МАДОУ «Детский сад №14 «Ягодка»
Степочкиной И.С.
По статистическим данным с каждым годом в России рождаются все больше детей с ОВЗ. Для родителей, имеющих детей с ОВЗ важно, чтобы их ребенок был социально адаптирован в современном обществе и имел равные возможности с типично развивающимися детьми. Отличительной особенностью инклюзивного образования является учёт индивидуальных образовательных потребностей как типично развивающихся детей, так и детей с ОВЗ. Преимущества получают все дети. Важным условием успешности инклюзивного обучения и воспитания является создание вариативной образовательной среды, широкого спектра форм и технологий, модернизация методов работы специалистов. Важен комплексный подход, который предполагает развитие слабого звена при опоре на сильные звенья в ходе специально организованного взаимодействия ребёнка и взрослого.
В ходе работы с детьми я ставлю перед собой следующие задачи:
Скачать конспект
Задачи:
- Повысить успешность обучения как детей с ОВЗ, так и их типично развивающихся сверстников.
- Расширить возможности социально-эмоционального развития, игровой компетентности и самостоятельности детей с ОВЗ.
- Использовать ведущую деятельность ребенка как основную форму обучения.
- Создать условия для детского творчества.
- Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми для развития творческого потенциала, сплоченности и эмпатии у типично развивающихся детей.
У ребёнка в трёхлетнем возрасте меняется социальная ситуация развития: ему необходимо научиться взаимодействовать с незнакомыми взрослыми и сверстниками. Поэтому на адаптационном этапе первостепенное значение мы уделяли эмоциональному комфорту детей в группе. Основной приём, который использовался на данном этапе – личный пример. Дети, формируя своё отношение к другим людям и к миру вообще, ориентируются на позицию, которую демонстрирует взрослый, и если взрослый не уважает достоинство ребёнка, то о каких партнёрских отношениях может идти речь? Очень важно подмечать каждую мелочь. Ежедневно по утрам, встречая детей, я отмечала в них какое-то преобразование и просто беседовали на свободные темы. Так же каждое утро я проводила минуту эмоционального настроя. Стоя в кругу и, держась за руки, говорим друг другу приятные слова. Проводя круг, я решаю следующие задачи:
- Развитие у детей понимания и чувствования друг друга.
- Развитие эмпатии
- Формирование позитивного отношения ребёнка к собственному «Я».
- Формирование чувства принадлежности к группе, формирование позитивного отношения к сверстникам.
- Развитие навыков общения, повышение самооценки, гармонизация внутреннего состояния.
- Развитие умения благодарить.
Основные составляющие круга – это тактильные ощущения (для детей младшей группы важно чувствовать друг друга через прикосновение); эмоциональность (дети учатся распознавать и озвучивать не только собственные эмоции, но и эмоции сверстников. Они учатся помогать друг другу справляться с эмоциональными проблемами. Благодаря этому, у детей развивается эмпатия); системность (важно проводить такую работу не от случая к случаю, а ежедневно, и результаты не заставят себя ждать).
На первых этапах тон задаёт воспитатель, а позже передаёт эти полномочия детям.
Для развития компетентной личности ребёнка я педагог группы социализирую детей в следующих видах деятельности: игровая, организованная, театрализованная, трудовая.
Успешное формирование компетентной личности ребёнка невозможно в отрыве от семьи, ведь родители первые и главные воспитатели своего ребёнка с момента рождения и на всю жизнь. Основными формами взаимодействия с родителями я считаю:
- утренники
- досуги
- совместная трудовая деятельность
- открытые занятия
- родительские собрания.
- семинары-практикумы. Интерактивное общение
- семейный клуб.
Реализуя на практике основные формы взаимодействия с родителями. Я организовала свою работу по следующим направлениям: художественно – эстетическое, нравственное, патриотическое воспитание.
Я считаем, что ещё один шаг к успешной социализации детей заключается в том, что я не указываю на неудачи, ошибки ребёнка, а выстраиваю работу таким образом, что он сам видит и исправляет эти ошибки. При этом я акцентирую внимание на сильных сторонах ребёнка. Важно программировать детей на успех, а не на неудачу.
|