Зотеева Елена Юрьевна учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад № 407» г.о. Самара
СКАЧАТЬ
Слайд 2. Марионилла Максимовна Кольцова (1915 г., Самара – 2006 г.), физиолог, член-корреспондент Российской академии образования, доктор медицинских наук, профессор.
Марионила Максимовна пришла к заключению, что "морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук". Она особо подчеркивает, что влияние импульсов с мышц руки очень значительно в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области. Это относится к детям и с нормальным, и с нарушенным речевым развитием. Систематические упражнения для пальцев не только стимулируют развитие речи, но и являются, по мнению М.М. Кольцовой, "мощным средством повышения работоспособности головного мозга".
Слайд 3. Дети с ОНР имеют ряд особенностей (нарушение звукопроизношения, трудности в различении акустико- и артикуляторно сходных звуков, недоразвитие лексико-грамматического строя речи) встречается неполноценность динамического праксиса, слухо- и оптико-моторной координации, что препятствует автоматизации графомоторного навыка. Наряду с этим отмечаются дефицит зрительной и слуховой памяти; недостаточный уровень процессов внимания, нарушение формирования самоконтроля и произвольной регуляции поведения. И это далеко неполный перечень возможных расстройств.
Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, — необходимый элемент в системе логопедического воздействия.
Слайд 4. Применение камушков «Кабошонов» и шариков «Марбл» это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей.
Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камушков разного цвета и различные задания с ними. Задания могут использоваться с детьми от 3-х лет, а также для детей с отклонениями в развитии (ДЦП, ОНР, ФФНР — это те диагнозы с которыми бала апробация). Для детей имеющих нарушения в опорно-двигательной сфере предлагается оснастить пособие дополнительной устойчивостью, т. е. на обратную сторону стеклянного камушка приклеит липучку игольчатой стороной вниз и организовать шершавую поверхность для работы с ними (ковролин, драп т и т.д.). Все упражнения могут варьироваться в зависимости от возраста ребенка, его умственной и моторной способности, а также заинтересованности в игре.
В занятие, проводимое педагогом, может включаться одно или несколько видов упражнений. Каждое упражнение проводят несколько раз, постепенно их усложняя. Комплектование, загруженность и продолжительность занятия варьируется педагогом.
Данная разработка адресована: учителям-логопедам, дефектологам, воспитателям и родителям детей дошкольного возраста.
Можно применять на логопедическом пункте при ДОУ, в логопедической группе, массовой группе, а также в домашних условиях.
Слайд 5. Упражнение «Знакомство»
Цель: привлечение внимания ребенка к тактильному объекту.
Оборудование: ёмкость с камушками «Марблс».
Задание: перебирать камушки руками, гладить, пересыпать.
Слайд 6-8. Упражнение для моторики кистей и пальцев рук:
- катать между ладоней от 1 до 3-х шариков одновременно;
- щелкать по шарикам пальцами;
- катать между ладоней от 1 до 3-х шариков одновременно;
- направлять в специальные желобки и лунки – отверстия;
- выбирать руками из ёмкости предметы отличные от камушков «Марбл»;
- выбирать камушки из ёмкости с помощью ложки, пинцета, совка.
Слайд 9-11. Познавательные процессы:
- выкладывание камушков по образцу;
- запомнить узор на карточке и выложить по памяти;
- выкладывание ряда ритмичного по цвету, форме;
- полянки Венгера (ребенок, отыскивая «путь» в разветвленной системе дорожек, отмечает ориентиры);
- 4-й лишний (ребенок отмечает 4-й лишний заданным цветом и формой);
- объедини по смыслу (ребенок отмечает одинаковым цветом изображения, относящиеся к одной лексической теме).
Слайд 12-14. Фонематическое развитие:
- графический диктант (ребенок «шагает» выкладывая камнями путь);
- «муха в клетке» (ребенок управляет «дрессированной мухой» посредством подачи ей команд ( «вверх», «вниз», «вправо», «влево»), которые она послушно выполняет);
- звукобуквенный анализ слова;
- слоговой анализ слова;
- ритмические ряды (ребенок продолжает ряд, а затем отхлопывает его).
Слайд 15. Знакомство с буквами:
- закрепление зрительного образа буквы.
Слайд 16-17. Звукопроизношение
- автоматизация звукопроизношения в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
Слайд 18-19. Формирование лексико-грамматического строя
- расширение и активизация словаря (ребенок «закрашивает» или «обводит» (по линии, снаружи, внутри) предметную картинку по лексической теме);
- «Скажи ласково» (ребенок выкладывает «дорожку» правильно называя слово «ласково»);
- «Один – много»;
- «Посчитай 1-2-5»;
- «Скажи наоборот».
|