Цель: Расширять знания детей о родном крае.
Задачи: Закрепить знания детей о том, как называется наша страна, ее столица, умение определять ее местоположении на глобусе. Уточнить представления о различии климатических условий Севера и Юга; о животных, обитающих на Севере; о коренном населении (ненцы, ханты, манси), их образе жизни и их жилище. Активизировать словарь: чум, коренные жители (ненцы, ханты, манси, селькупы), оленеводство, модель Земли, посох; познакомить с некоторыми словами на ненецком языке: Ямал Ири (северный Дед Мороз), Ани торова, начыкы (здравствуйте, дети).
Материал к занятию: планшетный компьютер, барабан со стрелкой, глобус, небольшие макеты флагов разных стран, картинки с изображением народностей Севера, различных животных, эмблемы (снеговики, снежинки) по количеству детей, материал для изготовления чума (пластилин, деревянные палочки, кусочки ткани), посох, елочные шары, две корзинки, указка, ватман, клей.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент:
Дети заходят в комнату, где их ждет яркая посылка. Педагог с детьми рассматривает ее, предлагает открыть и посмотреть что там. Достает небольшой планшет. Касается экрана, появляется надпись «Видеописьмо». Дети решают, что его необходимо посмотреть. На экране появляется северный Дед Мороз. «Здравствуйте, дорогие ребята! Ани торова, начыкы! Я Дед Мороз, да не простой, а северный. Зовут меня Ямал Ири. Вы знаете, что очень скоро наступит Новый год. И я буду всем детям Севера разносить подарки. У меня есть волшебный посох. Если к нему прикоснуться и загадать заветное желание, то оно обязательно сбудется. Вы хотите прикоснуться к моему волшебному посоху? (Пауза). Тогда я предлагаю вам отправиться в путешествие по родному северному краю. А я включу свой волшебный экран и буду смотреть ваше путешествие и слушать вас. Если мне все понравиться, то я мигом отправлю посох к вам. Удачи вам, дорогие ребята!»
- Ребята, вы хотите, чтобы волшебный посох появился у нас? Прежде чем отправиться в путешествие, я предлагаю вам разделиться на две команды. И та команда, которая будет отвечать правильно, давать полные ответы на вопросы, получит право первой прикоснуться к волшебному посоху и загадывать желание. Дети делятся на две команды «Снежинки» и «Снеговики» путем жеребьевки, прикрепляют соответствующие эмблемы и рассаживаются вокруг барабана.
- Начинаем наше путешествие. За правильный ответ команды получают балл в виде елочной игрушки. В конце путешествия мы подсчитаем баллы у каждой команды.
Крутим барабан.
- Вот и первая остановка.
Стрелка барабана останавливается у картинки, с изображением глобуса. Педагог выставляет на стол настоящий глобус. Вопросы и задания задаются командам по очереди.
Команде «Снежинка». — Ребята, как вы думаете, что перед вами? (модель нашей земли, глобус и на нем изображены разные страны).
Команде «Снеговики». — Как называется наша страна? (Россия). Покажите указкой на глобусе место, где находится наша страна (дети показывают).
Команде «Снежинка». Назовите главный город, столицу нашей страны России (Москва).
Команде «Снеговики». Выберите из предложенных макетов флагов разных стран флаг России и прикрепите его на глобусе рядом с Москвой.
Команде «Снежинка». В какой части России мы проживаем? (В северной). Предложить детям прочитать отрывок из стихотворения:
Вы на карту посмотрите
И Ямал на ней найдите,
Потому что здесь наш дом
Мы на Севере живем. (И. Истомин)
Команде «Снеговики». Чем север отличается от юга? (на севере длинная, снежная зима, дуют холодные ветры, кружат метели, а лето короткое. На юге все наоборот.)
Крутим барабан. Стрелка останавливается у картинки, с изображением коренных жителей севера. Педагог выставляет картинки с изображением коренных жителей севера и их труда
- Сейчас мы побываем в гостях у коренных жителей севера. Посмотрим, как они живут и чем занимаются.
Команде «Снежинка». Какие северные народы, которых называют коренными жителями, вы знаете? (ненцы, ханты, манси, селькупы).
Команде «Снеговики». Чем они занимаются? (Ханты, манси, ненцы в основном занимаются тем, что ловят рыбу – рыболовство, охотятся на диких животных – охота, разводят оленей — оленеводство).
Крутим барабан. Стрелка останавливается у картинки, с изображением книги.
- Нас приглашают в гости сказки народов Севера.
Прочитать отрывки из сказок, дети отгадывают название сказки.
Команде «Снежинка». Сказка «Три сына»
Команде «Снеговики». Сказка «Кукушка».
Крутим барабан. Стрелка останавливается у картинки с изображением снежинки. Игровая пауза. Игра называется «У оленя дом большой». Дети встают в круг и под музыкальное сопровождение играют в игру (3 раза, постепенно убыстряя темп).
«У оленя дом большой – ладони сложены над головой в форме крыши.
Он сидит, глядит в окно – руки сложены перед лицом в форме окна.
Зайка по лесу бежит – дети изображают бегущего зайца.
В дверь к нему стучит: тук, тук – кулаком изображают, будто стучат.
Дверь открой – одной рукой берутся за воображаемую ручку двери и открывают ее.
Там в лесу охотник злой – рукой показывают за спину.
Зайка, зайка, не зевай – обеими руками манят к себе.
Лапу мне давай» – подают друг – другу руки.
Крутим барабан. Стрелка останавливается у картинки с изображением чума.
Команде «Снежинка». Как называется дом, в котором живут ненцы и ханты (Чум).
Команде «Снеговики». Почему они выбрали для жизни чум, а не обыкновенный дом? (Чум легко разбирается и собирается. Так как они часто переезжают с места на место, им удобно его возить с собой).
Команде «Снежинка». Что у северных народов входит в обязанности женщин. (Устанавливать чум, готовить еду, прибирать в чуме, ухаживать за детьми, заниматься рукоделием).
Команде «Снеговики». Что у северных народов входит в обязанности мужчины? (Добывать пищу, ухаживать за оленями),
-Я предлагаю выполнить девочкам женскую работу — установить чум, а мальчикам мужскую – поохотиться, добыть пищу.
Девочки изготавливают маленький макет чума из предложенного материала, а мальчики составляют коллективный коллаж «Животные Севера». После завершения работы дети высказывают свое мнение о совершенном путешествии. Определяют самые интересные, самые трудные и легкие, по их мнению, вопросы и задания. Подводят итог, считают, какая команда набрала в данном путешествии больше баллов. В итоге получается поровну. Взрослый предлагает уступить право первыми дотронуться до посоха и загадать желание девочкам.
- Я думаю, что Ямал Ири остался очень доволен, наблюдая за вами в свой волшебный экран. Но где же обещанный посох?
Выключается свет, раздается волшебная мелодия и в комнате появляется посох Ямал Ири. Педагог предлагает детям сначала подумать, а затем дотронуться до волшебного посоха и загадать свое самое заветное желание.
- Ненецкая народная сказка «Три сына»
- Ненецкая народная сказка «Кукушка»
- И.Г. Истомин. Стихотворение «На Ямале мы живем»
ЯНАО, г. Ноябрьск, Э.П. Дубовец, воспитатель
|