Злобина Валентина Васильевна. «Встреча с Санкт-Петербургом» как форма краеведческого образования детей старшего дошкольного возраста.

«Встреча с Санкт-Петербургом» как форма краеведческого образования детей старшего дошкольного возраста.

«Встреча с Санкт-Петербургом» — основная форма совместной деятельности воспитателя и детей, представляющая последним возможность увидеть объекты культурного наследия Санкт-Петербурга, узнать о них, сформировать отношение к ним и выразить его в творческой деятельности – рисовании, речевом творчестве и др.

«Встреча с Санкт-Петербургом» для детей дошкольного возраста организуется преимущественно в виртуальном пространстве с использованием компьютерной презентации.

Требования к мультимедийным презентациям краеведческого содержания.

  • При создании мультимедийной презентации для краеведческого образования необходимо соблюдать следующую последовательность работы. Сначала педагог выбирает, с каким именно объектом он хочет познакомить детей и определяет объем и содержание необходимой информации. Для первой презентации количество слайдов не должно превышать 7-8 единиц. Это ограничение связано с объемом памяти ребенка.
  • В краеведческой презентации для дошкольников, как правило, используется минимальное количество надписей. Надписи могут служить ключевыми словами для педагога, прочитываться читающими детьми, вызывать интерес к слову у других участников просмотра. Размер шрифта не менее 20 пунктов.
  • В содержание слайдов закладывается возможность сравнения и поиска ассоциаций. В этом случае слайд содержит фотографию исследуемого объекта или его фрагмента и фотографии ассоциаций, которые появляются в ходе решения проблемной задачи.

«Встреча с Санкт-Петербургом» имеет трехчастную форму.

 

- Начало встречи обеспечивается первоначальную заинтересованность детей в проблеме, вызывает интеллектуальные эмоции (удивление, предвкушение).

- Основная часть встречи посвящена разгадыванию смыслов архитектурных сооружений и городской символики, построению «диалога» с ними.

- Завершение встречи направлено на формулирование итогового вывода, создание мотивации к дальнейшему познанию.

Виды «Встреч…» для детей старшего дошкольного возраста:

  • Встреча-сказка (история)
  • Встреча-путешествие
  • Встреча-экскурсия

Встреча-сказка (история). Основой встречи-сказки и истории является рассказывание детям дидактической сказки или истории её обсуждения. Встречу-сказку целесообразно использовать для первоначального ознакомления детей с объектом культурного наследия Санкт-Петербурга.

Встречу-путешествие целесообразно использовать, когда у детей уже имеются первоначальные представления об архитектурном ансамбле, которые необходимо углубить; когда нужно познакомить детей с несколькими объектами. Встреча-путешествие предполагает перемещение детей по одному или нескольким архитектурным ансамблям города в виртуальном пространстве.

Встреча-экскурсия-итоговая встреча по теме. Это организованное в виртуальном пространстве целенаправленное передвижение от одного знакомого объекта к другому, позволяющее ребенку перейти от восприятия объекта по частям к восприятию в целом, обобщить и углубить представления, поделиться ими с другими. Поэтому встреча-экскурсия может проводиться для детей другой группы и родителей.

Организация совместной деятельности воспитателя и детей на подготовительном этапе к «Встрече с Санкт-Петербургом»

Подготовительный этап направлен на накопление у детей представлений и познавательных умений, необходимых для восприятия материала. поиска ассоциаций, понимания содержания слайдов.

Цели организации совместной деятельности:

  • Накопление эмоционального опыта детей, в связи с предстоящим содержанием «Встречи…».
  • Накопление представлений, обеспечивающих понимание содержания «Встречи…».
  • Развитие детской любознательности.

Подготовительный этап предполагает использование разнообразных образовательных ситуаций.

Просмотр фрагментов фильмов, мультипликационных фильмов и балетов помогает проиллюстрировать события, связанные с жизнью города, вызывает у детей эмоциональное отношение к происходящему в городе.

Использование продуктивной деятельности и игра-экспериментирование позволяют детям установить связи между созданием и использованием предмета для детской деятельности и его использованием в городской среде. Например, изготовление из бумаги флюгеров, игра с ним на прогулке готовит детей к пониманию такого символа города, как флюгер.

Рассматривание репродукций художественных картин (слайдов) готовит ребенка к освоению образовательного содержания.

Чтение и рассказывание позволяет накопить у детей опыт необходимый для дальнейшего восприятия образовательного содержания.

Методы организации «Встречи с Санкт-Петербургом» для детей дошкольного возраста.

Первая группа методов направлена на мотивацию познавательной деятельности детей, погружение в содержание «Встречи…».

Метод стимулирования занимательным содержанием – необычной историей, сказкой.

Метод эмоционального погружения в содержание «Встречи…» эмоционально настраивает детей на освоение содержания за счет использования художественных средств, визуальных и звуковых эффектов.

Метод создания ситуации игрового моделирования. Игровое моделирование направлено на решение какой-либо проблемы в воображаемой ситуации, моделирующий реальную. Этот метод позволяет ребенку стать активным участником решения познавательной задачи, вызывая деятельное участие за счет проживания игровой ситуации.

Метод игрового проживания ситуации предполагает принятие детьми роли какого-либо персонажа или неодушевленного объекта и помогает «прожить» ситуацию.

Вторая группа методов направлена на организацию познавательной деятельности детей в процессе «Встречи с Санкт-Петербургом». Своеобразие данной группы методов состоит в их направленности не только на процесс культуроосвоения, но на культуросозидание и творчество детей. Это обусловлено тем, что развитие детского интереса происходит при максимальной активности самого ребенка.

Метод наглядных ассоциаций связан с поиском сходства между разными предметами или объектами (явлениями), обеспечивает запоминание материала.

Игровые методы. К ним относятся: игра-путешествие, образные этюды и пластические игры, игры-фантазии. Данные методы максимально соответствуют природе ребенка дошкольного возраста, позволяя осваивать образовательное содержание на основе ведущего вида деятельности-игры.

Детское экспериментирование как метод краеведческого образования помогает детям практически осуществить действия, связанные с образами персонажей скульптуры, понять их смысл, разобраться с происхождением тех или иных символов, атрибутов античных героев в художественной среде города.

Разгадывание архитектурных загадок-как метод, который может быть использован, когда у детей уже накоплен опыт рассматривания архитектурных объектов, их деталей, установление ассоциаций между скульптурными элементами и реальными предметами.

Третья группа методов – это методы закрепления материала «Встречи с Санкт-Петербургом».

Формулирование итогового вывода. Основное требование к формулированию итога встречи – краткость и обобщенность. Вывод имеет «открытый» конец, что соответствует принципу «развивающейся интриги» и показывает, как могут быть использованы полученные знания в дальнейшем.

Формулирование эстетического суждения направлено на усиление эстетического отклика ребенка по поводу осваиваемого содержания, позволяет усилить эмоциональное впечатление от содержания «Встречи…».

Организация совместной деятельности воспитателя и детей на этапе закрепления материала.

Для закрепления материала используются разные виды совместной деятельности воспитателя и детей, среди которых: проектная деятельность, коллекционирование и создание мини-музея, чтение художественной литературы, заучивание наизусть стихотворений, рассматривание иллюстраций, репродукций, конструирование и рисование.

Цели организации совместной деятельности:

  • Усиление эмоционального отклика детей на содержание «Встречи…»
  • Закрепление представлений, полученных во время «Встречи…»
  • Дальнейшее развитие интересов детей, углубление в содержание проблемы.

Результатом образовательного путешествия становится коллективное обсуждение детских открытий, обмен рисунками, фотографиями. В результате приобретаемые детьми представления отличаются друг от друга, различны могут быть и детские эмоции, что имеет ценность для развития интереса.

Просмотров: 483
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Алла Максимова. Планирование по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Санкт- Петербургом
  • Румянцева Галина Алексеевна. Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми в средней компенсирующей, логопедической группе у детей с ТНР по теме: «Наш любимый город, Санкт – Петербург»
  • Светлана Александровна Осипова. Знакомство детей дошкольного возраста с историей и культурой Санкт-Петербурга через игровую деятельность
  • Мищенко И. В. Развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в совместной музыкально-творческой деятельности для успешной социализации и индивидуализации личностных качеств.
  • Мальцева Фируза Николаевна. Коллекционирование как метод познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
  • Волокитина Наталья Анатольевна. Спортивный праздник для детей старшего дошкольного возраста с участием родителей «Встреча на Земле»
  • Савельева Галина Сергеевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР МАТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ
  • Земскова Елена Михайловна. «Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» на тему: «Наше настроение».
  • Попова Ольга Анатольевна. Конспект тематической встречи для детей подготовительной к школе группы 'Помнить, чтоб жизнь продолжалась'
  • Главный Редактор. Пути эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста в ходе реализации содержания образовательной области 'Музыка' в соответствии с требованиями ФГТ
  • Кузьмина Людмила Владимировна. Встреча с песнями военных лет. Конспект тематического музыкального занятия с применением ЭОР для детей старшего дошкольного возраста.
  • Яугела Наталья Николаевна. Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с детьми подготовительной группе по теме: «Город, в котором мы живем» (День города — Санкт-Петербурга)
  • Ковалева Светлана Николаевна. Конспект развивающей игровой встречи педагога-психолога с элементами психогимнастики, использованием психотехнических игр, здоровьесберегающих технологий: «Путешествие в Сказочный лес»
  • Михайлова Ольга. Конспект совместной деятельности детей и взрослых с использованием ЭОР (диск с «БОС») «Увлекательное путешествие в страну здоровья»
  • Людмила Анатольевна Семыкина. Содержание и методика организации познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста на тему: «Вода, вода, кругом вода»
  • Вахонина Галина Николаевна. Организация совместной деятельности воспитателя и детей по теме «Дикие животные» с использованием технологии группового сбора
  • Ячменева Анна Вячеславовна. Перспективный план «Развивающие игры и игры с элементами ТРИЗ в совместной деятельности» для детей старшего дошкольного возраста
  • Полякова Ирина Павловна. Конспект совместной образовательной деятельности педагога и детей старшего дошкольного возраста по О.О. «Речевое развитие» «Заучивание стихотворения А. Павловой Бабочка с использованием мнемотехники»
  • Шаповалова Татьяна Анатольевна. Опыт работы воспитателя комбинированной группы ДОУ «Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
  • Стриканова Людмила Валерьевна. Фрагмент совместной деятельности воспитателя и детей по развитию игровой деятельности в младшей группе «Игровая деятельность младших дошкольников как средство их речевого развития»
  • Захарова Валентина Валерьевна. Обучение детей рассказыванию как форма совместной деятельности взрослого и ребенка.
  • Татьяна Алексеевна Красильникова. Знакомство с историей Санкт-Петербурга. Конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками старшего возраста. 'Город, воспетый поэтами'
  • Егорова Елена Владимировна. Рекомендации по организации совместной деятельности родителей и детей младшего дошкольного возраста в период самоизоляции
  • Шойненова Оюна Жалсановна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПРИРОДОВЕДЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Поплавная Людмила Дмитриевна. Конспект совместной деятельности педагога и детей старшего дошкольного возраста по лего-конструированию «Путешествие по лего-стране»
  • Куден Лилия Фаритовна. Конспект совместной непосредственно образовательной деятельности воспитателя и детей по теме: Морское путешествие
  • Науменко Светлана Васильевна. Содержание патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с историей родного края
  • Волошенко И.А., Калугина Е.В.,. «Формирование у старших дошкольников познавательной мотивации посредством использования фотокросса в совместной образовательной деятельности детей и родителей»
  • Сергеева Тамара. Первичная профсоюзная организация государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №57 комбинированного вида Приморского района Санкт — Петербурга
  • Рамазанова Ольга Борисовна. КОНСПЕКТ совместной деятельности по социально-коммуникативному развитию «Машуля-чистюля» для детей младшего дошкольного возраста с использованием игровой технологии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь