В современном мире дошкольное образование включает в себя массу задач, которые должен реализовать в своей деятельности воспитатель. Хотелось бы рассмотреть такой аспект как приучение детей дошкольного возраста к труду. Отношение ребенка к труду полностью и всецело зависит от его родителей. Довольно часто мы слышим от детей: «Я сам» и начинаем наблюдать как ребенок пытается сам застегнуть пуговицы на рубашке, завязать шнурки или застегнуть сандалии. Этот труд важен для ребенка, как для его физического развития, так и для умственного, так как в работу включается мышление, возникает необходимость сравнения, сопоставления предметов и действий. Кроме того труд оказывает влияние и на развитие нравственной стороны ребенка. Именно трудовая деятельность способствует гармоничному развитию ребенка. Но к великому сожалению все чаще приходиться наблюдать следующую картину: ребенок хочет сам одеться, завязать шарф и застегнуть замки, но родителям не когда ждать ребенка и они предпочитают сделать это все за него. В итоге ребенок 6-7 лет не умеет самостоятельно одеваться, завязывать шапку, шарф и т.д. Именно поэтому одной из главных задач в дошкольном учреждении на сегодняшний день является приучение детей дошкольного возраста к труду.
С самого младшего дошкольного возраста малыш начинает свое знакомство с миром взрослых. Основной задачей воспитателя на этом этапе является оказание помощи ему в этом. Но это не говорит о том, что воспитатель должен все сделать за малыша. Ребенок должен сам научиться выполнять простые действия (умываться, подметать, стирать) под руководством воспитателя. Таким образом, трудовое воспитание является обязательным процессом, благодаря которому у ребенка сформируется положительное отношение к трудовой деятельности, появиться интерес к труду и умение трудиться.
Для поддержания у детей интереса к труду следует применять разные методы и приемы. Также необходимо создавать условия, чтобы при выполнении трудовых действий у детей вызвать чувство удовлетворения и радости.
Основными задачами воспитателя при приучении дошкольников к труду являются:
- Полноценно раскрыть роль труда в жизни человека
- Включать детей в познавательную деятельность
- Правильная организация трудовой деятельности.
- Оценка детского труда
Более подробно все эти задачи рассмотрим на примере нашего эксперимента. Итак, нами было проведено исследование детей старшего дошкольного возраста. Целью данного исследования было изучение наличия трудовых навыков у детей дошкольного возраста. Работа была проведена поэтапно. Для решения поставленных задач мы выбрали следующие методы исследования: наблюдения за детьми в процессе игровой, самостоятельной и учебной деятельности, беседы и индивидуальное диагностическое обследование. Таким образом, на начальном этапе нашего исследования было выявлено, что большинство детей не приучены к труду, так как некоторые дети не умеют самостоятельно раздеваться, после занятий не убирают свои рабочие места, а также не проявляют никакого желания выполнять роль дежурных.
В процессе беседы выяснили, что многие домашние дела, которые под силу выполнить ребенку старшего дошкольного возраста за них выполняют родители. Большинство детей показало средний и низкий уровень, на высоком уровне оказалось всего 4 человека. Все это говорит, о том, что дети старшего дошкольного возраста не приучены к труду. Нами было также выявлено, что в группах отсутствуют уголки дежурства, нет соответствующего оборудования для выполнения трудовых поручений детьми. Воспитатель и младший воспитатель всю работу выполняют сами – моют игрушки, протирают пыль, поливают цветы, убираются в игрушках и накрывают на столы.
Следующий этап нашего исследования предполагал создать условия для приучения детей к труду, проведение экскурсий, наблюдений и участие детей в трудовых поручениях.
