Лукичева Галина Владимировна. Педагог дополнительного образования государственного образовательного автономного учреждения Ярославской области Центра детско-юношеского технического творчества (ГОАУ ЯО ЦДЮТТ).
Одной из важных задач в работе педагогов дополнительного образования является содействие раскрытию творческого потенциала детей.
Занятия проводятся парно, т.е на данную тему отводится два занятия по два часа. Такая форма работы представляется нам наиболее верной и действенной. Первое занятие — это обучение, где подробно разбирается технология изготовления основной модели, вырабатывается алгоритм действий, второе – это уже творческая работа, с элементами других форм работы, где используются полученные знания, применяются знакомые техники исполнения.
Скачать конспект
Данная разработка может быть использована в школах на факультативных занятиях по труду или художественной деятельности, в группах продленного дня, в кружковой работе. Возраст детей: первый, второй классы.
Данное занятие с успехом можно провести как в группе детей с дефектами (речи, слуха, дети различных групп коррекции), так и одаренных ребят. Она помогает создать основу для глубокого осмысленного творчества детей.
Программа, по которой занимаются дети в нашем объединении, называется «Город Мастеров» и все, что мы делаем на занятиях, все это происходит в нашем сказочном Городе Мастеров.
Когда мы подходим к теме «Аппликация с подвижными деталями», в Городе Мастеров все готовятся к традиционному Большому Чаепитию. А мы, как будущие Мастера, так же принимаем участие в этой подготовке.
Многие дети просто в восторге от подвижных «живых» открыток, где одни детали спрятаны в другие, где части общего рисунка могут выдвигаться и прятаться обратно. Поэтому мы на уроках тоже делаем подобную бумажную аппликацию с подвижными деталями.
В первом классе – это чайный сервиз и самостоятельная творческая работа «Кошка и мышка».
В чайном сервизе у нас выдвигаться будет крышечка чайника, который «пыхтит» от нетерпения «Пых-пых». Кроме этого, на аппликации будут еще одни подвижные детали – ложки, которые не будут просто приклеены, их нужно вложить в чашки, а в вазу можно положить еще и конфеты.
Итак, для выполнения аппликации нужно запастись:
- цветным картоном, который послужит основой;
- распечатанным и вырезанным из плотной белой бумаги шаблоном чайного сервиза;
- цветной бумагой;
- клеем и ножницами.
Для начала нужно подготовить все детали нашей подвижной аппликации. Дети обводят шаблоны на цветной бумаге, вырезают.
Я обязательно даю возможность детям самим подумать, каким образом сделать крышку чайника «живой». Выслушав все варианты ответов, объясняю как правильно приклеить чайник с крышкой на основу.
Клеем нужно намазать только контур чайника, учитывая ширину крышки.
Нужно добиться того, чтобы подвижная деталь плавно выдвигалась из чайника, но и не выпадала из него.
Конечно же я задаю вопрос: «А как же нужно приклеить чашки, что бы ложки могли выниматься из них?». Детям уже понятно как это сделать и они дружно и весело выдают правильный ответ.
Когда все детали приклеены, можно заняться украшением сервиза аппликацией и созданием дополнительного антуража, например, дополнительно сделать вазу для конфет или нарисовать скатерть, на которой стоит наш сервиз.
Следующий этап освоения аппликации с подвижными деталями – это самостоятельно выполненная работа. Первоклассникам предлагается сюжет «Кошка и мышка». Дети сами выбирают из предложенных раскрасок подходящую для своего сюжета кошку и мышку. Они раскрашивают своих персонажей. Все вместе мы вспоминаем, как правильно приклеить деталь (чайник и подвижная крышка), чтобы она могла свободно двигаться.
Творческий процесс всегда увлекает, постепенно простой сюжет обрастает дополнительными деталями: появляется сыр, корзинка, норка, мышеловка и т.д.
В такие моменты педагогу важно поддержать вдохновение, которое компенсирует недостаток терпения и усидчивости. Ведь работу нужно довести до конца в любом случае. Как правило, процесс захватывает, остается только удивляться и радоваться результатам.
Во втором классе дети делают более сложный вариант аппликации с подвижными деталями. Им предлагается два сюжета: «Космос» и «Морская рыбалка». В обоих случаях второклассники самостоятельно выбирают детали для своей аппликации, раскрашивают, вырезают.
Порядок работы:
- Раскрасить и вырезать детали;
- Вырезать из картона цвета основы полоски 1- 1,5см в шир., 8-10см в длину (для каждой подвижной детали);
- Определить направление и диапазон движения детали, отметить карандашом место надреза;
- Надрезать основу, вставить подготовленную полоску;
- На полоску приклеить выбранные детали;
- На задней стороне основы к полоске приклеить ограничитель (чтобы она не выпадала);
- Оформить аппликацию дополнительными деталями.
В процессе работы над первым сюжетом «Космос», мы разбираемся, как сделать нужные детали подвижными, дети предлагают различные варианты, мы выбираем правильный, учимся удобно распределять детали на основе, думаем, как добиться того, что бы полоска не выпадала и т.д. Диалог ведется на протяжении всей работы, детям полезнее додуматься самим до основных моментов.
Вторую работу «Рыбалка» или «На морском дне» второклассники делают уже самостоятельно, используя полученные знания. Мы вспоминаем порядок работы, уточняем каким образом сделать детали подвижными и т.д.
Приложения.
- Сервиз
- Кошки
- Мышки
Рыбы.
|