Зотеева Елена Юрьевна. Методическая разработка по использованию камушков Марбл учителем-логопедом в работе с детьми дошкольного возраста с ОНР.

Зотеева Елена Юрьевна учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад № 407» г.о. Самара

СКАЧАТЬ

Слайд 2. Марионилла Максимовна Кольцова (1915 г., Самара – 2006 г.), физиолог, член-корреспондент Российской академии образования, доктор медицинских наук, профессор.

Марионила Максимовна пришла к заключению, что "морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук". Она особо подчеркивает, что влияние импульсов с мышц руки очень значительно в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области. Это относится к детям и с нормальным, и с нарушенным речевым развитием. Систематические упражнения для пальцев не только стимулируют развитие речи, но и являются, по мнению М.М. Кольцовой, "мощным средством повышения работоспособности головного мозга".

Слайд 3. Дети с ОНР имеют ряд особенностей (нарушение звукопроизношения, трудности в различении акустико- и артикуляторно сходных звуков, недоразвитие лексико-грамматического строя речи) встречается неполноценность динамического праксиса, слухо- и оптико-моторной координации, что препятствует автоматизации графомоторного навыка. Наряду с этим отмечаются дефицит зрительной и слуховой памяти; недостаточный уровень процессов внимания, нарушение формирования самоконтроля и произвольной регуляции поведения. И это далеко неполный перечень возможных расстройств.

Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, — необходимый элемент в системе логопедического воздействия.

 

Слайд 4. Применение камушков «Кабошонов» и шариков «Марбл» это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей.

Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камушков разного цвета и различные задания с ними. Задания могут использоваться с детьми от 3-х лет, а также для детей с отклонениями в развитии (ДЦП, ОНР, ФФНР — это те диагнозы с которыми бала апробация). Для детей имеющих нарушения в опорно-двигательной сфере предлагается оснастить пособие дополнительной устойчивостью, т. е. на обратную сторону стеклянного камушка приклеит липучку игольчатой стороной вниз и организовать шершавую поверхность для работы с ними (ковролин, драп т и т.д.). Все упражнения могут варьироваться в зависимости от возраста ребенка, его умственной и моторной способности, а также заинтересованности в игре.

В занятие, проводимое педагогом, может включаться одно или несколько видов упражнений. Каждое упражнение проводят несколько раз, постепенно их усложняя. Комплектование, загруженность и продолжительность занятия варьируется педагогом.

Данная разработка адресована: учителям-логопедам, дефектологам, воспитателям и родителям детей дошкольного возраста.

Можно применять на логопедическом пункте при ДОУ, в логопедической группе, массовой группе, а также в домашних условиях.

Слайд 5. Упражнение «Знакомство»

Цель: привлечение внимания ребенка к тактильному объекту.

Оборудование: ёмкость с камушками «Марблс».

Задание: перебирать камушки руками, гладить, пересыпать.

Слайд 6-8. Упражнение для моторики кистей и пальцев рук:

  • катать между ладоней от 1 до 3-х шариков одновременно;
  • щелкать по шарикам пальцами;
  • катать между ладоней от 1 до 3-х шариков одновременно;
  • направлять в специальные желобки и лунки – отверстия;
  • выбирать руками из ёмкости предметы отличные от камушков «Марбл»;
  • выбирать камушки из ёмкости с помощью ложки, пинцета, совка.

Слайд 9-11. Познавательные процессы:

  • выкладывание камушков по образцу;
  • запомнить узор на карточке и выложить по памяти;
  • выкладывание ряда ритмичного по цвету, форме;
  • полянки Венгера (ребенок, отыскивая «путь» в разветвленной системе дорожек, отмечает ориентиры);
  • 4-й лишний (ребенок отмечает 4-й лишний заданным цветом и формой);
  • объедини по смыслу (ребенок отмечает одинаковым цветом изображения, относящиеся к одной лексической теме).

Слайд 12-14. Фонематическое развитие:

  • графический диктант (ребенок «шагает» выкладывая камнями путь);
  • «муха в клетке» (ребенок управляет «дрессированной мухой» посредством подачи ей команд ( «вверх», «вниз», «вправо», «влево»), которые она послушно выполняет);
  • звукобуквенный анализ слова;
  • слоговой анализ слова;
  • ритмические ряды (ребенок продолжает ряд, а затем отхлопывает его).

Слайд 15. Знакомство с буквами:

  • закрепление зрительного образа буквы.

Слайд 16-17. Звукопроизношение

  • автоматизация звукопроизношения в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

Слайд 18-19. Формирование лексико-грамматического строя

  • расширение и активизация словаря (ребенок «закрашивает» или «обводит» (по линии, снаружи, внутри) предметную картинку по лексической теме);
  • «Скажи ласково» (ребенок выкладывает «дорожку» правильно называя слово «ласково»);
  • «Один – много»;
  • «Посчитай 1-2-5»;
  • «Скажи наоборот».
Просмотров: 420
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Андреенко Татьяна Александровна. ПРОГРАММА «ОПТИМИЗАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СИСТЕМАХ «РЕБЕНОК-РЕБЕНОК», «РЕБЕНОК-ВЗРОСЛЫЙ»
  • Татьяна Новожилова. Презентация. Методическая разработка. Тема: «Игры на развитие лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»
  • Бойчук Светлана Владимировна. Формирование лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
  • Седова Дарья Сергеевна. Статья и мастер-класс по теме: «Поющий ребенок – здоровый ребенок»
  • Кошелева Светлана Александровна. Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей старшего возраста с ОНР на тему: «Домашние птицы».
  • Данилишина Анна Вячеславовна. Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме «Фрукты»
  • Короткова Татьяна Ивановна. Организованная образовательная деятельность по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей ОНР «Насекомые»
  • Ефимова Ирина Юрьевна. Эффективные приемы и методы формирования лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников в условиях логопункта.
  • Пуреева Олеся Александровна. Конспект занятия по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ФФН и ОНР
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Кожевникова Марина Юрьевна. Особенности грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Гусенкова Татьяна Ермахановна. Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОВЗ в процессе ознакомления с трудом железнодорожников.
  • Журавлева Светлана Александровна. Родительские собрания. Нормы речи. Правильно ли говорит ваш ребенок?
  • Галеева Гульфина Мунировна. Конспект непосредственной образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в подготовительной логопедической группе для детей с ФФН и ОНР по теме: «В гости к Мухе Цокотухе»
  • Гниденко Татьяна Алексеевна. Рекомендации родителям по теме: «Трудный ребенок»
  • Медведева Мария Сергеевна. Развитие зрительно-моторной координации у детей с тяжелым нарушением речи, посредством ручного труда
  • Шишалова Л.И., Глыга Н.И., Филиппова И.П.. Методическая разработка «Ребенок открывает мир воды»
  • Румянцева Елена Юрьевна. «Ребенок в мире изобразительного искусства»
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Ансон Татьяна Николаевна. Методическая разработка и реализация проекта 'Формирование навыка диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР на занятиях по развитию речи с использованием игр, в том числе игр-драматизаций
  • Бирюкова Маргарита Ивановна. Родительское собрание в старшей группе «Что должен знать и уметь ребенок дошкольного возраста (5-6 лет).»
  • Куничкина Ольга Геннадьевна. Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Кашапова Гульнара Насиховна. «Вариативность методов воздействия на речевые зоны коры головного мозга»
  • Приймак Наталья Николаевна. Что делать, если ребенок дошкольного возраста берет чужое?
  • Ибрагимова Асия Миншакировна. Логопедическая игра «С Феей Бусинкой играем» По теме: «Формирование грамматического строя речи у дошкольников с ОНР» 4+
  • Елена Ивановна Маринина. Театр – это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир!
  • Главный Редактор. Ребенок идет в школу
  • Ямгутдинова Елена Анатольевна. Конспект занятия «Игры на развитие зрительной памяти, произвольного внимания с детьми 3-4 лет»
  • Зотеева Елена Юрьевна. Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ЗПР по теме «Насекомые»
  • Мялицына О.П.. Родительское собрание «Неужели таким может быть мой ребенок?...»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь