Сообщение из опыта работы.
Специфика произведений, рассказывающих о природе, такова, писал К.Д. Ушинский, что в них «многое понимается только чувством и не может быть объяснена умом». Поэтому при чтении стихотворения или рассказа необходимо обратить внимание не только на его содержание, но необходимо постараться раскрыть его настроение и помочь детям проникнуться этим настроением. Да и стихи о природе воспринимаются труднее, чем стихи, о каком – то событии или факте. Объясняется это отсутствием в пейзажной лирике фабулы, описания героев, развития событий.
Однако лирика природы, по выражению В.И. Лейсбона, развивает в детях «эстетическую зрелость».
Скачать конспект
«Именно глубина чувств и переживаний, испытываемых детьми при слушании, их эмоциональная отзывчивость, — пишет Н.С. Карпинская, — свидетельствует о силе воспитательного воздействия художественного произведения. Без этой чувственной основы, без эмоционального отношения детей к тому, что они слушают, искусство как средство воспитания теряет свою ценность.
Во время ознакомления детей с природой часто использую произведения художественной литературы. Через них стремлюсь сформировать у каждого ребенка теплое, трепетное, любовное отношение к нежным образам природы, умение чувствовать ее красоту и совершенство.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Такое стихотворение нельзя читать монотонно, невыразительно. Оно читается мягко, напевно, нет необходимости ставить большое количество ударений.
Это стихотворение было прочитано на прогулке, где дети провели наблюдение за изменениями природы в осенний период. Постепенно все больше внимания уделяю самостоятельности детей при наблюдении за природой. Умению самим замечать происходящие изменения, понять их причину, выразить понятое в речи. Этой цели подчиняю и вопросы типа: «Какое время года наступило?», «Что изменилось в природе?» и т.д.
С детьми семи лет можно попробовать сделать сравнительный анализ двух произведений о зиме: А.С. Пушкина «Зима! Крестьянин торжествуя!» и у Е. Баратынского «Где сладкий шепот..». Ведь важнейшим приемом логического мышления является сравнение. Перед чтением произведений ставлю вопрос: «Как по разному отнеслись два поэта в своих произведениях к одному и тому же времени года – зиме? В чем это выражается?»
Деревья голы;
Ковер зимы
Покрыл холмы,
Луга и долы.
Под ледяной
Своей корой
Ручей немеет;
Лишь ветер злой,
Бушует, воет
И небо кроет
Седою мглой.
И читаем у А.С. Пушкина:
…Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая:
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки Жучку посадив,
Себя в коня преобразив,
Шалун уж заморозил пальчик
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно.
Не нужно слишком затягивать, подробно беседовать и задавать множество вопросов. Беседа определяется как целенаправленный, организованный разговор с детьми. Будучи одним из методов обучения, она применяется для активизации умственной деятельности детей. В процессе дети сообщают полученные ими ранее знания. Беседа должна направлять мысль ребенка на понимание главного в прочитанном произведении. В ходе беседы стараюсь помочь ребенку вспомнить и использовать в своей речи отдельные образные выражения из стихотворного произведения (Как об этом сказано в произведении?). Беседу стараюсь провести эмоционально, и она предшествует повторному чтению.
Итак, чем разнообразнее по своей структуре будет беседа о природе, и чем эмоциональнее она будет проведена, тем большее значение будет она иметь для развития мышления и речи детей.
При подборе произведений руководствовалась следующими принципами:
- Сообщаемые автором сведения о природе должны быть правильными и реалистичными.
- Связи и закономерности природы должны быть раскрыты в доступной детям степени. Дошкольники знакомятся с содержанием произведения, но и, по возможности, «проживают» услышанное, выражают свое отношение, уясняют значение новых слов и понятий. Еще К.Д. Ушинский говорил о том, что произведение может воздействовать на чувства ребенка, только когда понято им.
- Оно должно быть эмоциональным, насыщенным поэтическими оборотами, выразительными средствами.
Проведя наблюдения за объектами природы на прогулках, дети получают определенный объем знаний о ней. В последующих беседах важно подвести дошкольников к пониманию некоторых связей в природе, зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой.
Уместно здесь прочитать стихотворные строки с целью сопоставления пейзажей, описываемых в поэтическом произведении, с реальными.
Осень наступила,
Высохли цветы
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах… А. Плещеев «Осенью»,
или стихотворение И.Сурикова «Зима»
Белый снег, пушистый,
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Дети смогут отыскать объекты, описываемые в стихотворении, внимательно рассмотреть их и сравнить со строчками стиха. С наступлением весны можно обратить внимание детей на сосульки. Как образовались сосульки? В какое время года они появились? Куда исчезнут? Что с ними произойдет весной? Почему?
Ответить на эти вопросы поможет стихотворение Ф. Соколова «Сосулька».
Караул, ребята, таю!
Мне мороза не хватает.
Я слезами истекаю,
И сугробы тоже тают.
Ах!... упала и разбилась,
И забыла боль свою,
А журчу, бегу – пою…
Наблюдения способствуют развитию чуткости, восприимчивости к поэтическому описанию пейзажей.
Прекрасное описание природы мы найдем в произведениях Г. Скребицкого «Осень». «Для своей работы художник – Осень взяла самые яркие краски… Березы и клены она покрыла лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки…»
На прогулке мы отыскали березу и осинку. Сравнили листья деревьев (форму, окраску). Дети отметили, что ветки березы гибкие, свисают вниз, на дереве много желтых листьев. Я прочитала им стихотворение И. Пивоварова «Осенний клад».
Падают с ветки желтые монетки…
Под ногами целый клад!
Это осень золотая
Дарит листья, не считая.
Золотые дарит листья
Вам, и нам,
И всем подряд.
Во время следующей прогулки дети остановились около осины. Ее листья трепетали от самого легкого дуновения ветерка. Сравнивая березу и осину в осеннем наряде, ребята сразу заметили, что листья на березе стали желтыми, а на осине они разного цвета. Стали красными и листья клена, рябины.
Я предложила детям послушать отрывок из стихотворения И. Бунина «Листопад»
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой пестрою, стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой…
Произведения художественной литературы могут быть использованы в самых различных ситуациях. Зимой мы несколько раз побывали в парке. В одну из первых экскурсий я обратила внимание детей на то, что здесь очень тихо и светло от осыпанных снегом деревьев и кустарников, который серебрится под лучами неяркого солнца.
Вот дети стоят и смотрят, как на землю падает первый снег, как его становится все больше и больше, и уже нельзя различить отдельных снежинок, потому, что целые хлопья снега падают на землю, кусты, деревья, крыши домов. Уместно здесь предложить вспомнить стихи о зиме и прочитать самой строки из стихотворения Е. Трутневой «Первый снег.
Что такое за окном?
Сразу в доме посветлело?
Это снег лежит ковром,
Самый первый, самый белый!
Вот о чем всю ночь свистел
За моим окошком ветер!
Он про снег сказать хотел
И про то, что зиму встретил.
Чтение поэтических произведений о природе развивают эмоциональность, образность детской речи. Дети начинают использовать в своих высказываниях отрывки из прослушанного стихотворного произведения.
Выразительность наделяет художественное слово способностью вызвать эмоции, чувства у слушателя, подчеркнуть главное в образе природы, обобщать существенные признаки. Она заостряет впечатления и воображение, т.е. усиливает мыслительную деятельность человека. Выразительность образа создается при помощи звучных слов, передающих характер природного образа, восторженное любование природы.
Отдельное слово само по себе не может передать сущность образа, в произведении должна быть логическая взаимосвязь слов, стройная их согласованность.
Природа раскрывается в поэзии, в цветовой характеристике образов. Именно цвет наиболее всего подчеркивает те изменения, которые особенно характерны для данного времени года.
Чтобы нарисовать картинку осени И. Винокуров наполняет свое стихотворение красным и желтым цветом.
Ходит осень
В нашем парке,
Дарит осень
Всем подарки:
Бусы красные –
Рябине,
Фартук розовый –
Осине,
Зонтик желтый –
Тополям.
Или в стихотворении поэта В. Нировича прочитаем:
Листопад, листопад,
Листья желтые летят
Желтый клен, желтый бук,
Желтый в небе солнца круг.
Желтый двор, желтый дом
Вся земля желта кругом.
Желтизна, желтизна,
Значит, осень – не весна.
Зимний колорит И. Суриков создает описанием действий:
Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко непробудно…
- метафорой:
Будто солнцу улыбаясь,
На соломке молодой
Дремлет, медленно качаясь,
Ржи колосик молодой. (В. Жуковский «Колосик»).
Повторение одних и тех же слов усиливает значение какого – то образа, подчеркивает его уникальность. Печальную картину уходящего лета в своем стихотворении Е. Благинина создает, используя именно этот прием:
Скоро белые метели
Снег поднимут от земли
Улетают, улетели,
Улетели журавли.
Не слышать кукушки в роще,
И скворечник опустел
Аист крыльями полощет
Улетает, улетел!
Такие средства выразительности, как противопоставление, помогают понять контрастность между образами. Примером могут служить такие строки из стихотворения А.С. Пушкина:
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась: …
А нынче… – погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце снег лежит.
В этом же стихотворении поэт использует и сравнения:
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела…
Именно стихотворные строки художественных произведений помогают детям увидеть в природе то, что они могли бы пропустить. А систематическое чтение художественных произведений дает возможность понять, что жизнь растений и животных зависит от сезонных изменений в природе, усвоить последовательность развития живых организмов. Так дети узнают о причинах весеннего оживления и осеннего увядания, зимней спячки некоторых животных, изменения окраски в связи с сезоном.
На основе увиденного, дошкольники самостоятельно могут обобщить причину явления, пополнить свои знания и применить их в деятельности. Это свидетельствует о развитии мыслительной активности, логичности мышления. А я своими вопросами пытаюсь направить умственную деятельность детей на вычленение авторских образных выражений, сравнений, метафор и т.д.
Новое поколение, которое мы воспитываем, должно строить свое отношение к природе следующим образом: человек разумная, но все же только часть природы.
Охранять природу необходимо не только потому, что она самоценна. Я ставлю перед собой задачу: воспитание экологически грамотного человека. Изменится ли к лучшему деятельность человека на планете, если у него не будет необходимых знаний о себе и о своем «Доме» для того, чтобы его жизнь в нем была мирной, здоровой, гармоничной и созидательной? Гармоничная деятельность возникает только из гуманного мировоззрения, из тонкого чувствования и восприятия мира, из любви ко всему, что окружает человека. Если не будет этой любви как основы, сколько бы знаний человек ни приобрел, они не станут созидательными. «Годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца», — писал В. Сухомлинский… что способствует воспитанию сердца? Прежде всего, любовь и красота».
Где же можно найти красоту? Без сомнения ее можно найти в природе. Любя природу, общаясь с ней, че6ловек обогащается духовно, чувственно, заряжается энергия добра. Дети сами часто не замечают красоту вообще, и в Природе, в частности. В этом взрослые должны помочь детям. Дети должны слушать красивую музыку, слышать высокую поэзию, даже если она порой не полностью доступна их пониманию. Дети дошкольного возраста еще не в состоянии анализировать произведения, они воспринимают их сердцем, поэтому все, что мы даем, должно быть, как говорил Сухомлинский «воплощено в ярких образах». До семи лет дети особенно восприимчивы, первые яркие впечатления откладываются в памяти на всю жизнь, во многом определяя дельнейшее развитие.
В художественной литературе о природе сочетается художественное слово и научное содержание. Она, с одной стороны, воспитывает в детях умение видеть красоту природы, чувство любви и бережное отношение к ней, с другой – обогащает их представления, формирует умение выделять закономерности природных явлений.
Привлекательность объектов природы вызывает желание глубже познавать их; в процессе познания ребенок начинает понимать, что нужно всему живому, у него возникает чувство ответственности за жизнь растений и животных. Так закладываются основы экологического сознания, т.е. понимание связей и отношений, существующих в природе, и необходимость охранять ее.
|