной бумаги.
9. Исполняется двигательная импровизация по показу музыкального руководителя под музыку Оркестра Поля Мориа «Токката» В конце произведения делают салют – подбрасывают ленты вверх.
М.р: Ребята, мы с вами побывали в бумажном королевстве, вам понравилось?
Ну вот и закончилась сказка, настал расставания час.
Но добрые песни и пляски нам вспомнятся с вами не раз.
Прощаются. Уходят.
|