Филиппова Л.Н., учитель-логопед МБДОУ №866 «Семицветик», г.о. Мытищи
Аннотация. В статье предложено несколько вариантов игр с парными картинками по автоматизации звука [Р] для детей 5-7 лет. Данные игры могут использовать логопеды, воспитатели и родители детей с нарушениями речи. Игры с карточками могут использоваться как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях по автоматизации звука [ Р ] и развитию речи в целом.
Ключевые слова. Настольная логопедическая игра, автоматизация звука [Р], развитие речи.
Игры данного пособия предназначены для детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. Игровой материал предоставлен в виде парных карточек, изображающих предметы, в названии которых слышится звук [Р]. Игры с карточками могут использоваться как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях.
Скачтаь конспект
Проводя данные игры с детьми, можно решить следующие задачи:
- Автоматизировать звук Р;
- Расширить словарный запас детей;
- Развивать зрительное и слуховое внимание, память, мышление;
- Совершенствовать навык звукового анализа.
- Закрепить умение детей согласовывать существительные с числительными;
- Развивать связную речь.
Игра «Мемори»
Цель: автоматизация звука Р в словах и фразах; развитие зрительной памяти и мышления.
Оборудование: от 6 до 12 пар карточек.
Ход игры: Все карточки перед началом игры перемешиваются и раскладываются рядами лицевой стороной (картинкой) вниз. Игроки по очереди открывают (переворачивают) по 2 карточки, сопровождая своё действие речью. (Например (если карточки не совпали): «Это рыба. А это рак, а не рыба) Затем игрок кладёт их на прежнее место лицевой стороной вниз и право хода переходит к следующему участнику. Если открыты одинаковые карточки, (Например: «Это рыба и это рыба»), то игрок забирает их себе и открывает следующую пару карточек. Побеждает игрок, набравший наибольшее количество карточек.
Игра «Лото по памяти»
Цель: автоматизация звука Р в словах и фразах; развитие зрительной памяти и мышления.
Оборудование: 36 пар карточек.
Ход игры: Один комплект карточек поровну раздают всем участникам. Остальные (парные для первого комплекта) карточки раскладывают на середине стола картинками вверх. В течение какого-то промежутка времени игроки запоминают их расположение. Затем карточки в центре столе переворачиваются картинкой вниз. Игроки по очереди открывают по одной карточке, сопровождая свои действия речью. (Это, наверное, арбуз. Это мой арбуз.) Если это их картинка, то забирают ее себе, если нет, кладут обратно рисунком вниз. Выигрывает игрок, первым собравший для своих карточек пары.
Игра «Найди пару»
Цель: автоматизация звука Р в словах и фразах; развитие зрительной памяти и мышления.
Оборудование: от 9 до 24 пар карточек.
Ход игры: Для начала игры нужно разделить пары карточек на 2 стопки, чтобы в обеих были одинаковые картинки. Один комплект карточек ведущий раскладывает рядами перед детьми изображением вниз. А остальные (парные для первого комплекта) ведущий кладет стопкой сверху всех рядов изображением вниз. Затем берет карточку из стопки и переворачивает её. Ребёнок должен из ряда закрытых карточках найти пару. Для этого он переворачивает картинку и сопровождает своё действие речью. (Например: «Это рак, а не рыба»). Если карточки совпали пару берёт себе, а ведущий переворачивает во второй стопке следующую карточку. Побеждает игрок, набравший наибольшее количество карточек.
Игра «Маджонг»
Цель: автоматизация звука Р в словах; развитие зрительной памяти и мышления.
Оборудование: 13 пар карточек.
Ход игры: Все парные карточки перед началом игры перемешиваются и раскладываются на столе в виде буквы П в 2 ряда, лицевой стороной вверх. Дети должны разобрать фигуру, убирая карточки с игрового поля. Для этого нужно найти две одинаковые карточки, свободные как минимум слева или справа. Свои действия ребёнок сопровождает речью. (Например: «Я беру одну розу, потому что справа нет карточек и другую розу потому что слева нет карточек» или «Я беру ракеты, потому что справа и слева нет карточек»)
Игра «Кто быстрее?»
Цель: автоматизация звука Р в словах и фразах; развитие зрительной памяти и мышления.
Оборудование: 36 пар карточек.
Ход игры: Один комплект карточек ведущий раздает поровну играющим, раскладывают их перед собой изображением вверх. А остальные (парные для первого комплекта) ведущий кладет перед собой изображением вниз. Затем берет карточки по одной и называет, что на них изображено. Например, «Помидор». Игрок, у которого есть карточка с такой картинкой, говорит: «Мне нужен помидор», берет карточку и кладет рядом со своей. Выигрывает тот, кто быстрее подберет для всех своих карточек пары.
Игра «Найди пропажу»
Цель: автоматизация звука Р в словах и фразах; развитие зрительной и слуховой памяти и мышления.
Оборудование: любые карточки из комплекта.
Ход игры: 5-6 карточек раскладывают на столе рисунком вверх. Запомнив все картинки, игроки закрывают глаза, а ведущий убирает одну карточку. Тот из игроков, кто первым вспомнит, что именно изменилось, забирает карточку себе. Ведущий добавляет 2 новые, и 1 убирает. Игроки запоминают новый комплект карточек. Задание повторяется. Выигрывает тот, кто соберет большее количество карточек. (Все изменения дети сопровождают речью. Например: Пропал крот, а появилась ворона)
Игра «Идём в гости»
Цель: автоматизация звука Р в словах и фразах; развитие зрительной и слуховой памяти и мышления, ориентация на плоскости.
Оборудование: любые 24 карточки из комплекта.
Ход игры: Ведущий раскладывает 24 карточки рядами по 5 штук картинками вверх, а в центре оставляет пустое место. Отсюда игроки начинают движение. Ведущий задаёт первому игроку маршрут движения, по которому надо пройти, например: «Одна карточка верх, две – вправо. К кому или к чему мы пришли?». Ребенок отвечает: «Теперь меняемся ролями.»
Игра «Опиши маршрут»
Цель: автоматизация звука Р в словах и фразах; развитие зрительной и слуховой памяти и мышления, ориентация на плоскости.
Оборудование: все карточки из комплекта по одной.
Ход игры: Ведущий раскладывает на столе 36 карточек рядами по 6 штук картинками вверх. И задает конечную и начальную точки маршрута. Например, «Самая нижняя карточка в первом столбце- роза – вторая сверху карточка в самом правом столбце- горох». А игрок должен описать все возможные варианты достижения пункта назначения. Например, «Две карточки вверх, три вправо, одна вверх» или «Вправо: пирог, крот; вниз: рубашка, руль, сыр; влево: ковёр, помидор».
Игра «Лото»
Цель: автоматизация звука Р в словах
Оборудование: любые парные карточки из комплекта.
Ход игры: Ведущий раздаёт детям одну из карточки пары. Ребята раскладывают в линию карточки, а взрослый достаёт по одной из карточки спрашивает- чья картинка. Ребёнок сверху закрывает такую же картинку. Побеждает тот, кто первый найдёт все пары.
|