Громцева Елена Дмитриевна, воспитатель.
Художественно-эстетическое воспитание нацелено на приобщение воспитанников к общечеловеческим, национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого, эстетического отношения к миру, формирование экологической культуры ребенка, воспитание духовно богатой личности. Экологическое воспитание подразумевает бережное отношение и любовь к природе. Но любить можно только то, что знаешь и понимаешь. Научить или заставить полюбить невозможно. Мы взрослые, должны помочь ребенку увидеть необычное в обычном, обращать его внимание в естественной доступности на красоту травинок, листиков, цветов на то, что растет у нас под ногами. Каждый цветок, каждая травинка хороши по-своему: это и гусиные лапки, и кислица, ветреница, тимофеевка, тысячелистник, лисохвост и многие другие дикорастущие растения — неповторимы и прекрасны.
Одним из средств художественно-эстетического воспитания является плоскостная флористика. Занятия флористикой развивают у детей наблюдательность, воображение, изменяют восприятие окружающей среды, формирует эмоциональную отзывчивость.
Скачать конспект
Я много лет занимаюсь с детьми флористикой и всегда стараюсь дать детям больше возможности для полета фантазии, творчества, воспитать художественный вкус, чувство любви к родной природе.
Моя задача – побудить творческую активность, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность, создавать ситуации, побуждающие детей активно применять свои навыки с природным материалом, нацеливать на поиск новых творческих решений в технике флористика.
Наш город является одним из самых зеленых пригородов Санкт-Петербурга. Но, не смотря на это, дети города не имеют достаточного контакта с природой. Занятия флористикой помогают детям восполнить определенный контакт общения с природой, познать связь с окружающим миром, кроме того, данная технология дает возможность для проявления инициативы и самостоятельности, помогают детям приобрести новый опыт творческой, поисковой деятельности.
Прежде чем создавать композиции из цветов, необходимо создать мотивацию и пробудить интерес к работе с природным материалом, вызвать желание у детей узнать больше о родной природе, о том, что нас окружает. С этой целью на прогулках мы собираем разные виды трав и цветов, рассматриваем собранный материал, проводим исследования: ощупываем листья, определяем степень шероховатости растений, сравниваем по форме, цвету, оттенкам, находим сходство и отличие, вдыхаем ароматы. Упорядочиваем стебли, листья, травы, соцветия от самого большого к самому маленькому, от самого темного к самому светлому, находим сходства с реальными объектами. Кроме сбора дикорастущих растений мы выращиваем садовые цветы на своей клумбе: анютины глазки, бархатцы, ромашки, маргаритки.
Как сохранить яркие краски лета как можно дольше, любоваться не только летом и ранней осенью? Обсуждая с детьми эту проблему, пришли к выводу, что лучший способ сохранения растений – засушить цветы и листья. Собранный материал засушиваем между страницами старых книг или журналов и выдерживаем неделю под прессом. Мелкие цветы и растения сушатся целиком, а крупные цветы разбираются на лепестки. Высушенные растения укладываем в бумажные конверты.
На начальном этапе ознакомления детей с техникой работы с сухоцветами и учитывая возраст детей, обязательно применяю метод наглядности, используя образцы работ, иллюстрации, демонстрирую презентации картин из сухих цветов, а также использую мотивацию для практического применения: подарков для родных, близких, участие в выставках группы, детского сада, украшение интерьера своей комнаты.
Работая в технике флористика, очень важно учить детей обдумывать и
обосновывать замысел, а также – планировать всю последовательность работы.
На первых занятиях по флористике дети рассматривают материал, сравнивают с живыми цветами — сухоцветы становятся не такими яркими, на тон светлее и более хрупкими.
На заключительном творческом этапе обучения дети самостоятельно проявляют активность, не только используют полученные навыки и умения, но и учатся осознанно их использовать, включая свои чувства, понимание того, как работа должна выглядеть, определяя композицию — расположение растений, пропорции и цветовое решение.
|