- С.А. Новикова заведующий МДОУ д/с «Зернышко» г.Балашова,
- О. В. Кобызева заместитель заведующего МДОУ д/с «Зернышко» г.Балашова по ВОР
- Л.А. Решетникова учитель-дефектолог МДОУ д/с «Зернышко» г.Балашова
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте предусматривается определение условий для получения образования, адекватного возможностям ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Одна из задач ФГОС ДО – «обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья)».
В настоящее время пристальное внимание уделяется вопросам обучения и воспитания детей с различными проблемами в развитии на всех уровнях образования.
Наиболее распространенная форма оказания коррекционной помощи детям дошкольного возраста с особенностями в развитии – воспитание и обучение их в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида и в компенсирующих дошкольных группах дошкольных образовательных учреждений комбинированного вида.
В нашем образовательном учреждении созданы специальные условия для получения образования детей с ограниченными возможностями здоровья (воспитанники с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития), а также созданы условия для осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.
Предметно–пространственная развивающая среда в коррекционных группах детского сада, строится как доступная и безопасная, содержательно–насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная. Учитываются индивидуальные и возрастные особенности детей с ОВЗ. Данная эффективная образовательная среда соответствует адаптированной образовательной программе ДОО.
Пространство, в т. ч. помещения группы, кабинеты индивидуальных занятий, условно делятся на зоны (центры). Центры оборудованы в соответствии с их функциональным назначением. Определенные виды деятельности выполняются в соответствующих зонах.
В каждом центре дети могут взаимодействовать в микро-группах, что способствует формированию социальных навыков общения и обучения. В микро-группах, решая общие задачи, дети учатся общаться, согласовывать совместные решения, взаимодействовать друг с другом, находить общие пути решения разногласий. Наличие такой предметно–пространственной развивающей среды дает возможность каждому ребенку успешно развиваться, реализовать свои возможности, образовательные потребности и раскрыть свой личный потенциал.
Подбор и размещение мебели, дидактического материала, игрушек определяется необходимостью безбарьерного передвижения и контакта, дозирования информационного поля, пластичного введения ребенка в различные формы и виды занятий.
В нашем дошкольном образовательном учреждении специфика интерьера и размещения предметного окружения подчинена принципу сохранения стабильности и относительного постоянства. Для того, чтобы дети с проблемами в развитии запоминали порядок хранения различных игрушек, дидактического материала и предметов в группе. А также это позволяет детям не отвлекаться на повторное изучение окружающей обстановки, а концентрироваться на совместных игровых действиях.
Размер игровой комнаты позволят проводить как индивидуальные игровые занятия, так и групповые, в т. ч. игры «в кругу». Для того чтобы игровое пространство было привлекательным, педагоги подбирают интересные для ребенка, красочные (но не пестрые), легко узнаваемые и удобные в использовании игровые материалы.
Еще одним важным условием, которое мы реализуем, является умеренность игрового пространства. Умеренность подразумевает разреженность, неперегруженность игровой комнаты /зоны разнообразными игровыми объектами. Все предметы, находящиеся в помещении функциональны и немногочисленны. Наличие в постоянном поле зрения детей большого количества игрового материала может рассеивать их внимание, отвлекать от непосредственного социального взаимодействия с другим ребенком.
При организации индивидуальных занятий, оборудованы кабинеты для специалистов (учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога) со специально организованным пространством. Все кабинеты изолированы, оборудованы в соотвествии с требованиями Сан Пин и программой. Кабинеты поделены на центры развития, каждый из которых решают свои задачи. Например, центр речевого и креативного развития –отвечает за речевое развитие дошкольников с ОВЗ, центр сенсорного развития –отвечает за формирование у ребенка представлений о цвете, форме, величине предмета и др. Центры оборудованы соответствующими игровыми и наглядными пособиями и играми. Каждый вид игровых материалов располагается на отдельной полке
Вся коррекционно-развивающая работа нашего детского сада построена на правильной организации образовательной среды, правильном распределении нагрузки в течении дня и координированной работе воспитателей группы, учителя- дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога и других специалистов.
Литература:
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрирован в Минюсте РФ от 14 ноября 2013 г. № 30384);
- Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с пробле- мами в развитии / И.И. Мамайчук. – СПб.: Речь, 2006 – 400 с.
- Насибуллина А.Д. Специфика использования игровых технологий в коррекционной работе с дошкольниками с речевыми нарушениями / А.Д. Насибуллина, М.Н. Хаустова // Новое слово в науке: перспективы развития:
- Плаксина Л.И., Сековец Л.С. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида: Учебно-методическое пособие. — М., ЗАО «Элти-Кудиц», 2003-112с.
|