Нами были созданы различные условия для привлечения внимания и побуждения интереса у детей к труду. Например, в подготовительной группе было создано несколько уголков дежурства – дежурные по столовой, по занятиям, дежурные в уголке природы. Для дежурных были сшиты специальные яркие фартуки и шапочки, которые сразу привлекли внимание детей. Также было приобретено оборудование для детского труда, например, в уголок природы – лейки для детей, тряпочки, распылитель, грабли и лопаточки. Дети стали охотно спрашивать, что должны делать дежурные, как правильно это делать. И конечно же теперь они все любят дежурить.
Для того, чтобы раскрыть роль труда в жизни человека воспитателю необходимо заинтересовать детей и познакомить их с различными профессиями и их действиями. Накоплению и развитию трудового опыта оказывает влияние целевые прогулки, экскурсии, беседы, показ иллюстраций, рассказы о профессиях, дидактические и театрализованные игры, а также использование интерактивных пособий. Все эти формы взаимодействия воспитателя и ребенка были проведены нами. Например, нами была проведена экскурсия по детскому саду, где дети познакомились с такими профессиями, как повар, кастелянша и дворник. Так у детей сформировалось представление об общественной необходимости профессий, их взаимосвязь.
Про проведении экскурсии детям задавались вопросы причинного характера: «Как вы думаете зачем аккуратно складывать вещи в шкафу?» и так далее. Дети старшего дошкольного возраста должны понимать значение достигнутого результата трудовых усилий, перед ними нужно раскрыть эмоциональную привлекательность трудового процесса.
Организуя трудовую деятельность воспитатель не просто предлагал им выполнить определенную работу, а старался сделать так, чтобы дети сами выбрали себе работу. Например, воспитатель говорит: «Ребята, дети из второй группы очень любят играть в «Кухню», но им не хватает игрушек. Как вы думаете, смогут ли они сами их сделать? Интересно, а вы смогли бы им помощь?» при этом можно еще спросить «Кто же справиться с этим сложным заданием?» такие поощрительные приемы побуждают детей к активности, а также развивают у них чувство собственного достоинства.
Детей нужно привлекать к планированию трудового процесса, учитывая желания и возможности каждого ребенка. Воспитатель задает вопрос: «С чего лучше начать эту работу?», «А после этого, что будем делать?» и так далее. Интерес к трудовой деятельности возрастет, если во время обсуждения плана побуждать детей высказывать свои мысли и предложения: «Что тебе понравилось в этой работе?» также необходимо обсуждать с детьми с какими трудовыми задачами они смогут справиться самостоятельно, а где им понадобиться помощь взрослого. Таким образом, детям не стоит давать прямые трудовые поручения, а следует создавать проблемные ситуации.
Также на данном этапе нашего исследования детям были предложены сюжетно-ролевые игры «Больница», «Школа» и «Ресторан», так как трудовые задачи в подобных играх устанавливают сами себе дети и их выполняют. Все это вызывает интерес к трудовой деятельности.
Следует отметить, что старшие дошкольники особенно чувствительны к оценке воспитателя. Именно поэтому воспитатель отмечал прежде всего достижения ребенка, а не сосредотачивался на недостатках в работе дошкольника.
Таким образом, мы приучали детей к труду. С целью выявления всех проведенных нами мероприятий на наличие трудовых навыков у старших дошкольников был проведен итоговый этап нашего исследования.
Результаты показали, что увеличилось количество детей с высоким и среднем уровнем, за счет снижения детей с низким уровнем. Также в ходе наблюдения и беседы мы увидели, что дети стали самостоятельно выбирать себе трудовые поручения, убирать за собой рабочие места. На сегодняшний день ребята старшего дошкольного возраста с огромным удовольствием дежурят в группе. Из полученных данных видно, что поставленные нами задачи были решены в процессе проведенной работы.
Таким образом, можно сделать вывод, что приучение детей к труду в дошкольном учреждении имеет огромную роль для развития ребенка.
Следует отметить, что трудовое воспитание проходит не только в детском саду, но и дома. После проведения нашего эксперимента родители активно включитесь в процесс трудового воспитания. По возникающим вопросам было проведено родительское собрание «Труд дошкольников».
|