Шелкунова Ирина Владимировна. Статья «Приучение детей дошкольного возраста к труду в ДОУ»

Статья «Приучение детей дошкольного возраста к труду в ДОУ»

В современном мире дошкольное образование включает в себя массу задач, которые должен реализовать в своей деятельности воспитатель. Хотелось бы рассмотреть такой аспект как приучение детей дошкольного возраста к труду. Отношение ребенка к труду полностью и всецело зависит от его родителей. Довольно часто мы слышим от детей: «Я сам» и начинаем наблюдать как ребенок пытается сам застегнуть пуговицы на рубашке, завязать шнурки или застегнуть сандалии. Этот труд важен для ребенка, как для его физического развития, так и для умственного, так как в работу включается мышление, возникает необходимость сравнения, сопоставления предметов и действий. Кроме того труд оказывает влияние и на развитие нравственной стороны ребенка. Именно трудовая деятельность способствует гармоничному развитию ребенка. Но к великому сожалению все чаще приходиться наблюдать следующую картину: ребенок хочет сам одеться, завязать шарф и застегнуть замки, но родителям не когда ждать ребенка и они предпочитают сделать это все за него. В итоге ребенок 6-7 лет не умеет самостоятельно одеваться, завязывать шапку, шарф и т.д. Именно поэтому одной из главных задач в дошкольном учреждении на сегодняшний день является приучение детей дошкольного возраста к труду.

 

С самого младшего дошкольного возраста малыш начинает свое знакомство с миром взрослых. Основной задачей воспитателя на этом этапе является оказание помощи ему в этом. Но это не говорит о том, что воспитатель должен все сделать за малыша. Ребенок должен сам научиться выполнять простые действия (умываться, подметать, стирать) под руководством воспитателя. Таким образом, трудовое воспитание является обязательным процессом, благодаря которому у ребенка сформируется положительное отношение к трудовой деятельности, появиться интерес к труду и умение трудиться.

Для поддержания у детей интереса к труду следует применять разные методы и приемы. Также необходимо создавать условия, чтобы при выполнении трудовых действий у детей вызвать чувство удовлетворения и радости.

Основными задачами воспитателя при приучении дошкольников к труду являются:

  1. Полноценно раскрыть роль труда в жизни человека
  2. Включать детей в познавательную деятельность
  3. Правильная организация трудовой деятельности.
  4. Оценка детского труда

Более подробно все эти задачи рассмотрим на примере нашего эксперимента. Итак, нами было проведено исследование детей старшего дошкольного возраста. Целью данного исследования было изучение наличия трудовых навыков у детей дошкольного возраста. Работа была проведена поэтапно. Для решения поставленных задач мы выбрали следующие методы исследования: наблюдения за детьми в процессе игровой, самостоятельной и учебной деятельности, беседы и индивидуальное диагностическое обследование. Таким образом, на начальном этапе нашего исследования было выявлено, что большинство детей не приучены к труду, так как некоторые дети не умеют самостоятельно раздеваться, после занятий не убирают свои рабочие места, а также не проявляют никакого желания выполнять роль дежурных.

В процессе беседы выяснили, что многие домашние дела, которые под силу выполнить ребенку старшего дошкольного возраста за них выполняют родители. Большинство детей показало средний и низкий уровень, на высоком уровне оказалось всего 4 человека. Все это говорит, о том, что дети старшего дошкольного возраста не приучены к труду. Нами было также выявлено, что в группах отсутствуют уголки дежурства, нет соответствующего оборудования для выполнения трудовых поручений детьми. Воспитатель и младший воспитатель всю работу выполняют сами – моют игрушки, протирают пыль, поливают цветы, убираются в игрушках и накрывают на столы.

Следующий этап нашего исследования предполагал создать условия для приучения детей к труду, проведение экскурсий, наблюдений и участие детей в трудовых поручениях.

Нами были созданы различные условия для привлечения внимания и побуждения интереса у детей к труду. Например, в подготовительной группе было создано несколько уголков дежурства – дежурные по столовой, по занятиям, дежурные в уголке природы. Для дежурных были сшиты специальные яркие фартуки и шапочки, которые сразу привлекли внимание детей. Также было приобретено оборудование для детского труда, например, в уголок природы – лейки для детей, тряпочки, распылитель, грабли и лопаточки. Дети стали охотно спрашивать, что должны делать дежурные, как правильно это делать. И конечно же теперь они все любят дежурить.

Для того, чтобы раскрыть роль труда в жизни человека воспитателю необходимо заинтересовать детей и познакомить их с различными профессиями и их действиями. Накоплению и развитию трудового опыта оказывает влияние целевые прогулки, экскурсии, беседы, показ иллюстраций, рассказы о профессиях, дидактические и театрализованные игры, а также использование интерактивных пособий. Все эти формы взаимодействия воспитателя и ребенка были проведены нами. Например, нами была проведена экскурсия по детскому саду, где дети познакомились с такими профессиями, как повар, кастелянша и дворник. Так у детей сформировалось представление об общественной необходимости профессий, их взаимосвязь.

Про проведении экскурсии детям задавались вопросы причинного характера: «Как вы думаете зачем аккуратно складывать вещи в шкафу?» и так далее. Дети старшего дошкольного возраста должны понимать значение достигнутого результата трудовых усилий, перед ними нужно раскрыть эмоциональную привлекательность трудового процесса.

Организуя трудовую деятельность воспитатель не просто предлагал им выполнить определенную работу, а старался сделать так, чтобы дети сами выбрали себе работу. Например, воспитатель говорит: «Ребята, дети из второй группы очень любят играть в «Кухню», но им не хватает игрушек. Как вы думаете, смогут ли они сами их сделать? Интересно, а вы смогли бы им помощь?» при этом можно еще спросить «Кто же справиться с этим сложным заданием?» такие поощрительные приемы побуждают детей к активности, а также развивают у них чувство собственного достоинства.

Детей нужно привлекать к планированию трудового процесса, учитывая желания и возможности каждого ребенка. Воспитатель задает вопрос: «С чего лучше начать эту работу?», «А после этого, что будем делать?» и так далее. Интерес к трудовой деятельности возрастет, если во время обсуждения плана побуждать детей высказывать свои мысли и предложения: «Что тебе понравилось в этой работе?» также необходимо обсуждать с детьми с какими трудовыми задачами они смогут справиться самостоятельно, а где им понадобиться помощь взрослого. Таким образом, детям не стоит давать прямые трудовые поручения, а следует создавать проблемные ситуации.

Также на данном этапе нашего исследования детям были предложены сюжетно-ролевые игры «Больница», «Школа» и «Ресторан», так как трудовые задачи в подобных играх устанавливают сами себе дети и их выполняют. Все это вызывает интерес к трудовой деятельности.

Следует отметить, что старшие дошкольники особенно чувствительны к оценке воспитателя. Именно поэтому воспитатель отмечал прежде всего достижения ребенка, а не сосредотачивался на недостатках в работе дошкольника.

Таким образом, мы приучали детей к труду. С целью выявления всех проведенных нами мероприятий на наличие трудовых навыков у старших дошкольников был проведен итоговый этап нашего исследования.

Результаты показали, что увеличилось количество детей с высоким и среднем уровнем, за счет снижения детей с низким уровнем. Также в ходе наблюдения и беседы мы увидели, что дети стали самостоятельно выбирать себе трудовые поручения, убирать за собой рабочие места. На сегодняшний день ребята старшего дошкольного возраста с огромным удовольствием дежурят в группе. Из полученных данных видно, что поставленные нами задачи были решены в процессе проведенной работы.

Таким образом, можно сделать вывод, что приучение детей к труду в дошкольном учреждении имеет огромную роль для развития ребенка.

Следует отметить, что трудовое воспитание проходит не только в детском саду, но и дома. После проведения нашего эксперимента родители активно включитесь в процесс трудового воспитания. По возникающим вопросам было проведено родительское собрание «Труд дошкольников».

Просмотров: 291
Категория: По направлениям » Для детского сада » Трудовое обучение детей




Другие новости по теме:

  • Федотова Наталья Ивановна. Консультация для родителей на тему: «Воспитание у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к труду»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Ловцова Наталья Васильевна. Консультация для воспитателей «Как сформировать у детей позитивное отношение к труду взрослых»
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Бескоровайная Галина Ивановна. Конспект Организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое терроризм?»
  • Саранцева Елена Геннадьевна. Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Что такое телевидение».
  • Васильченко Юлия Сергеевна, Гаганова Юлия Сергеевна, Сидорова Лидия Васильевна. Новогодний праздник для детей старшего дошкольного возраста «Что такое Новый год? Это…»
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Власова Яна Павловна. Технология «дети – волонтеры», как средство формирования инициативы, самостоятельности и саморегуляции собственных действий у детей старшего дошкольного возраста
  • Белько А.А. Меркулова М.А.. Непосредственно образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область – коммуникация. «Как дети сказки искали»
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Столярова Ольга Николаевна. Сценарий праздника «Я так хочу, чтобы мама улыбалась!» для детей дошкольного возраста.
  • Власова Наталья Михайловна. Викторина для среднего дошкольного возраста совместно родители и дети «Все работы хороши»
  • Горбачева Инна Викторовна. Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященного Дню защиты детей. «О чём мечтают наши дети».
  • Горбачева Инна Викторовна. Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященного Дню защиты детей. «О чём мечтают наши дети».
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Лучкина Анна Александровна. Конспект занятий для детей старшего дошкольного возраста «Дети на войне»
  • Бирюкова Маргарита Ивановна. Родительское собрание в старшей группе «Что должен знать и уметь ребенок дошкольного возраста (5-6 лет).»
  • Ан Таисия Евгеньевна. СЦЕНАРИЙ ОСЕННЕГО РАЗВЛЕЧЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЧТО МЫШКА ДЕЛАЕТ ОСЕНЬЮ?»
  • Батищева Елена Ярославовна. Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему «Сколько раз нужно делать добрые дела?».
  • Петренко Людмила. Познавательный маршрут «Город и дети» для детей старшего дошкольного возраста
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Приймак Наталья Николаевна. Что делать, если ребенок дошкольного возраста берет чужое?
  • Матвеева Дарья Алексеевна. Коммуникативная компетентность воспитателя как условие развития речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста.
  • Грачева Анжела Олеговна. Познавательный проект для детей младшего дошкольного возраста «Книжка — малышка как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Сидоренко Анна Михайловна Казанкова Юлия Юрьевна. Дополнительно — образовательная программа. Экспериментальная деятельность для детей старшего дошкольного возраста. «Хочу все знать»
  • Тимченко Ольга. Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ 'День прав ребенка'



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь