Воспитатели:
- Хаткевич Н.В
- Головкова А.П
2019-2020 учебный год Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» «Токсовский центр образования»
Долгосрочный проект «Моя семья — моя радость!
«Берегите семью: в семье опора народа и государства. Семейные заветы всегда крепки. Охраняйте это сокровище.
В семейном счастье-защита от жизненных испытаний. Крепкой и дружной семье не страшны внешние
житейские невзгоды. Если обережете семью И обережете детей, то создадите крепкую опору
для мирного и спокойного труда.»
(Из завещания великого чувашского Просветителя И.Я. Яковлева)
Скачать конспект
Актуальность.
Семья и дошкольное учреждение — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития необходимо их взаимодействие.
Как показывает практика, и подтверждают педагогические исследования, родители признают приоритет дошкольного учреждения в решении воспитательно-образовательных задач, но не считают нужным участвовать в педагогическом процессе. В свою очередь педагоги недооценивают роль семьи и не стремятся объединить с родителями усилия для развития и воспитания детей, поэтому не налаживают надлежащим образом обратную связь, не используют в полной мере влияние семьи на воспитание и развитие ребенка.
В системе дошкольного образования семейное воспитание является его началом, стержнем и венцом. Знания, и умения, заложенные домашним воспитанием, являются первыми ступеньками к вершинам высокого уровня культуры детей. И здесь важная роль отводится дошкольному учреждению, требуется поиск новых взаимоотношений семьи и ДОУ, а именно – сотрудничества, взаимодействия, доверительности. Кроме этого, именно в дошкольном возрасте отмечается более тесная связь ребенка с семьей и педагогом, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребенка, но и на членов его семьи. Так как воспитание, развитие и здоровье ребенка напрямую зависит от того, в каких условиях он живет, растёт, развивается, какие люди его окружают и как организован процесс его воспитания.
К сожалению, в настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходит в прошлое традиционное семейное воспитание. Психологи и педагоги обращают внимание на ухудшение состояния здоровья детей, увеличение социально незащищенных семей, социально-психологическую тревожность и усталость от испытываемых взрослыми проблем (в том числе в связи с происходящей стратификацией общества), одиночество (особенно в неполных семьях) и недостаток взаимопонимания, перераспределение материально-экономических функций внутри семьи (когда источником финансирования членов семьи становится жена/мать), трудности строительства семейной жизни на фоне кризисов. Были выделены и глобальные проблемы: экологические; психические; локальные и региональные войны; эпидемии, наркомания, алкоголизм; научно-технический прогресс, ведущий к быстрому устареванию знаний и др.
Этот процесс могут и должны остановить дошкольные педагоги-люди, которые тесно общаются с детьми и их родителями.
В связи с этим, вопрос поиска и осуществления нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из актуальных.
ЦЕЛЬ: Формирование духовно- нравственных качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.
ЗАДАЧИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
- Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи.
- Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.
- Закрепить навыки творческого рассказывания;
- Расширять представления детей о своей семье, родственных отношениях, о профессиях членов семьи.
- Упражнять детей в умении правильно отвечать на вопросы, полным предложением
- Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.
- Развивать словарный запас детей;
- Закрепить навыки общения и правильного поведения.
- Согласование глагола с существительными
РАЗВИВАЮЩИЕ:
- Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
- Познакомить детей с понятием «древо семьи» – научить составлять древо своей семьи
- Развивать связную речь, логическое мышление, внимание, познавательный интерес
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
- Воспитывать у детей чувство привязанности, любви, уважения, заботы к членам семьи развивать у детей чувство гордости за членов своей семьи
- Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, уважение, взаимовыручку, любовь ко всем членам семьи
ЗАДАЧИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей
ЗАДАЧИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ:
Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом. (воспитателя
Вид проекта: Информационно – практико – ориентированный
По характеру содержания: Включает ребенка и его семью, воспитатель
По характеру участия ребенка в проекте: Участник от зарождения идеи до получения результата
По характеру контактов: Осуществляется внутри старшей разновозрастной группы с 5-7 лет комбинированной направленности; в контакте с семьей
По количеству участников: Групповой
Возраст детей: Старший дошкольный возраст
Продолжительность: Долгосрочный (1 год)
Тематическое поле: Семья. Взаимоотношение в семье. Семейные традиции и обычаи.
Участники проекта: дети старшей разновозрастной группы с 5-7 лет комбинированной направленности, родители воспитанников, воспитатели, муз. Руководитель, инструктор по физ. культуре
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
1 этап – организационно — диагностический (сентябрь).
Задачи:
Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства.
Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.
Создание картотек по теме проекта, дидактические игры, консультации для родителей
На первом этапе был разработан паспорт проекта, определялась его цель и основные задачи. Были определены участники проекта. В ходе реализации группового проекта участниками были воспитанники старшей разновозрастной группы с 5-7 лет комбинированной направленности, педагоги, родители и музыкальный руководитель, инструктор по физ. культуре. Было определено содержание проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями и педагогами.
2 этап — формирующий (октябрь – апрель)
Задачи:
Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
Формировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи.
Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению семейных традиций.
Второй этап – это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей. С детьми проводили занятия по проекту, была организована совместная и самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с семейными ценностями. Корни связывают его с родным домом и ближайшим окружением. Поэтому необходимо установить тесное взаимоотношение с родителями воспитанников. Для этого была организованна работа, которая включала в себя проведение ряда консультаций для родителей, а так же родительских собраний по теме проекта, целью которых было объяснить актуальность, важность проводимой работы по духовно- нравственному воспитанию детей в ДОУ, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, заинтересовать их и сделать своими союзниками.
3 этап- обобщающий (май)
Задачи:
Анкетирование родителей и мониторинг уровня форсированности сопричастности детей к семейным традициям и ценностям семьи.
Анализ и подведение итогов работы.
ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ:
Беседы; занятия; рассматривание семейных альбомов, картин, иллюстраций; выставки детских работ по проекту «Семья» в ДОУ; дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту «Семья»; заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью; творческая речевая деятельность; утренники, развлечения; конкурсы; театрализованная деятельность; сочинение рассказов и сказок о семье; создание мини-проектов; видео просмотры,
СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ:
Чтение литературных произведений, Беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы, Познавательное чтение, Заучивание стихов, Составление рассказов по картинкам, по мнемотаблицам
ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ:
Проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно-ролевые, дидактические)
ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ:
Организация продуктивной деятельности детей
Оформление выставок, коллективные работы, стенгазеты
Чтение литературных произведений
Изготовление с детьми наглядных пособий
Взаимодействие с музыкальным руководителем.
Взаимодействие с инструктором по физическому развитию.
Содержание проекта включает в себя деятельность всех участников воспитательно — образовательного процесса.
ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ:
Наглядная пропаганда; беседы и консультации; анкетирование; дни открытых дверей; круглый стол; звездный час; конкурсы; семейная гостиная; семейные мини – проекты.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ:
1. Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:
- метод сравнения
- элементарный анализ
- метод моделирования и конструирования
- метод проектной деятельности
- метод вопросов – постановка вопросов детям; воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать
- метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств.
2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний:
- игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств
- сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание ребенка разгадать секрет или просто порадоваться
3. Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:
- прием предложения и обучения способу – воспитатель не только эмоционально рассказывает о семье, человеке, но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в исследовании.
- беседа – является связующим звеном
4. Методы коррекции и уточнения:
- метод обобщенного ответа на вопрос: индивидуальная беседа, сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск выхода из ситуации, обсуждение способа действия.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Организовать выставки творческих работ детей и семейной гостиной в группе детского сада.
Повысить качество образовательного процесса, процесс обучения сделать более увлекательным, эмоционально-насыщенным.
Создать методическую копилку по данной проблеме.
Повысить уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей.
Расширять детский кругозор, развивать интерес к истории семьи, семейным традициям, родословной.
Способствовать воспитанию чувства гордости за семью, любви и уважения к родителям.
Дети станут более дружными и получат навыки бесконфликтного общения.
Презентация проекта
Семейная гостиная: «Цветок семейного счастья».
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ.
Повышение качества образовательного процесса по духовно–нравственного воспитанию через организацию совместной исследовательской деятельности родителей, детей, педагогов. Создание методической копилки по нравственному воспитанию. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников к семейным традициям и ценностям, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях. Создание в группе детского сада условий для обобщения материала по формированию у старших дошкольников семейных ценностей. Укрепление связи семьи и ДОУ. Формирование у детей интереса к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитание уважения к членам семьи.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ.
Заключается в разработке содержания, методов и форм, которое предусматривает поэтапную организацию приобщения детей к семейным традициям, повышению интереса к ценностям семьи и участия родителей в совместных мероприятиях.
ГИПОТЕЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
мы предполагаем, что процесс воспитания нравственности будет более эффективным в том случае, если: Формировать представления о родном доме, семейных традициях и чувства сопричастности к ним не только в семье, но и в ДОУ. Воспитание нравственности будет строиться на материале, близком, понятном и эмоционально значимом для ребенка с учетом взаимодействия педагогов, родителей. Разработать систему сотрудничества педагогов и семьи. Деятельность детей по формированию семейных ценностей осуществляется систематически и планомерно.
НОВИЗНА:
Заключается в выработке новых стратегических подходов по приобщению детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с семьёй по духовно- нравственному воспитанию ребёнка в условиях ДОУ. Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода способствует формированию патриотизма, толерантности, культурно – ценностных ориентаций, духовно – нравственному развитию.
|