Агзамова Лиана Фларидовна. Трудовая деятельность как важное средство воспитания в дошкольном возрасте

Трудовая деятельность как важное средство воспитания в дошкольном возрасте

Аннотация. В статье приводятся определения терминов «труд», трудовая деятельность», рассматриваются основные виды труда, в которые включается дошкольник, характеризуется влияние трудовой деятельности на всестороннее развитие личности детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: труд, трудовая деятельность, трудовое воспитание, дошкольники, дошкольный возраст.

Основной целью реализации ФГОС ДО является формирование об-щей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности. Решение задач развития детей должно быть направлено, среди прочих задач, на приобретение опыта в элементарной трудовой деятельности (самообслуживания, бытового труда, труда в природе).

 

Конец ХХ – начало ХХI века – этап в дошкольном образовании, который отличался забвением проблемы приобщения ребенка к труду. Во многих изданиях программ дошкольного образования, реализуемых до выхода ФГОС ДО с перечислением требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, трудовое воспитание не было выделено в особый раздел. В настоящее время раздел «Трудовое воспитание» представлен в программах дошкольного образования как составная часть образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

Трудовая деятельность – это «процесс активного изменения предме-тов природы, материальной и духовной жизни общества в целях удовлетворения потребностей человека и создания различных ценностей. Предметом психологического изучения трудовой деятельности выступают психические процессы, факторы, состояния, которые побуждают, программируют и регулируют трудовую активность человека, а также его личностные свойства» [4, с. 117].

Трудовая деятельность, по С.А. Козловой, – понятие, обобщающее разные виды труда, состоящие из трудовых процессов (например, одевание, раздевание, мытье рук, накрывание на стол, вытирание пыли с мебели и т. д.). Трудовой процесс – единица трудовой деятельности. В его структуре представлены все компоненты: цель труда, материал и трудовое оборудование (инструменты); набор трудовых действий человека по преобразованию материалов с помощью инструментов; достигнутый результат труда, удовлетворяющий потребности человека [2, с. 173].

Труд, по Я.П. Коломинскому, представляет собой «сложную деятельность, осуществление которой предполагает определенный уровень физического и психического развития. Подготовка ребенка к будущей трудовой деятельности начинается задолго до того, как он сможет принять участие в общественно полезном труде. Необходимые для трудовой деятельности психические качества личности формируются под влиянием условий жизни и воспитания» [3, с. 134].

Становление элементарной трудовой деятельности в дошкольном детстве происходит в процессе взаимодействия со взрослым.

Для детей дошкольного возраста характерна предметная активность, которую следует рассматривать как предпосылку трудовой активности. В этом возрасте детский труд чаще всего находит свое отражение в игре. Подражание трудовым действиям взрослых является главным содержанием детской игры, позволяя овладеть этими действиями и тем самым способствуя становлению трудовой деятельности. Однако вначале она очень неустойчива и снова переходит в игру.

Трудовые процессы постепенно складываются в виды труда. «Первым по времени ребенок овладевает самообслуживанием, характерной особенностью которого является направленность на самого себя, а содержанием – умение обслужить себя (одевание, раздевание, прием пищи, гигиенические процедуры). Хозяйственно-бытовой труд предполагает умение поддерживать порядок в окружающей обстановке группы детского сада, на участке, дома (накрыть на стол, подготовить необходимый материал для изготовления поделок и др.)» [1, с. 269]. «В особый вид труда выделяется труд в природе. Содержанием такого труда являются уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др. Труд в природе благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования

Ручной и художественный труд по своему назначению является тру-дом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое до конца» [2, с. 173].

В дошкольном возрасте дети получают представление о роли труда в жизни человека и общества, знакомятся с трудовой и профессиональной деятельностью взрослых, миром профессий, включаются в посильную трудовую деятельность в детском саду и семье, приобретают первоначальные трудовые умения и опыт трудовой деятельности, учатся планировать, прикладывать усилия, доводить начатое дело до конца, взаимодействовать с партнерами, оказывать помощь, ценить результаты своего и чужого труда.

Необходимо также и развитие самой трудовой деятельности – от от-дельных трудовых процессов до простейших видов труда. От решения данной задачи зависят включение ребенка в труд, его умение принять участие в совместной деятельности, достичь общего со взрослыми и сверстниками результата. Необходимо знакомить дошкольников с трудом взрослых, воспитывать интерес и положительное отношение к нему, трудолюбие, самостоятельность, настойчивость, ответственность, дружеские взаимоотношения со сверстниками в процессе деятельности.

Список литературы

  1. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обуче-ния: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. – 464 с.
  2. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2000. – 416 с.
  3. Коломинский Я.П. и др. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция / Я.П. Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов. – СПб.: Питер, 2004. – 480 с.
  4. Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 656 с.
Просмотров: 693
Категория: По направлениям » Для детского сада » Трудовое обучение детей




Другие новости по теме:

  • Ирина Петракова. Как научить ребёнка трудиться, любить труд и испытывать радость от трудовой деятельности.
  • Грачева Татьяна Михайловна. КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОДЕ ЭЛЕМЕНТАРНО ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
  • Стовпец Елена Анатольевна. Методическая статья - Ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда людей различных профессий в старшем дошкольном возрасте
  • Севастьянова Евгения Валерьевна. Нравственное воспитание детей раннего возраста посредством трудовой деятельности
  • Ершова Татьяна Борисовна. «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности»
  • Ольга Литвинович. КРУГЛЫЙ СТОЛ: «Влияние труда взрослых на развитие детей»
  • Птушко Елена Александровна. Формирование среды для социально-личностного развития старших дошкольников в трудовой деятельности
  • Татьяна Шлыкова. Формирование коллективизма у детей в совместной трудовой деятельности
  • Столова Нина Евгеньевна. Формирование элементов трудовой деятельности на примере обучения детей культуре приема пищи
  • Войлошникова Елена Валентиновна. Доклад 'Обучение целеполаганию, планированию в процессе трудовой деятельности старших дошкольников'
  • Аханькова Елена Александровна. Формирование интереса к трудовой деятельности у дошкольников.
  • Братчаночка. Конспект организации совместной трудовой деятельности с детьми средней группы. Тема: 'Ох, ох. ох, ох дети сеяли горох'
  • Загидуллина Нина Сергеевна. Исследование коммуникативной культуры дошкольников в условиях трудовой деятельности
  • Клишина Валентина Викторовна. Интегрированное занятие для дошкольников старшего возраста. Задача: приобщение к трудовой деятельности
  • Рассказова Наталья Сергеевна. Конспект по организации совместной трудовой образовательной деятельности «Мы Федоре не враги» в подготовительной группе
  • Иванюхина Раиса Павловна. Сценарий образовательной ситуации по трудовой деятельности в средней группе «Поможем Буратино»
  • Ярмухаметова Альбина Ленаровна. Организация трудовой деятельности дошкольников и родителей с использованием инновационных форм и методов работы
  • Нина Мохнарылова. Роль труда в развитии воспитания детей дошкольного возраста
  • Гумберг Анастасия Сергеевна. Развитие детей дошкольного возраста в разных видах ручного труда
  • Прудникова Светлана Николаевна. Конспект развлекательно-познавательной, трудовой деятельности: «Жаворонки прилетите, весну-красную принесите»
  • Немцова Марина Николаевна. Проект «Формирование представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления с профессиями»
  • Ирина Зимина. Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе «Труд в профессии взрослых»
  • Медведева Мария Сергеевна. Развитие зрительно-моторной координации у детей с тяжелым нарушением речи, посредством ручного труда
  • Кичкирева Татьяна Анатольевна. НООД для детей подготовительной группы «Мир труда и профессий»
  • Семенихина Наталья Васильевна. Влияние экологического воспитания на развитие нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста с использованием проектной деятельности «Дошколята друзья и защитники природы»
  • Василенко Светлана Борисовна. Перечень инструкций по охране труда для воспитанников детского сада
  • Ковригина Светлана Николаевна. Организованная образовательная деятельность ручной труд «Новогодняя афиша» подготовительная к школе группа
  • Куличкова Татьяна Николаевна. Конспект НОД «Мир труда и профессий»
  • Дурягина Э.А., Иванникова М.Д.. Конспект НОД «Комплексное занятие: формирование целостной картины мира — художественный труд» с использованием ИКТ для детей среднего дошкольного возраста «Путешествие в космос»
  • Петрунина Юлия Алексеевна. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством игр через разные виды детской деятельности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь