Котова Татьяна Александровна. «Сотрудничество семьи и ДОУ: традиции и инновации»

«Сотрудничество семьи и ДОУ: традиции и инновации»

ОТ ТОГО, КАК ПРОШЛО ЕГО ДЕТСТВО, КТО ВЁЛ РЕБЁНКА ЗА РУКУ В ДЕТСКИЕ ГОДЫ, ЧТО ВОШЛО В ЕГО РАЗУМ И СЕРДЦЕ ИЗ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА — ОТ ЭТОГО В РЕШАЮЩЕЙ СТЕПЕНИ ЗАВИСИТ, КАКИМ ЧЕЛОВЕКОМ СТАНЕТ СЕГОДНЯШНИЙ МАЛЫШ.

(Василий Александрович Сухомлинский)

Семья – это неотъемлемая часть общества, которая способствует формированию гармоничной личности.

Огромное значение она оказывает на детей, которые в ней проживают. Она помогает определить свои нравственные ориентиры. Несмотря на то, что в садиках, школах, секциях и кружках педагоги стремятся донести до маленького человечка базовые знания, навыки, моральные истины, опыт мамы и папы, их отношение друг к другу играют главную роль в формировании личности малыша.

 

Родители, бабушки и дедушки закладывают:

  • умение любить;
  • понимание своих традиций;
  • отношение к людям, в том числе и к противоположному полу;
  • умение ценить помощь и оказывать её самому;
  • линия поведения в обществе и умение жить в нём гармонично.

Только среди близких и родных человек чувствует себя защищенным. Он чувствует себя нужным и это даёт человеку уверенность в себе. Помогает ему преодолевать трудности, справляться с неудачами.

Семья – это начало всех начал, это – связь между прошлыми поколениями и нынешними. Каждая ячейка общества обладает характерными признаками: наличие брака, детей, ведение общего хозяйства. В ней формируется человек, его взгляды, навыки, духовные ценности. И наша задача – сделать все для её сохранения.

Семья – образец формирование межличностных отношений.

Семья и детский сад, школа традиционные институты воспитания подрастающего поколения, всегда находятся в фокусе внимания науки и общества, что связано, как отмечают исследователи, с вечной проблемой столкновения социальных и биологических детерминант. Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.) признает первостепенную роль семьи и родителей в деле осуществления заботы, воспитания и защиты детей. С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании ФГОС дошкольного образования» от 23. 12. 2012 года №273-ФЗ возникли предпосылки для равноправного творческого заинтересованного взаимодействия семьи и образовательного учреждения. Семья вместе с образовательным учреждением создаёт важнейший комплекс факторов и условий воспитывающей среды, который определяет эффективность всего образовательного процесса. С одной стороны, высока потребность в сотрудничестве двух ведущих систем воспитания, возрос уровень взаимных требований родителей к образовательной организации, педагогов к родителям в тоже время усилился контроль родителей за учебно-воспитательным процессом, формируется практика привлечения родителей к управлению (совет родителей). С другой стороны иногда отмечается некоторое отчуждение между родителями и педагогами. Проблему сотрудничества семьи и образовательной организации отмечают многие современные ученые, педагоги, в том числе заместитель научного руководителя НИУ Высшая ДОУ экономики, доктор экономических наук Лев Любимов: «Роль родителей сегодня — это один из главных провалов сада и ДОУ. Большинство рассматривают учебные заведения как камеру хранения». Назрела необходимость обновления такого важного направления деятельности общеобразовательного учреждения – как взаимодействие ДОУ с семьей обучающегося. [4; с. 53].

Мы предположили что воспитательная среда, основанная на сотрудничестве семьи и ДОУ, будет успешной, если будут созданы организационно-педагогические условия сотрудничества, развивающие воспитательный потенциал дошкольной и семейной воспитательной среды.

Основными причинами возникновения проблемы сотрудничества семьи и ДОУ мы считаем:

  • педагогическая и психологическая неграмотность родителей
  • ригидные стереотипы воспитания
  • личностные особенности родителя, педагога, вносимые в общение. Традиционное просвещение обеспечивало родителей основами психолого-педагогических знаний, но не учитывало эмоциональную и деятельностную составляющие, что, несомненно, снижало качество педагогизации родителей. Современная педагогика активно призывает реализовать компетентностный подход в работе с родителями, который расширяет рамки традиционного просвещения и нацеливает педагога на формирование у родителей практических умений, заключающихся в овладении различными видами воспитательной деятельности, основанной на субъект-субъектных отношениях, характеризующееся доверием, диалогическим общением, направленностью на совместный поиск решения педагогических задач.

В современном обществе взаимоотношения семьи и образовательной организации в вопросах развития и образования личности постепенно переходит в социальное партнерство. Семья начинает проявлять активность в интеграции, объединяясь в сообщества отцов, матерей, бабушек, общению которых способствуют новые информационные технологии. [1; с. 23].

Педагог в детском саду выполняет роль не только воспитателя, но и еще является партнером родителей для воспитания детей.

Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагогов. В нашей педагогической практике мы столкнулись с такой проблемой, как взаимодействие педагога и семьи. Поэтому в работе с родителями мы используем как традиционные, так и нетрадиционные формы сотрудничества.

Традиционные формы:

  • коллективные (родительские собрания, конференции)
  • индивидуальные (беседа, консультация)
  • наглядные (день открытых дверей, папки передвижки, стенды, выставки).

Нетрадиционные формы:

  • информационно –аналитическая (опрос, тест, анкетирование)
  • досуговые (праздники, выставки)
  • познавательные (собрание в нетрадиционной форме, тренинги, практикумы, мозговой штурм)
  • наглядно информационные (посещение родителями ДО, просмотр видеоматериалов)

В своей работе с родителями мы используем не только традиционные формы работы, но особенно хорошо зарекомендовали себя нетрадиционные формы взаимодействия, так как они позволяют установить неформальны контакт между родителями и педагогом.

Из нетрадиционных форм досуговое направление в моей работе с семьёй оказалось самым привлекательным, востребованным и полезным. В ходе таких мероприятий, устанавливается положительный эмоциональный контакт между педагогом, родителями и детьми. В моей группе ежегодно проводятся: праздники, развлечения, досуги, посвящённые 8 марта, 23 февраля, дню семьи и др., в которых активно принимают участие родители:

  • спортивное развлечение «Мой папа самый лучший друг»;
  • досуг ко дню матери «Мамочка моя милая»;
  • спортивное мероприятие к 8 марта «А ну – ка мамочки»;

Все эти мероприятия проходят в стенах нашего учреждения: спортивном и музыкальном зале, на спортивной площадке и просто на участке.

С большим интересом родители отнеслись к участию в непосредственно образовательной деятельности группы, где они могут самостоятельно подготовить материал по теме, предварительно обсудив его с воспитателем, и организовать интересное образовательное событие для детей. Такая совместная образовательная деятельность очень интересна и родителям, и детям. Например, у нас проходило интересное мероприятие с мамой «Урок вежливости».

Также в нашей работе с родителями мы используем такие нетрадиционные формы работы как мастер – классы, круглые столы, на разнообразные темы, такие как:

  • круглый стол «Мальчики и девочки – два разных мира»;
  • мастер-класс «Сенсорное развитие и воображение детей дошкольного возраста в домашних условиях»;
  • мастер – класс «Объёмная снежинка из бумаги»;
  • мастер – класс «Новогодние хлопушки».

Находясь в группе в тихой, мирной не формальной обстановке все родители могут окунуться в мир детства, снова почувствовать себя ребенком и осуществить свои нереализованные детские мечты, проявив фантазию и творчество. Во время мастер-классов родители могут поговорить о своих детях, обсудить друг с другом и с воспитателем, интересующие их вопросы. [4; с. 36].

Так, современная дошкольная образовательная организация и семья, объединяя свой педагогический потенциал, используя новые формы совместной работы, основанные на социальном партнерстве, создает актуальное образовательное пространство для ребенка.

Таким образом, безусловно, дошкольной образовательной организации отводится координирующая роль в организации системы сотрудничества с семьей обучающегося. В последнее время учитель, руководитель ДОУ и родители все больше стремятся работать в творческом союзе. Их отношения становятся демократичными, выходя за рамки «руководитель – подчиненный».

ДОО как общественный институт призвана укрепить воспитательный потенциал, авторитет семьи посредством организации продуктивных педагогических взаимоотношений с родителями своих воспитанников.

Список литературы

  1. «Развитие сферы образования и социализации в Российской Федерации в среднесрочной перспективе». Доклад экспертной группы // «Вопросы образования». – 2014. — №1. — С. 6-58.
  2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. URL: http://www. edu. ru/files/discussion/appeal. html (дата обращения: 18. 11. 2015).
  3. Попова М.Н. Сотрудничество семьи и ДОУ как педагогическая проблема //Научное мнение. Санкт-Петербург. – 2015. — №4. — С.72-74.
  4. Прокопьева М.М. Система социально-педагогической самоорганизации семьи: Автореф. дис. докт. пед. наук. — Москва, 2017. — 51 с.
  5. Сухомлинский В.А. Мудрость родительской любви/ Сост. А.И. Сухомлинская. – М.: Молодая гвардия, 2016. – 304 с. 6. Фадеева Е.И. Семья и ДОО: развиваем сотрудничество. Методическое пособие. – М.: УЦ «Перспектива», 2015. – 112 с.
Просмотров: 466
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Чернова Наталья Михайловна. Из опыта работы «Нетрадиционные формы работы с родителями как эффективный способ взаимодействия ДОО и семьи».
  • Ахмедова Камала Сахиб Кызы. Методическая разработка «Организация и проведение мастер-классов для родителей как форма сотрудничества ДОУ и семьи»
  • Гиль Светлана Александровна. Опрос для родителей - Роль семьи в формировании у детей интереса к людям разных профессий
  • Онишенко Елена. Консультация для родителей «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи»
  • Аникина Светлана Александровна. Рабочая программа «Экологическое сотрудничество» по организации взаимодействия ДОУ и семьи в процессе экологического воспитания детей
  • Оксана Руденская. Роль «Недели семьи» в обеспечении социального партнерства дошкольного учреждения с родителями
  • Андреенко Татьяна Александровна. НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
  • Скороход Анна Федоровна. Мастер-класс для педагогов «Герб моей семьи, как одна из форм патриотического воспитания дошкольников»
  • Макурина Галина Ивановна. «Организация работы детского сада и семьи по реализации задач духовно — нравственного воспитания дошкольников. Проблемы и результативность сотрудничества»
  • Просекова Елена Михайловна. Рабочая программа «Роль семьи в жизни дошкольной образовательной организации»
  • Новичкова Анна Михайловна. Консультация для родителей на тему: «Роль семьи в формировании эмоционального интеллекта ребенка»
  • Карташова Екатерина Александровна. «Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями детей раннего возраста».
  • Панина Елена Александровна. Инновационные формы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.
  • Васенева Оксана Владимировна. Взаимодействие ДОУ и семьи, совместная деятельность детей, родителей, педагогов
  • Калин Ольга. Консультация для родителей дошкольников: «Роль семьи в развитии ребенка»
  • Шушлебина Елена Валерьевна. Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании маленького гражданина»
  • И.Н. Гущина А.С. Толокина. СОТРУДНИЧЕСТВО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ В ВОПРОСАХ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Коновалова Людмила Григорьевна. Образовательные учреждения и семья. Формы сотрудничества.
  • Муравьева Лариса Михайловна. Педагогическая статья на тему: «Здоровая семья – залог здорового ребенка. Роль семьи в воспитании привычки к здоровому образу жизни»
  • Задера Ираида Александровна. Статья «Эффективная форма сотрудничества с родителями: совместное театральное творчество родителей и детей»
  • Коновалова Оксана Витальевна. Интерактивная игра как форма сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи
  • Груздева Ирина Николаевна. «Тематические акции – интерактивная форма сотрудничества детского сада и семьи в условиях введения ФГОС дошкольного образования»
  • Дорощенкова Галина Александровна. Взаимодействие детского сада и семьи в речевом развитии ребенка. (консультация для родителей).
  • Никанорова Оксана Васильевна. Презентация 'Эффективные формы сотрудничества с родителями по вопросам здоровья детей'
  • Березина Елена Евгеньевна. Нетрадиционные формы работы с семьей. Вовлечение родителей в опытно-экспериментальную деятельность.
  • Киндеркнехт Елена Васильевна. Формы взаимодействия педагогов и родителей в работе с детьми дошкольного возраста по сохранению и укреплению здоровья.
  • Наталья Александровна Захарова. Нетрадиционные формы работы с родителями
  • Березина Татьяна Ивановна. Роль семьи в формировании личности ребенка.
  • Ильина Лилия Наримановна. Спортивное мероприятие для детей старшего дошкольного возраста с родителями «Папа, мама, я – спортивная семья!»
  • Супрун Эльвира Андреевна. Современные формы взаимодействия детского сада и семьи



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь