Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Абакана «Центр развития ребенка-детский сад «Светлячок»
Кригер Елена Михайловна, воспитатель Абакан 2016
Цель: создать условия для познавательной активности посредством классификации блоков Дьенеша.
Задачи:
- создать условия для классификации блоков Дьенеша с помощью кодового обозначения (познавательное развитие)
- обеспечить условия развития поисковой активности детей (познавательное развитие)
- обеспечить условия для выражения детьми своего мнения (социально-коммуникативное развитие)
- обеспечить условия для самостоятельного выбора партнера, материалов (социально-коммуникативное развитие)
- создать условия для побуждения детей к речевой активности, логического мышления, внимания (речевое развитие)
- создать условия для развития диалогической речи со сверстниками и воспитателем (речевое развитие)
- способствовать развитию навыков взаимодействия в группах (социально-коммуникативное развитие)
Организация детских видов деятельности:
- общение ребенка со взрослыми
- общение ребенка со сверстниками
- исследовательская деятельность (исследовательская практика).
Ход образовательной деятельности
Взрослый: ребята давайте сделаем круг. И вспомним нашу разминку. Дети проговаривают слова и одновременно выполняют гимнастику.
Собрались все дети в круг. Я — твой друг и ты — мой друг! Дружно за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся.
Мы по кругу пойдём. Хоровод заведём. (ходьба по кругу) С добрым утром, глазки! Вы проснулись?
С добрым утром, ушки! Вы проснулись? С добрым утром, ручки! Вы проснулись?
С добрым утром, ножки! Вы проснулись? Глазки смотрят. Ушки слушают,
Ручки хлопают, Ножки топают. Ура, мы проснулись!
Мотивационно-ориентировочный
(Изображение сороки и пяти замков).
Взрослый: Прилетела сорока и сообщила, что у трех поросят беда.
Рассказ сороки: Жили-были три поросенка Ниф, Наф, Нуф. Они дружили между собой и всегда ходили в гости друг к другу. И сегодня утром они собирались в гости к вам, им хотелось поиграть с вами. Но злая волшебница Гингема забрала их к себе «Фиолетовую страну».
Чтобы освободить их, надо пройти лабиринт, который закрыт на пять замков. На каждом замочке задание, если все замочки открыть, то можно освободить трех поросят.
Дети: прослушивают рассказ сороки и соглашаются помочь трем поросятам (условия для выражения детьми своих мыслей).
Взрослый: Поможем? Тогда в путь!
Основная часть
(Изображение замка №1; изображение Урфин Джюс и Бармалея; карточки и блоки Дьенеша).
Взрослый: Около первого замка стоят изображения Урфин Джюс и Бармалея. Для Урфина Джюса надо положить геометрические фигуры; квадраты, не красные, маленькие.
А для Бармалея; квадраты, красные, не маленькие.
Дети: разбирают геометрические фигуры и выполняют по задание. Называют: Урфина Джюса, (квадраты, синие, желтые, маленькие). Бармалея, (квадраты, красные, большые).
(Условия для развития самостоятельности и инициативы).
(Изображение замка №2; конверт с задачками, иллюстрации ответа с задачками).
Взрослый: Открыть второй замок можно решив правильно задачки (открывает конверт и читает).
1. На крыльце сидит щенок,
Греет свой пушистый бок. Прибежал еще один. И уселся рядом с ним.
(Сколько стало щенят?)
2. Утка морковку в корзине несла, Этой покупкой довольна была. Если морковку еще ей купить, Сколько их будет? Ты можешь сложить?
3. Стала курица считать
Маленьких цыпляток:
Жёлтых пять и черных пять,
А всего…
4. Внуку Шуре добрый дед Дал вчера семь штук конфет Съел одну конфету внук Сколько же осталось штук?
Ответ детей решение задач:
- Стало двое щенят.
- Две морковки.
- Десяток.
- Шесть.
(Условия для поддержки развития, стимулирования речевой активности).
(Изображение замка №3; геометрические фигуры: 4-х цветов (желтые, красные, зеленые, синие), 2-х размеров (большие и маленькие), 3-х форм (треугольной, квадратной, круглой).
Взрослый: В третьем замке «Игра с двумя обручами».
Посмотрите ребята на полу 2 обруча (синий и красный), в первом-красном обруче лежат красные фигуры (соответствующий символ), во втором- синем круглые (символ). По команде «фигура в домик», вы должны найти домик для своей фигуры.
У детей геометрические фигуры: 4-х цветов (желтые, красные, зеленые, синие), 2-х размеров (большие и маленькие), 3-х форм (треугольной, квадратной, круглой).
Дети бегают по группе. По команде «фигура в домик», дети должны найти домик для своей фигуры.
(Условия взаимодействия детей друг с другом. Условия для развития самостоятельности и инициативы).
Проблемная ситуация: В процессе решения этой задачи возникает проблема: есть предметы одновременно и красные и круглые, есть не красные и не круглые. Таким образом, дети приходят к выводу, что у обручей есть общая область (часть, которая находится внутри обоих обручей) и пространство, которое находится вне этих обручей.
(Условия для проявления поисковой активности).
Взрослый: Молодцы, вы справились. Но для того чтобы открыть замок, нужно ответить на четыре вопроса:
- Какие блоки лежат внутри обоих обручей? (красные, круглые)
- Внутри синего, но вне красного обруча? (круглые)
- Внутри красного, но вне синего? (красные)
- Вне обоих обручей? (не красные и не круглые).
Ответ детей.
(Изображение замка №4; счетные палочки Кюизенера; карточка-изображение домика; блоки Дьенеша).
Взрослый: Чтобы открыть четвертый замок нужно заселить домики жильцами. Но домики охраняют солдаты волшебницы Гингемы, которых нужно построить по росту.
Дети: Выкладывают разноцветные счетные палочки Кюизенера по высоте от самого высокого до самого низкого.
Взрослый: Теперь путь к домикам открыт и можно заселить первый этаж, четвертый, второй, третий (по схеме).
Дети: Заселяют домики жильцами (по схеме).
(Условия взаимодействия детей друг с другом. Условия для развития самостоятельности и инициативы).
(Изображение замка №5; изображение великого коллекционера Дедус; коробка; кубик деревянный, мячик резиновый, ключ железный, шарик пластмассовый, шарик пластилиновый; тазик с водой).
Взрослый: Ребята посмотрите великий коллекционер Дедус, он собирает разные интересные вещи. Давайте посмотрим, из чего они сделаны.
(кубик деревянный, мячик резиновый, ключ железный, шарик пластмассовый, шарик пластилиновый).
Дети: Называют разные вещи: кубик деревянный, мячик резиновый, ключ железный, шарик пластмассовый, и еще шарик, но он пластилиновый.
Взрослый: Как узнать, какие предметы здесь легкие, а какие тяжелые?
Ответ детей.
Вместе со взрослым дети приходят к выводу, что надо опустить предметы в воду и посмотреть, что плавает, а что утонуло.
Заключительная часть
Взрослый: Ребята, посмотрите, мы открыли все пять замков. Три поросенка Ниф, Наф, Нуф благодарят вас за освобождение от злой волшебницы Гингемы.
(В центре ковра мешочек, сверху записка; блоки Дьенеша).
Поросята приготовили и отправили вам подарок-сюрприз «Волшебный мешочек», и записку. Давайте прочитаем.
(Дети проходят на ковер, занимают места на стульчиках, и слушают записку).
* Я чудесненький мешочек Вам, ребята, я дружочек. Очень хочется мне знать, А вы любите играть?
Ребята вы хотите узнать, что мешке?
Ответ детей.
Правило такое: не подглядывать, а определить на ощупь, что там, в мешочке.
Дети: По очереди вынимают блоки из мешка, рассказывают, какой блок они достали. Называют все признаки, сравнивают, ищут сходство и различия.
(Условия для поддержки (развития, стимулирования речевой активности).
Рефлексивно-оценочный этап
Взрослый: Ребята, трудно было спасать поросят?
Возникли у вас трудности при выполнении задания? Как вы их преодолели? Что получилось легко и сразу?
Ответ детей.
|