Татаринова Светлана Ивановна. Мастер класс для воспитателей «Экспериментирование как метод обучения дошкольников»

Мастер класс для воспитателей «Экспериментирование как метод обучения дошкольников»

Термин «экспериментирование» понимается как особый способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.

Он выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Он может рассматриваться как форма организации педагогического процесса. Вместе с тем, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.

Детское экспериментирование – это познание свойств и связей объектов разными способами действий, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребенка.

Игра и детское экспериментирование дополняют друг друга.

 

скачать конспект

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Элементарный опыт – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д. Опыты относятся к исследовательской технологии, входящей в список современных образовательных технологий.

Наблюдение является составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Взаимосвязи возникают между экспериментом и трудом, изобразительной деятельностью, формированием элементарных математических представлений, развитием речи.

Экспериментирование и развитие речи очень тесно связаны между собой. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента – при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов в словесном отчете об увиденном. Необходимо отметить двухсторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль (т. е. достаточно развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствуют развитию речи.

1. Познавательное развитие дошкольников по формированию элементарных математических представлений через организацию зкспериментально- исследовательской деятельности

Д/И «Танграм», «Монгольская игра», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Сложи узор» (по Никитину», «Куб -Хамелеон», «Уголки», «Пятнадцать», «Шашки», «Шахматы», кубик — рубик, змейка, «Заполни пустые клетки». «Сложи квадрат», «Игры со спичками», «Блоки Дьенеша», «Палочки Киюзеннера», …

  • Предлагаем вам в качестве примера по экспериментированию в математике Д/И «Танграм».

-Как вы думаете, если я предоставлю вам фигуры – силуэты, разделенные на геометрические фигуры, из которых они составлены, будет ли это экспериментированием? (нет -это работа по образцу)

-Воссоздайте, пожалуйста, фигуру – силуэт из 2 наборов «Танграма» (работа в группах).

-В качестве 2 примера по экспериментированию в математике предлагаем вам «Игры со спичками». В д/саду вместо спичек мы используем счетные палочки (работа в группах).

2. В конструировании экспериментирование начинается, когда дети пытаются построить нечто свое (по представлению, для игры).

3. Познавательно исследовательская деятельность (опыты). *Мыльные пузыри

Кому не нравится надувать мыльные пузыри? Нам, лично, такие чудаки не встречались. А вот кто знает, что у мыльных пузырей внутри? Нальем в тарелку мыльный раствор и подуем в него через трубочку. На наших глазах в тарелке начнет расти замок из мыльных пузырей. Легонько подуем на него: пузыри полетят. Они такие легкие, потому что внутри воздух. А из мыла получается тонкая и прочная оболочка пузыря. А теперь постараемся надуть огромный-преогромный пузырь. Дуем! Еще дуем! Вот уже какой огромный получился! Давай еще!!! Ой! Лопнул… Почему так получилось? Воздуха внутри оказалось слишком много и мыльная оболочка не выдержала.

Несколько капель глицерина, добавленные в мыльный раствор, сделают ваши пузыри незабываемыми.

Предлагаем налить на тарелку мыльного раствора 2-3 мм вышины, надуть соломинкой мыльный пузырь; когда он достигнет достаточных размеров, погрузить соломинку в мыльный раствор и осторожно проткнуть ею первый пузырь до центра; медленно вытягивая затем соломинку обратно, не доводя ее, однако, до края, выдуть второй пузырь, заключенный в первом, в нем — третий, четвертый и т.д.

  • экспериментирование с подкрашенной водой

Предлагаем стаканчики а). с желтой водой; красной; неокрашенной; б). с синей; желтой; неокрашенной водой; в). с красной; синей; неокрашенной водой. Задание: окрасить бесцветную воду в стаканах, используя бумажные полотенца.

  • Увлекательные опыты и эксперименты: рисование на молоке

Наливаем молоко в тарелку. В произвольном порядке капаем разноцветные красители на поверхность молока. Берем зубочистку, окунаем ее кончик в средство для мытья посуды.

Кончиком зубочистки (смоченным в мыльном растворе) касаемся красителя и наблюдаем, как капли краски начинают «разбегаться», образуя круги. Это происходит потому, что жирная пленка на молоке разрушается от прикосновения мыльного раствора.

В произвольном порядке касаемся зубочисткой краски, создавая разноцветные узоры. Наш увлекательный опыт завершен. Ну как вам результат?

4. Развитие творческих способностей посредством экспериментирования

Предлагаем вашему вниманию рисование луком и пекинской капустой – это и НТР, и экспериментирование, и развитие умений и навыков детей.

Тема вашей работы «Зимняя сказка»

Оборудование:

Гуашь (синего, белого, голубого, фиолетового цвета);

Баночка с водой для промывания кистей;

Листы пекинской капусты и луковицы (большие и маленькие);

Поднос для использованных листов капусты и лука;

Ватные палочки, для дорисовывания деталей;

Листы бумаги;

Влажные салфетки;

Зубные щетки;

Кисти;

Салфетка;

Клеенка.

Примерная структура образовательной деятельности — экспериментирования

  • Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
  • Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
  • Уточнение плана исследования.
  • Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
  • Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.
  • Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
Просмотров: 575
Категория: По направлениям » Для детского сада » Обучение педагогов




Другие новости по теме:

  • Ярмонова Надежда Ивановна. Детское экспериментирование-основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников
  • Замалова Эльвира Наилевна. Мастер – класс для педагогов на тему: «Развитие познавательной активности детей через игры – экспериментирование»
  • Людмила Судос. Рабочая программа «Развитие познавательной активности у детей 5-6 лет, через детское экспериментирование»
  • Апичина Елена Викторовна. «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»
  • Ерошко Эмилия Михайловна. Педагогический опыт: «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование»
  • Аникеева Жанна Борисовна. Мастер класс «Детское экспериментирование как метод экологического воспитания»
  • Ягудина Светлана Михайловна. Детское экспериментирование как эффективный метод познания окружающего мира у дошкольников.
  • Миронова Лилия Ридвановна. Детское художественное экспериментирование, как средство развития творческих способностей дошкольников
  • Светлана Капутская. Игровая деятельность с элементами экспериментирования в первой младшей группе «Мыльные пузыри»
  • Зыкова Елена Николаевна. Детское экспериментирование как средство развития познавательных способностей дошкольников
  • Гугина Ольга Васильевна. Детское экспериментирование как метод познания окружающего мира.
  • Мисорина Елена Александровна. ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ЧЕРЕЗ ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ
  • Соколова Татьяна Григорьевна Назина Юлия Владимировна, Бородина Светлана Леонидовна, Кролевец Александра Владимировна. Познавательное развитие у детей раннего возраста через экспериментирование
  • Борисова Наталья Дмитриевна. ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ — СРЕДСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
  • Фролова Ольга Юрьевна. Экспериментирование как средство развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста
  • Чубрикова Татьяна Николаевна. «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
  • Скаскевич Ольга Николаевна. Экспериментирование в совместной деятельности педагога с детьми. Подготовительная группа. Тема: «Мы фокусники»
  • Шишкина Надежда Ивановна. «ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ»
  • Пархоменко Ольга Владимировна. Творческая презентация «Развитие любознательности детей посредством опытно-исследовательской деятельности и экспериментирования в ДОУ»
  • Сабитова Алсу Шикуровна. «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования»
  • Сафронова Татьяна Александровна. Детское экспериментирование — уникальный способ познания мира ребёнком дошкольником
  • Федосеева И.П., Радостева О.А.. Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Фруктово-ягодные краски».
  • Зыкова Елена Николаевна. Мастер – класс для воспитателей «Экспериментирование – источник познавательного развития дошкольников»
  • Битютская Наталья Анатольевна. Доклад-презентация на тему «Детское экспериментирование в детском саду»
  • Ишуева Лиля Рустамовна. Презентация 'Детское экспериментирование — как средство интеллектуального развития дошкольника'
  • Агафонова Ирина Александровна. «Детское экспериментирование»
  • Евдокимова Елена Александровна. Детское экспериментирование
  • Конева Светлана Васильевна. Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира.
  • Юлия Толстова. Детское экспериментирование в раннем возрасте
  • Пищулина А.С., Варданян Н.С.. Формирование причинно-следственных связей в ходе организации экспериментирования



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь