(старший дошкольный возраст)
Составила: Воспитатель группы № 8 Куден Л.Ф. МДОУ «Детский сад № 25» г.Кириши
Цель: Развитие логического мышления через решение математических задач в сюжетно-ролевой игре «Морское путешествие».
Задачи:
Образовательные:
- Учить детей устанавливать причинно-следственные связи при проведении эксперимента.
- Учить детей работать по заданной схеме (постройка корабля,
изготовление канапе).
3. Продолжать учить решать арифметические задачи в пределах 10, закрепление обратного и прямого счета.
Развивающие:
Продолжать развивать логическое мышление.
Воспитательные:
Продолжать воспитывать у детей:
-стремление к самостоятельности, испытывать радость от полученного результата, любознательность, исследовательский интерес, умение работать в команде.
Пополнение словаря: корма, штурвал, штурман, рулевой, кок, камбуз, боцман, якорь.
Интеграция с областями: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Форма НОД: игра, деятельность детей.
Форма организации: подгрупповая.
Оборудование и средства: Строительный материал (конструирование корабля), сундук с аптечкой, компас, штурвал, макет пальмы, карта пиратов, аудио произведения, бескозырки и воротники для всех детей, емкость с водой для экспериментирования, продукты для склада, ножи, математические планшеты, математические задания, лист, обклеенный фольгой, для вырезания якоря, технологическая карта приготовления канапе из бананов, бананы для канапе.
Предварительная работа:
- рассматривание энциклопедии и иллюстраций «Корабли»;
- игра в лото «Кем я хочу быть»;
- чтение, заучивание и прослушивание аудио и видео произведений на морскую тематику;
- художественно – эстетическая, конструктивная деятельность;
- экскурсия к реке на лодочную станцию;
- тематическое занятие по данной теме в городской детской библиотеке.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1. Мотивация к деятельности
Воспитатель (в тельняшке с картой в руке): здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? Я- капитан Врунгель. Очень люблю путешествовать. Но я вас пригласил не просто так. Ко мне обратился за помощью Доктор Айболит. У него пираты забрали чемоданчик и спрятали его где-то на острове. Мне одному не справится, поможете мне разыскать его? (Ответы детей). Тогда смотрите, что у меня есть! (Воспитатель вместе с детьми садятся на пол, рассматриваю пиратскую карту, обсуждают, что это пиратская карта, на ней указано место, где спрятан чемоданчик,) Как вы думаете на чем можно добраться до этого острова? (Ответы детей).
Воспитатель: Так как мы отправимся на корабле, то мне нужна команда отважных и находчивых моряков! Проведу я экзамен для вас.
Игра «Лишнее слово»:
Где будет плыть наш корабль: Море, лес, океан, река.
Каким будет наш корабль: Прочный, надежный, хрупкий, крепкий.
Какой у вас капитан: Храбрый, отважный, решительный, трусливый.
Справились с заданием!!!
Всех беру с собой, такая команда мне нужна. Надеваем морскую форму!! (дети надевают воротнички и бескозырки).
2. Эксперимент.
Ребята, а из какого материала строят корабли? (Ответы детей. –из дерева) Почему из дерева? (ответы детей) Давайте мы это проверим! Но ведь железо тонет в воде, а корабли не тонут. Почему так происходит? Хотите, проведем эксперимент?
В емкость с водой опускаются сначала несколько предметов из дерева-они не тонут. Затем опускается брусок из металла, он тонет. После этого в воду опускается металлическая миска, схожая по форме на корабль, она не тонет. Воспитатель спрашивает, почему миска не тонет, хотя она и металлическая? (Ответы детей). Подвести к тому, что миска имеет такую форму, поэтому не тонет. Воспитатель подводит к тому, что корабли должны быть правильно сконструированы.
Воспитатель: Что бы наш корабль не утонул, а был крепким и быстрым, мы построим его по заданной схеме. (Схема корабля — презентация). Дети строят корабль по схеме. (Передняя часть-нос, боковые части-борта, задняя часть – корма, руль-штурвал)
Воспитатель: Корабль к отплытию готов! Полный вперед!!! Команде занять свои места!!! На корабле каждый член команды отвечает за свою работу, у каждого свои обязанности.
Кто прокладывает путь по карте? (Ответы детей)
Штурман проложит путь, а кто поведет корабль по этому пути? (ответы детей) Рулевой. Рулевой и штурман вместе с капитанам находятся на капитанском мостике — самом главном помещении на корабле. (Зона «Капитанский мостик» математические задания на математическом планшете, карточки с заданиями).
А вот это мастерская. Что делают в мастерской? (Ответы детей) Мастерят, ремонтируют. А занимается этим боцман. Если на корабле что-то сломается, боцман отремонтирует. Например, вот этот предмет (Показывает якорь). Кто знает что это. Для чего он нужен? (Ответы детей) (Зона «Мастерская», задание «Вырежи якорь»)
Как вы думаете, наше путешествие на остров будет долгим? (Ответы детей) Наверное, команда захочет есть, кто же нам приготовит еду? (Ответы детей- повар) А знаете ли вы, как на корабле называют повара? (Ответы детей) Кок. А как называется кухня на корабле? (Ответы детей) Камбуз. (Зона «Камбуз», задание «Приготовь канапе»).
Откуда кок возьмет продукты, ведь в море нет магазина? (ответы детей). На складе. А человека, который отвечает за продукты, который должен вести учет продуктов, чтобы хватило на все путешествие, называют артельщиком. Он очень хорошо умеет считать, складывать и вычитать.
(Зона «Склад», задание «Сколько продуктов на складе»)
Вот сколько людей разных профессий должно быть на нашем корабле. Подумайте, кем бы вы хотели быть на нашем корабле и займите свои рабочие места. Дети занимают места по выбору и выполняют задания, предложенные на каждом рабочем месте. Воспитатель поочередно подходит к детям, наблюдает выполнение заданий, по необходимости оказывает помощь. После того, как дети выполнили все задания.
Воспитатель: Вся команда справилась со своими обязанностями. Полный вперед!!!
Теперь можно и отдохнуть.
Физкультминутка. (Танец под песню «Бескозырка белая»)
Последнее движение в танце «смотрим вдаль».
Воспитатель: Команда! Я вижу землю!! Мы добрались до острова!! Посмотрим карту! Где же искать чемоданчик Айболита? Все рассматривают карту. (Ответы детей- «у пальмы»)
Дети ищут пальму, находят около нее сундук, перевязанный веревкой.
Воспитатель: Скорее берем сундук на корабль и отправляемся обратно, ведь это пиратский остров, здесь оставаться опасно. Все садятся на корабль.
Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось путешествие? Расскажите, кто кем был, что делал во время плаванья? Без каждого из вас мы не смогли бы выполнить просьбу Айболита. Спасибо вам большое! Я передам ему его чемоданчик!
|