Зоя Егина. ФЭМП Инновационные методы и формы работы» (Сообщение «Современное состояние математических представлений у дошкольников»)

ФЭМП Инновационные методы и формы работы» (Сообщение «Современное состояние математических представлений у дошкольников»)Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Джалильский детский сад №1 «Березка» общеразвивающего вида Сармановского муниципального района Республики Татарстан
Тема: «
Воспитатель I категории МБДОУ №1 «Березка» Егина З.В.
Практика работы дошкольных образовательных учреждений, современное состояние науки и техники, культуры предъявляет высокие требования к человеку, его образованию. Обучению дошкольников началу математики отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания на компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей, в связи с этим, как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Преследуется главная цель – вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает. Наша задача – в дошкольном возрасте заложить фундамент развития индивидуальной личности и развить эту индивидуальность под воздействием многократной воспитательной работы детского сада и семьи, так как формирование самостоятельности мышления, подготовка к творческой практической деятельности – это требование времени, социальная задача, которую призваны решать, прежде всего, детский сад, школа, семья.
Многие психологи и педагоги (П.Я. Гальперин, А.Н. Леушина, Т.В. Тарунтаева и др.) считают, что формирование у дошкольников математических представлений должны опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета, измерения. Этого можно достичь, если строить обучение детей элементам математики как в непроизвольной повседневной жизни (в совместной деятельности детей и взрослых, в общении друг с другом), так и путем целенаправленного обучения на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Значение практического применения математических знаний в различных видах деятельности хорошо понимали многие прогрессивные педагоги еще в прошлых столетиях. Разрабатывая вопросы развития у детей математических представлений, они обязательно заботились об их использовании в жизни. Так, например, К.Д. Ушинский писал: «При первоначальном обучении счету… также не должно спешить и идти дальше не иначе, как овладев прежним, а овладев чем-нибудь, никогда не оставлять его без постоянного приложения к делу»(……). При этом он подчеркивал, что применять изученное лучше всего в новых условиях, противоположных тем, в которых ребенок их получал. Мысли великого русского педагога не утратили своего значения и в настоящее время. Многие исследователи проблем обучения и развития дошкольников ( Г.С. Костюк, Н.А. Менчинская, М.И. Моро, А.А. Свечников, Л.И. Скаткин и др.) отмечают, что для математического развития детей дошкольного возраста необходим комплексный подход к решению всех проблем. Все это делает проблему закрепления и применения элементарных математических представлений на занятиях и в быту актуальной на сегодняшний день.
Необходимо, чтобы данный процесс был связан со всеми сторонами воспитательно-образовательной работы детского учреждения и направлен, прежде всего, на решение задач умственного воспитания и математического развития дошкольников. Это можно продемонстрировать на примере таких видов деятельности, как трудовая, изобразительная, игровая, когда ставится задача пересчитать, отсчитать, или измерить нужное количество предметов и материалов. Так, во время сервировки стола, дежурные сопоставляют количество приборов и число детей (столовых приборов должно быть столько, сколько детей); на занятиях по аппликации дети убеждаются в том, что количество предметов не зависит от места их расположения (пять шаров остаются пятью шарами независимо от того, наклеиваются они кучкой или в ряд, друг за другом); во время игр на участке во время прогулки измеряют расстояние между деревьями, сравнивают разные виды оборудования по длине, ширине, высоте.
На занятиях по продуктивным видам деятельности (лепка, рисование, конструирование) у детей закрепляются представления о геометрических фигурах, о форме, размерах предметов, об их пространственном размещении, о количестве.
Для предметных и сюжетных рисунков, для орнамента и аппликации, для лепки из глины и пластилина, изготовления сложных игрушек – требуются знания о форме, размерах, о количественных и пространственных отношениях между частями предмета или между самими предметами, поэтому геометрические представления и измерительные навыки развиваются и закрепляются во всех видах изобразительной деятельности.
На музыкальных занятиях закрепляются пространственные представления и счетные навыки. Совместно с музыкальным руководителем знакомят детей с основными свойствами музыкального звука – с высотой (регистры), с направлением мелодий вверх – вниз; с продолжительностью звуков (длиннее – короче); знакомим с аккордами, состоящими из двух, трех, пяти звуков, и т.п. По данным Н.А. Ветлугиной, эти основные свойства музыкальных звуков дети ассоциируют с пространственными, временными, количественными представлениями: дальше – ближе; выше – ниже; длиннее – короче и др.
На занятиях по физическому воспитанию дети часто сталкиваются с количественным и порядковым счетом при построениях. Например, строятся в две, три колонны, расходятся парами направо и налево, образуют круги. Круги могут находиться внутри другого общего круга, один двигаться налево, другой направо; марш по залу (прямоугольнику, подчеркивая на поворотах углы), бегут «по кругу», «в рассыпную», «змейкой» и т.д.). При выполнении различных видов упражнений закрепляются умения ориентироваться в пространстве: правая и левая сторона, повороты полукругом, кругом и т.д.
В различных подвижных играх также широко используются умения детей ориентироваться во времени и пространстве, знания об измерениях условными мерками или общепринятыми мерами (отсчитывание шагами расстояния от одного пункта к другому, расстояния при метании, беге, высоту прыжка и т.д.)
Занятия по ознакомлению детей с окружающим и занятия по развитию речи также многое дают детям в плане математического развития. Например, дети более точно ведут календарь природы, пользуясь знаниями о месяцах, неделях, днях. Осознав текучесть, длительность времени, дети отмечают, как долго бывает светло в разные сезоны.
При уходе за растениями в природном уголке, на огороде, клумбах дети измеряют рост, подсчитывают количество бутонов, цветков, отмечают, что бывает сначала, что потом, отмечают последовательность действий.
Во время экскурсий в природу, в парк или по городу также закрепляется умение детей ориентироваться в пространстве. Например, с детьми проговаривается план прогулки «Мы перейдем через дорогу, пойдем по тротуару, потом повернем направо, пройдем среди домов». Собирая листья на участке, обращаем внимание детей на форму лепестков, их структуру, подсчитываем их количество. Заготавливая природный материал, дети собирают и складывают десятками шишки, желуди, камешки. Здесь закрепляется счет групп.
Все действия и наблюдения детей не принесут желаемого результата, если не будут отражаться в речи. Совместно с нами и самостоятельно друг другу, дети проговаривают то, на какие геометрические фигуры похожи листья, сколько они собрали больших и маленьких шишек, чего больше, у каких растений стебли короткие, а у каких длиннее.
Как показывают исследования Н. М. Зубаревой, Р. П. Чудновой, при рассказывании по картине дети должны не только описывать сюжет, но и учиться видеть количество и размещение действующих лиц. То есть необходимо обращать внимание на позу действующих лиц, на их размещение.
В разнообразных сюжетно-ролевых играх также закрепляются пространственные, количественные и временные представления детей. Например, организуя сюжетно-ролевую игру «Супермаркет», «Кафе» или «Аптека» дети считают предметы, которые будут продавать, ставят к ним ценники (цифры), готовят денежные купюры, проводят манипуляции с ними. Продавая сыпучие товары, крупы (рис, гречку, горох) они отмеряют их условными мерками, этим может служить стакан, специальная лопатка, производят свои подсчеты. В игре «Дом моды» или «Ателье» предлагая ткани, ленты к эскизам одежды они отмеряют их на глаз или условной меркой. В играх «Железнодорожная станция», «Наша улица» и других дети сами устанавливают маршруты поездов, общественного транспорта, нумеруют их. Целесообразно научить детей пользоваться песочными часами для того, чтобы дети могли следить за временем отправления транспорта. Также дети определяют стоимость билетов на разных видах транспорта в различных направлениях.
Математические соревнования ценны для развития нравственно-волевых качеств: настойчивости в достижении цели, самостоятельности, активности, находчивости, справедливости при оценке результатов конкурса, доброжелательности, смелости, объективной самооценки. Такого рода конкурсы мы проводим один раз в квартал. Основой служит разнообразный занимательный материал: загадки, считалки, дидактические и подвижные игры, упражнения с предметами и игрушками, словесные игры, задачи-стишки, задачи-шутки, рассказы, фрагменты сказок, музыки, песен.
Работая с родителями по данному разделу, обращаем их внимание на то, что знания, которые дети получают в детском саду необходимо закреплять и дома, в повседневной жизни. Например, пока готовится обед, можно предложить ребенку подобрать крышки к кастрюлям, банкам и посчитать, чего больше: крышек или банок, кастрюль или крышек, спросить где по его мнению, больше воды: в чайнике или в кастрюле, чашке или бокале? Убедиться в правильности ответа он сможет, измерив воду литровой банкой. Уточнить, сколько литров воды оказалось в чашке и сколько в кастрюле. Советуем обращать внимание на развитие мелкой моторики детей, работать с палочками, нанизывать бусинки на нитку, запускать волчка то левой, то правой рукой. По дороге из детского сада домой обращать внимание на то, какие изменения произошли вокруг за эти дни (например, убрали скамейку возле дома, построили новый дом), на изменения в природе: больше пасмурных дней, солнца не видно, листьев на деревьях с каждым днем становиться все меньше, уточнять какое сегодня число, месяц. В магазине, обращать внимание детей на цены на различные товары, особое внимание уделять товарам, ценой до десяти рублей. По дороге домой обращать внимание детей на то, что цифры можно увидеть везде: на автобусах, номерах домов, машин, квартир, на то, что номера домов идут не по порядку (они четные и нечетные), выяснить где встречаются многозначные числа (в телефонных номерах, номерах домов); рекомендуем приобрести для ребенка игры с цифрами, например, «Пятнашки», «Шестнадцать» и т.д. Рассмотреть с ребенком разные часы в доме, сравнить их, обсудить, чем похожи, чем отличаются; если в доме есть старые часы, разрешить ребенку разобрать их, посмотреть, что находиться внутри. Обратить внимание на то, в какое время ребенок просыпается, идет в детский сад, ложится спать; за сколько минут он убирает постель, одевается, спросить, что можно успеть сделать за три, пять минут. Напоминаем, чтобы дома родители обращали внимание детей на то, в какое время по телевизору идут детские передачи. Отмечать в календаре знаменательные и памятные даты, дни рождения членов семьи, поручать следить за их приближением. Советуем дома с детьми измерять длины с помощью линейки (подоконник, стол и др.), рисовать отрезки.
Практика применения элементарных математических представлений на занятиях и в быту создает достаточные условия для прочного закрепления математических знаний, полученных каждым ребенком на коллективных занятиях. Такая форма образовательного процесса помогает ребенку приобрести прочные знания, навыки и умения, обеспечивает развитие самостоятельности, уверенности, формирует интерес к количественной   стороне действительности, оказывает положительное влияние на дальнейшее усвоение математического материала в школе.

Просмотров: 594
Категория: По направлениям » Для детского сада » Математика для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Андриянова Ольга Владимировна. Игры с песком для развития математических представлений детей старшей группы детского сада (материал к презентации)
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Фаниля Усманова. Конспект по ПДД 'Внимание, дети!'
  • Бексаева Лариса Александровна. Методическая разработка 'Знать должны и взрослые и дети, о правах, что защищают всех на свете'
  • Суркова Светлана Юрьевна. Интегрированный подход к формированию элементарных математических представлений у дошкольников на логопедических занятиях.
  • Михеева Евгения Михайловна. Дидактический материал по «формированию элементарных математических представлений через дидактические игры», для детей младшего возраста.
  • Л.К. Желнова. Мозартика как инновационный метод развития умения ориентироваться в микро пространстве и на плоскости у детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Белая Ирина Викторовна. «Применение интерактивных и активных методов обучения в непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы»
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Дрождина Любовь Александровна. «Как отдать ребенка в дошкольное учреждение или первый раз в детский сад»
  • Власова Яна Павловна. Технология «дети – волонтеры», как средство формирования инициативы, самостоятельности и саморегуляции собственных действий у детей старшего дошкольного возраста
  • Редактор. Что должно присутствовать на праздничном столе при встрече 2011 года Кролика и как украсить дом?
  • Гумерова Альфия Газинуровна. Логико-математические игры как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
  • Глотова Раиса Владимировна. Семинар-практикум в паре «родитель-ребенок» Тема: «Наши дети – какие они?»
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Замотина Зинаида Григорьевна. Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей средней группы «По страницам сказок»
  • Брусняк Валентина Николаевна. Дидактическая игра как средство развития математических представлений у детей среднего дошкольного возраста
  • Молодых Оксана Владимировна. «Можно» и «Нельзя» или Дисциплина для дошкольников: за и против
  • Стоян Анжела Григорьевна. Конспект непрерывной образовательной деятельности «Формирование элементарных математических представлений» для детей старшей группы с 5 до 6 лет
  • Анжела Анатольевна Винюкова. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста в процессе различных видов деятельности
  • Чечетенко Татьяна Юрьевна. Проект по математическому развитию дошкольников: Формирование элементарных математических представлений у детей старшей группы с использованием занимательной математики
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Власова Наталья Михайловна. Викторина для среднего дошкольного возраста совместно родители и дети «Все работы хороши»
  • Аскерова Людмила Анатольевна Соломасова Тамара Николаевна. НОД по формированию математических представлений «Математическая игра» с элементами театрализованной деятельности как актуализация при «открытии» детьми нового знания для старшей группы
  • Петрова Наталья Павловна. Во что играют дети.
  • Сергунова Елена Валентиновна, Бридько Ирина Викторовна. Круглый стол «Закаливание. Что лучше: традиции или современные методы»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь