Арханкина Наталья Михайловна Должность: воспитатель Место работы: МБДОУ детский сад №10 г.Конаково, Тверская обл.
Аннотация (краткое описание работы): Целью данного проекта является формирование у детей основ экологической культуры, осознанно-правильного отношения к птицам ближайшего окружения, воспитание желания практически сохранить, поддержать, создать для них нужные условия.
«Так и живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу как члены одной большой семьи. Кто из них кому больше нужен – человек птицам или птицы человеку?.. Но выживет ли человек, если на Земле не останется птиц?» (Э. Н. Голованова)
Взаимоотношение человека с природой и ее обитателями – актуальный вопрос современности. Оно осуществимо при наличии в каждом ребенке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь.
Возраст детей: 6 – 7 лет
Вид проекта: познавательный.
Длительность: две недели.
Цель проекта: Формирование у детей основ экологической культуры, осознанно-правильного отношения к птицам ближайшего окружения, воспитание желания практически сохранить, поддержать, создать для них нужные условия. Формирование обобщённого представления о птицах как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе, и имеющих типичное строение, приспособленных к определённым климатическим условиям. Развивать интерес к жизни птиц.
Задачи:
- Обобщить и расширить знания детей о птицах.
- Дать представление о разновидностях птиц.
- Развивать речь, логическое мышление, внимание, творческие способности.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к птицам.
Формы и методы работы с детьми:
- Беседы на тему «Мир птиц».
- Рассматривание картин, иллюстраций о птицах.
- Просмотр видеофильмов о птицах родного края.
- Книжная выставка «Мы читаем про птиц».
- Чтение литературных произведений о жизни птиц.
- Наблюдение за птицами, живущими в городе.
- Тематическая выставка рисунков «Красочный мир пернатых».
- Д/игры «Лото», «Собери птицу», «Угадай, чей голосок».
Работа с родителями:
- Выпуск стенгазеты «Охрана птиц».
- Привлечение к совместному с детьми рисованию на тему «Красочный мир пернатых».
Работа с узкими специалистами
- Изготовление «грачевника»
- Слушание записи с голосами птичьих трелей (музыкальный руководитель)
Итоговое мероприятие: викторина «Птицы – наши друзья»
Викторина «Птицы – наши друзья»
Цель: Обобщение и расширение знаний детей о птицах. Развитие логическое мышления, внимания, творческих способностей. Воспитание бережного отношения к птицам.
Ход викторины:
Ведущий:
- Недавно в нашей стране был праздник – День птиц. Почему без птиц нам не обойтись? Птицы – друзья нашего детства. Птицы – вестники радости. Каждый год они приносят нам на своих крыльях весну. Птицы – верные наши помощники, защитники лесов, полей, садов и огородов. Птицы дороги нам как часть нашего чудесного мира. Их мелодичные, весёлые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Помните. Ребята, что нельзя разорять гнёзда птиц, стрелять в них из рогаток! Берегите птиц! Птицы – наши друзья! Птицы – это красота и тайна. Они – источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов.
На нашей планете живут чудесные создания. Они летают и поют, и землю свято берегут. Скажите, дети, можно жить без птиц на свете? Что случится, если птицы на земле вдруг пропадут?
Букашки, жучки, червячки на деревья нападут, И съедят кору, листочки, обглодают ветки, почки - Вот что будет, если птицы, если птицы, Все исчезнут — пропадут!
И не будет щебетанья, дивных трелей соловья, И сороки стрекотанья, чик-чирика воробья...
Скучно будет, знают дети, жить без птиц на белом свете!
- Дорогие друзья, участники викторины, зрители, гости. Мы собрались сегодня, чтобы проверить, как хорошо наши ребята знают птиц. И сегодня в викторине участвуют две команды: «Соловьи» (представление) и «Жаворонки» (представление). Пожалуйста, команды займите свои места за столами.
- Ребята, а как вы готовились к викторине? Что делали? (ответы детей)
- Все верно, мы прочитали много книг о птицах, рассмотрели немало картинок. Некоторые даже оформили книжки-малышки со стихами про птиц. И сейчас я буду задавать вам вопросы. За каждый правильный ответ вы будете получать вот таких птичек (силуэты птичек из картона). Жюри будет внимательно следить за правильностью ваших ответов, а результат мы увидим с вами на табло. У команды «Соловьи» птички будут располагаться на дереве, а у «Жаворонков» на облачке, так как соловьи поют ночью сидя на веточках деревьев, а жаворонки поют свою песню в полете. И в конце праздника мы определим победителей — лучших знатоков птиц.
-Участники готовы? Тогда мы начинаем нашу викторину посвященную «Дню птиц».
Конкурс "Разминка"
- Первый конкурс «Разминка». Я задам вам по три вопроса о птицах. За каждый правильный ответ вы будете получать птичку-очко, которое наше жюри поместит на табло. Внимательно слушайте вопрос, времени на раздумья нет, отвечайте сразу. Прошу подойти ко мне капитанов команд для проведения жеребьевки. (Капитаны выбирают по одной птичке с перевернутой цифрой. Начинает та команда, у которой оказалась цифра «1»)
Вопросы:
- У какой птицы длинный язык? (у дятла — 15 см.)
- Какая птица стала символом мира на земле? (голубь)
- Какая птица хорошо видит в темноте? (сова)
- Какие птицы не высиживают яиц? (кукушки)
- Самая маленькая птица (колибри)
- Птица, живущая на южном полюсе. (Пингвин)
Конкурс "Узнай птицу"
- А вы можете узнать птицу по её силуэту? Сейчас мы это и проверим. Нужно угадать силуэты птиц за одну минуту. И дополнительно вы можете получить птичку-очко, если сможете назвать, чем же эта птица отличатся от других.
(Показываются силуэты птиц – детям нужно угадать, что это за птица. Выслушиваются ответы и в зависимости от ответа, жюри присуждает команде одно или два очка)
Конкурс «Птичья эстафета»
- Ребята давайте немного отдохнём и проведем птичью эстафету. Помните, как передвигается большинство птиц? Конечно же, прыжками, а чтобы ваши ноги больше были похожи на птичьи, надо зажать между ног спичечную коробку. Становитесь друг за другом, зажимайте между коленями спичечную коробку. Приготовились? На старт. Внимание. Марш.
(Победившая команда получает птичку-очко)
Конкурс «Ты – мне, я – тебе»
- Ребята, у вас было домашнее задание, приготовить вопрос для команды соперников – предложить им по описанию назвать птицу. И теперь я прошу подойти ко мне капитанов команд для проведения жеребьевки.
- Команда «…» задаёт вопрос первой. Затем другая команда.
(Оценивается как вопрос, так и ответ)
- Я вижу, что пока лидирует команда «…». Молодцы. Но «…» не расстраивайтесь, впереди у нас еще есть конкурсы, и вы вполне можете отыграться.
Конкурс "Барометр природы"
- Люди всегда наблюдали за птицами и по их поведению определяли, какая будет погода. А вы знаете какие-нибудь приметы? Вот сейчас мы это проверим. Ваша задача: называть приметы по очереди, и та команда, которая последней назовет примету, получит очко. Капитаны выбирайте птичку. Начинает та команда, у которой оказалась птичка с номером один.
Приметы:
- Ласточки задевают крыльями поверхность воды – к дождю.
- Снегирь под окнами чирикает – к оттепели.
- Воробьи купаются в песке – будет дождь.
- Вороны садятся на верхушки деревьев – перед морозом.
- Вороны садятся на снег – к оттепели.
- Голуби воркуют, кукушки кукуют – к тёплой погоде.
Конкурс «Загадочная птица»
- Ребята, а сейчас мы проведем конкурс «Загадочная птица». Вам нужно отгадать ребусы с зашифрованными названиями птиц и вспомнить легенды, связанные с какой-либо из отгаданных птиц. А пока вы будете их отгадывать, я проведу игру с болельщиками, которым нужно вспомнить и загадать нам как можно больше загадок про птичек. Тем самым вы можете принести команде, за которую болеете, дополнительное очко.
(Командам предлагаются ребусы с зашифрованными названиями птиц. После проведения конкурса жюри оценивает ответы детей, за каждый разгаданный ребус команды получают птички-очки)
|