Автор — разработчик: Помыткина Т. В. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Кургана «Детский сад комбинированного вида № 1 «Любознайка» Курган, 2020
Вид организации совместной деятельности: образовательная ситуация
Форма организации: подгрупповая (5-6 человек)
Возраст воспитанников: дети 3-4 лет
Цель: создание условий для успешной адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Скачать конспект
Задачи:
Образовательные: Помогать детям принимать участие в игровой деятельности с использованием домика – палатки. Формировать умение слышать и понимать игровые задания. Обогащать представления детей: об играх и игрушках, имеющихся в детском саду.
Развивающие: Развивать внимание, память, мышление, двигательную активность, мелкую моторику рук, тактильные ощущения. Содействовать развитию общей моторики и активизации речевого взаимодействия.
Воспитательные: Воспитывать дружеские взаимоотношения, нравственные качества (сопереживать, оказывать помощь).
Предварительная работа:
Подготовка атрибутов к игре, внесение кинетического песка, изготовление подушек с различными наполнителями.
Оборудование: Северный домик, в виде «Вигвама», аудиозапись с песней «Паровозик чух-чух, тики-таки», сундучок, игрушки (Белый Мишка, Заяц, Слон), маски животных, погремушки, кинетический песок в ведерке, подушки с различным наполнением.
Ход образовательной ситуации:
№
|
Этапы
|
Деятельность детей
|
Педагогическая поддержка
|
1
|
Вводный:
Контакта
настрой к
занятию
ситуация
|
Игра - приветствие «Здравствуй друг»
Воспитатель
- На чем отправимся в путешествие?
Отправляемся в путешествие к «Северному домику» на паровозике, где живет белый мишка Умка.
|
- Способ радостной перспективы
- «Увлечение загадочным»
Звучит веселая песня-игра «Паровозик Чух-Чух, тики-таки»
Дети выстраиваются друг за другом, под музыку двигаются по комнате, имитируя движение паровоза.
|
2
|
Основной:
тревожности
поддержание
эмоционального
тонуса
|
«Зайки и слоники», «Погремушки»
Имитация звука поезда
Физкультминутка «Мишка»
|
- Поощрение
- Похвала
- Релаксация
Воспитатель достает из сундучка игрушки и предлагает детям поиграть вместе с мишкой.
|
3
|
Заключительный:
- Переход к коллективным играм со сверстниками и взрослыми
|
Умка
- Здравствуйте, ребятишки!
- Я очень рад, что вы приехали в гости. У меня для вас есть сундучок, в нем лежат разные игрушки, но я не знаю, как с ними играть.
Воспитатель
- Ребята, давайте посмотрим какие же игрушки находятся в сундучке и покажем мишке как с ними играть.
Погремушки
Маски
Резиновые игрушки
Песок кинетический
Речевое упражнение: «Прощание»
Мы играли вместе с Мишкой,
Было весело у нас.
До, свидания игрушки,
Завтра ждите в тот же час!
|
Контроль за эмоциями детей
Воспитатель общается с детьми от имени Умки.
Прощаемся с Умкой и возвращаемся в д/с на имитированном паровозе под музыку.
|
Пояснительная записка к авторскому пособию. Мини — оборудование «Центр уединения и релакса» в младшей группе «Северный домик».
Автор – разработчик: Помыткина Татьяна Владимировна,
воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Кургана «Детский сад комбинированного вида № 1 «Любознайка».
Детский сад — первый социальный институт ребёнка. Здесь он постоянно находится в коллективе, вне зависимости от своих мыслей, настроения и переживаний.
Вместе с тем одна из задач современного дошкольного учреждения — обеспечение эмоционального благополучия воспитанников. С этой целью в групповой комнате обустроено особое место, где младшие дошкольники могут побыть наедине с собой, расслабиться, выплеснуть негативные эмоции.
Поскольку нервная система дошкольников развивается динамично, их психическое состояние весьма неустойчиво. Малышей легко удивить, развеселить, обидеть, но вместе с тем, необходимо регулировать детскую эмоциональную сферу.
Ведь, как утверждают психологи, подавление эмоций, а также гипертрофированное их проявление, способно спровоцировать невроз в его различных проявлениях. Ребёнка ни в коем случае нельзя стыдить и тем более наказывать за проявление чувств (гнева, страха, бурное веселье и т. п.), поскольку он не умеет их контролировать в силу своего возраста.
А вот научить детей выражать негативные эмоции в конструктивной форме могут взрослые люди.
Центр самостоятельной детской активности «Центр уединения и релакса», создан в целях совершенствования предметно-пространственной развивающей среды в младшей группе детского сада, способствующей и стимулирующей ребенка к самостоятельной деятельности в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению. А также психологической разгрузки воспитанников, имеющих особые образовательные потребности.
В младшем дошкольном возрасте основное предназначение «Центра уединения и релакса» — облегчить процесс адаптации, помочь малышам пережить расставание с мамой и привыкнуть к требованиям педагога.
«Центр уединения и релакса» в авторском понимании представлен в форме домика — палатки «Северного домика Вигвама».
Небольшое пространство «Северного домика» с маленьким входом, дарит ребёнку ощущение уюта и безопасности. Наш малыш может отсидеться или отлежаться в компании плюшевых игрушек, которые можно обнять (ведь в 2–4 года очень важен тактильный контакт) и других предметов.
«Северный домик» — это производственное игровое пособие, эстетически оформленное. Изготовлено из экологически чистого материала, размещенного на полимерных стойках.
«Северный домик» наполнен предметами, к которым ребёнок испытывает тёплые чувства. Мягкие красивые подушки и игрушки позволяют малышам отвлекаться и расслабляться, помогают педагогам научить ребёнка выражать свой гнев в приемлемой, безопасной форме, предупреждать чрезмерное возбуждение нервной системы детей, что чревато переутомлением.
В наличии имеются специальные подушка для битья, коробочка или стаканчик, куда выбрасывают злость и обиды. Они помогают детям освоить приёмы регуляции своего настроения, обрести уверенность в себе.
С этой же целью в уголке размещена доска настроения, с иллюстрациями различных эмоциональных переживаний.
«Островок примирения» — специальный коврик, на котором дети мирно решают конфликты. Призван повысить самооценку тревожных и застенчивых детей, научить бесконфликтному общению друг с другом, свести к минимуму возможные ссоры в детском коллективе.
Взрослый человек в нужный момент предлагает малышу отправиться в домик – палатку (например, когда замечает, что ребенок утром очень скучает по маме, чувствует себя зажато, некомфортно либо, наоборот, ведёт себя агрессивно, обижает других детей).
Наполнение «Северного домика» вариативно. Воспитатель периодически меняет атрибуты для игр, однако некоторые вещи присутствуют постоянно: это даёт ребёнку ощущение стабильности. При подготовке пособий воспитатель обязательно учитывает индивидуальные предпочтения детей.
Недопустимы острые и легко бьющиеся предметы. Чтобы в любой момент взрослый мог убедиться в безопасности и нормальном самочувствии воспитанника, в «Северном домике» имеется «окошко», которое не нарушает личное пространство ребёнка. Заглянув в окошко, можно незаметно оценить состояние ребёнка.
Творчество, фантазия и оригинальность педагогических подходов предполагает многофункциональное использование данного авторского пособия. Все игры, материалы и оборудование выполнены с соблюдением санитарно-гигиенических требований к организации образовательной среды детского сада в соответствии с ФГОС ДО.
Игры в домике – палатке «Северный домик» организуются при непосредственном участии взрослого (воспитатель, младший воспитатель, педагог – психолог, родители (законные представители) воспитанников), при этом используются прямые и косвенные приемы взаимодействия.
«Центр уединения и релакса» призван решать следующие психолого – педагогические задачи:
- создание условий для психологического комфорта у каждого ребенка в группе
- расширение возможности личного пространства, места уединения для детей в групповом помещении
- содействие легкой адаптации детей 2-4 лет к дошкольному образовательному учреждению
- активизация желания детей к совместным играм со взрослым.
«Северный домик» является составной частью «Центра уединения и релакса», а значит все оборудование, размещенное внутри домика — палатки, а также сменяемые игры и пособия систематизированы и каталогизированы по цели и задачам, что отражено в паспорте «Центра уединения и релакса».
Паспорт «Центра уединения и релакса» структурно состоит из: титульного листа, названия центра, описания цели и задач, с инструкцией по применению игр, пособий, упражнений и оборудования. Иллюстративный материал и рекомендации для родителей и педагогов.
А также перечень всего материала по разделам.
- материал для обучения агрессивных детей способам выражения гнева в допустимой форме.
- материал для обучения детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции.
- эмоционально-развивающие игры, направленные на обучение детей бесконфликтному общению.
- материал, направленный на повышение самооценки для тревожных, неуверенных в себе детей.
- материал для обучения детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям.
Алгоритм организации образовательных ситуаций и самостоятельных игр по желанию детей с использованием домика – палатки состоит из традиционных этапов:
- Подготовительный — (создание тематической игровой среды в соответствии с мотивацией к предстоящей деятельности. Внесение игр, пособий, оборудования. Мотивационная заинтересованность).
- Основной — (разыгрывание сюжета, прямое и косвенное участие взрослого, совет, напоминание, подсказка, инициирование). Игры разной направленности.
- Непосредственное участие ребенка в играх.
- Переход к коллективным играм со сверстниками и взрослыми.
Таким образом, уютный «Северный домик» помогает дошкольникам обрести уверенность в себе и дает им ощущение безопасности.
А педагоги организуют с его помощью разнообразные виды детской деятельности, которые помогают снять напряжение и поднять настроение у малышей в период адаптации или просто, в пасмурный и хмурый день.
|