Возраст детей: 6-7 лет
Программные задачи:
- Формировать целостную картину мира, расширять кругозор детей.
- Учить выделять характерные признаки осени.
Расширять представления детей о поведении диких животных осенью.
Понимать взаимосвязи между изменениями, происходящими в растительном и животном мире.
- Развивать мышление и память, умение делать простейшие умозаключения.
- Воспитывать чувство сопереживания, любовь к природе.
Закреплять правила поведения в природе.
Обогащение словаря: листопаднички, тур
Активизация словаря: берлога, дупло, зайчата, лукошко, ульи, заповедник.
Подготовка: нарисовать карту, разместить предметы-ориентиры по маршруту. Оборудование: стенд с картой мини-заповедника ДОУ и сменяющимися картинками природных объектов, карта маршрута, лукошко, шишки, орехи, грибы, игрушки, картинки с изображением мест обитания животных зимой, экологические знаки, картинка тура Северцева.
Ход деятельности.
Вводная часть.
- Дети, я уверена, что вы любите путешествовать. Путешественники посещают дальние страны, холодный Север и жаркие пустыни, теплые моря и дремучие леса. В любом походе они знают, куда идти и как вернуться. Что помогает путешественникам найти дорогу?
- Правильно, путешественники пользуются картой, на которой проложен маршрут. У меня сегодня тоже есть карта. Хотите отправиться в путешествие?
- Посмотрите на карту, определите, куда мы пойдём сегодня?
- Правильно, мы пойдём в мини-заповедник детского сада.
Основная часть. Квест-игра: целевая прогулка, игры «Чудесное лукошко», «Кто, где живёт в лесу», игра-физминутка «Поймай грибок», познавательный рассказ.
- Дети, свои особенности есть у каждого времени года. Это приметы. Какие приметы осени вы знаете?
- Осенью происходят изменения в неживой природе, растительном и животном мире. А что происходит, мы можем узнать из путешествия в осенний лес. В нашем детском саду в этом году мы создали мини-заповедник, который расположен в центральной части дошкольного учреждения на фоне баннера с изображением гор и удивительной красоты самого большого озера Кавказского заповедника — озера Безмолвия. Вокруг альпийской горки проложена тропа. На территории природной зоны имеются 4 скворечника и имитация норы лисицы. Здесь специально высажены дикорастущие травянистые растения, кустарники и деревья. Для придания декоративности природная зона дополнена культурными растениями. Есть растения, занесенные в Красную книгу Краснодарского края. Животный мир представлен птицами, земноводными, пресмыкающимися, насекомыми и малыми скульптурными формами: лисица, филин, еж, заяц, бурундук, олень.
- Мы с вами неоднократно приходили сюда на экскурсию, чтобы познакомиться с пред-ставителями растительного и животного мира. Какие растения, имеющиеся в нашем заповеднике занесены в Красную книгу Краснодарского края? (морозник кавказский, цикламен кавказский, подснежник Воронова, ландыш, пролеска, мускари голубой)
- Растения, которые вы назвали, цветут ранней весной. Какие из названных растений можно найти осенью? (ландыш, цикламен)
- Почему мы не видим подснежников, пролесок, мускари осенью?
- Какие птицы прилетают на территорию детского сада? (воробьи, горлицы, синицы, сойки, скворцы, вороны, дятлы).
- Какие птицы поселились в скворечниках весной и вывели птенцов? (скворцы, воробьи)
- Рядом с мини-заповедником имеется стенд со сменяющимися кармашками. Приходя сюда, мы всегда выбираем картинки объектов, с которыми хотели бы познакомиться. Чтобы найти сегодняшнего героя, нам необходимо пройти по маршруту, отмеченному на карте. Сегодня мы познакомимся с необычным козлом — туром Северцева.
- В самом начале нашего пути на тропинке мы видим экологические знаки ( «Не ловить животных, не уничтожать гнездовья»). Что обозначают эти знаки? Какие правила поведения в лесу вы знаете?
- Что нарисовано на карте рядом со знаками? (лукошко) Давайте его найдём.
- Это лукошко не простое, в нём лежат загадки, отгадайте их.
Загадки:
- Зверька узнаем мы с тобой по двум таким приметам
Он в шубке серенькой зимой, а в рыжей шубке — летом. (Белка)
- Зимой спит, летом — ульи ворошит. (Медведь)
- Ребята, как вы думаете, кому из них пригодится это лукошко? Почему?
- Кто делает запасы на зиму? А медведь разве не питается зимой?
- Посмотрите на карту. Что находится дальше на нашем маршруте? (отмечают изображение шишек, желудей, орехов)
- Давайте поиграем в игру «Чудесное лукошко». Я напомню вам правило: соберите всё, что пригодится белке зимой, и назовите, что собрали. Почему вы не положили в лукошко игрушки? А вы хотите подарить это лукошко белке? Для этого нам надо узнать, где она живёт?
- Посмотрите на карту, что находится дальше на нашем маршруте (отмечают изображение домика)
Словесная игра «Кто, где живёт в лесу?». Я буду показывать картинку, а вы должны назвать, где живёт это животное. (Ёжик — гнездо из листьев, волк — логово, лиса — нора, заяц — под кустом, медведь — берлога, белка — дупло, птицы — гнездо, скворечник).
- Как готовятся к холодам лесные обитатели?
- Найти один из ответов нам поможет карта (отмечают грибную полянку)
- Грибов на полянке видимо-невидимо. Какие грибы вы знаете? Все ли грибы съедобные? Дети, давайте вы превратитесь в грибы. Раз, два, три, превратились мы в грибы.
- Давайте поиграем в игру «Поймай грибок». Вы знаете эту игру? Я познакомлю вас с правилами. Одна пара детей будет грибниками, они держатся за руки. Остальные дети — «грибы» располагаются вокруг них по кругу и приседают, выполняя движения в соответ-ствии со словами. В конце «грибники» ловят «грибы» в лукошки — захватывают руками. Начинаем игру.
Меж еловых мягких лап
Дождик кап, кап, кап. Стучат кончиками пальцев о пол
Где сучок давно засох,
Серый мох, мох, мох. Трут ладони друг о друга
Г де листок к листку прилип
Вырос гриб, гриб, гриб. Медленно встают
Кто нашёл его, друзья?
Это я, я, я! (Отвечают дети)
После слов дети-грибы разбегаются, а грибники их догоняют, ловят.
- Дети, грибы нужны и людям и животным леса: белкам, ежам, оленям. Но в нашем запо-веднике грибы не растут. Почему мы не выращиваем грибы в детском саду?
- Правильно, в детском саду нельзя выращивать грибы, потому что в городе из-за эколо-гических проблем даже съедобные грибы могут причинить вред. В лесу грибы пригодятся разным животным и один из них — тур Северцева, который занесен в Красную книгу Краснодарского края. Посмотрите на карту, на тропинке по маршруту изображен козлик.
Дети в нашем крае есть место, в котором среди лесов и гор живут разные животные, место это охраняется и называется заповедником. Здесь живут лисы и волки, зайцы и белки, кабаны и медведи, олени и лоси. Еще в Кавказском заповеднике живёт удивительный козлик, который называется тур Северцева, в честь ученого описавшего животное. Живёт тур высоко в горах, похож на козлика, у него серая шерсть, крепкие загнутые рожки, стройные ноги с копытцами. Когда тура настигает хищник или охотник, он может уйти от врагов за счет необыкновенных особенностей строения тела. Все дело в том, что копытца тура заканчиваются углублениями, действующими как присоски. Он легко может взбираться по самым крутым склонам. Рога у тура настолько крепкие, что спасаясь от врагов, он может прыгать зигзагообразно, отталкиваясь поочерёдно рогами и копытами от скал, поэтому быстро преодолевает расстояние от вершины до склона горы.
- Дети, почему некоторые животные занесены в Красную книгу?
- Как вы думаете, где в нашем крае можно встретить тура Северцева?
- Посмотрите на карту, дальше на нашем пути нарисован цветок — календула. В нашем мини-заповеднике растут разные растения, многие из которых посажены нами. Вы уже знаете, что растения могут предсказывать погоду.
- Как называются растения, предсказывающие погоду?
- Какие растения-барометры вы знаете?
- Какую же погоду предсказывают календула и мальва?
- Дети, весной изменения погоды нам предсказывают одуванчик и фиалка, летом — клевер и вьюнок, осенью — календула и мальва. Осенью большинство растений отцветают, появляются плоды. Животные готовятся к зиме. У животных и птиц весной подрастает потомство. Однако, у некоторых животных детеныши появляются осенью. У зайцев зайчата появляются ранней весной и в середине осени. Весенних зайчат называют «настовички», а осенних — «листопаднички».
- Как вы думаете, почему зайчата получили такие названия?
- Правильно, потому что весной они появляются, когда тает снег — наст, а осенью в период листопада.
Заключительная часть.
- Посмотрите, в конце маршрута на карте нарисован зайчонок, значит, наше путешествие подошло к концу. Давайте посмотрим на карту и еще раз вспомним, с какими природными объектами мы сегодня познакомились.
- Что вам особенно понравилось и запомнилось?
- Давайте, вернувшись в группу, нарисуем сегодняшних героев. Это могут быть зайчата- листопаднички, гордый тур, цветочная или грибная полянки. Рядом нужно будет нарисовать картинку о правиле поведения в природе.
-
|