Соловьева Марина Анатольевна МБДОУ Д/С К/В № 28 «Ручеек» г.о. Химки, мкр. Сходня Воспитатель высшей квалификационной категории мкр. Сходня, г.о. Химки, Московская область
Сочувствовать – это значит понимать чувства и мысли другого человека, переживать то, что переживает он. Способность к сочувствию является одним из свойств человека как общественного существа. Это социальное чувство ограничивает частный эгоизм людей, позволяет каждому поставить себя на место другого человека, увидеть в нем себе подобного.
При формировании у детей гуманных отношений необходимо, прежде всего, развивать способность к сопереживанию и переживанию. Речь идет об общей эмоциональности ребенка.
Согласно данным ряда исследований важнейшей причиной гуманного и негуманного поведения детей является их эмоциональное состояние (Л. А. Абравмян, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, С.Е. Кулачковская и др.). Свойственная маленьким детям бурная эмоциональная реакция на происходящее вокруг, а также потребность постоянно контактировать с людьми должны быть использованы для воспитания у них чуткости, внимания к сверстникам, младшим детям, окружающим людям.
В одних и тех же условиях дети ведут себя по-разному: одни заботливы, чутки, готовы тот час же прийти на помощь товарищу, успокоить его, пожалеть; другие равнодушны, эгоистичны, таких детей трогает только то, что касается их лично; третьи агрессивны по отношению к своим сверстникам, могут ударить, оскорбить, отнять игрушку. К сожалению, взрослые не всегда понимают, что рождение сочувствия начинается с малого – с простых, на первый взгляд, вопросов детей: «Тебе больно?», «Котенок-котенок, а тебе не холодно зимой без валенок?», «Почему ты печальный?», «Отчего ты так громко смеешься?». Дети чутко реагируют на проявления доброжелательности и недоброжелательности по отношению к ним, искренне тянутся у людям добрым, отзывчивым. Малыш может заплакать, если видит, что плачет его сверстник, у него искажается лицо, как от боли, если он видит, что больно другому. Что это? Подражание или искреннее сочувствие? Подруга успокаивает девочку, но та не перестает плакать, и вдруг подруга говорит ей: «Хочешь, я тоже упаду и разобью колено?». В таких словах и сочувствие, и желание ребенка разделить горе подруги, ее боль. С умения понять другого начинается путь к добру и справедливости.
Воспитатель должен обратить особое внимание именно на первые, порой незаметные попытки ребенка проявлять сочувствие к окружающим людям, он должен поддерживать его добрые намерения. В период дошкольного возраста ребенок переживает и сопереживает особенно искренне. Искренни и непосредственны его радость, смех, слезы, удивление, сожаление, печаль. Поэтому важно не упустить момент, не дать застыть быстро развивающейся детской душе.
Учить детей сочувствию следует как на положительных, так и на отрицательных примерах. Только при сравнении хорошего, доброго с плохим, злым формируются нравственные чувства ребенка.
Как указывает медико-педагогическая литература, в настоящее время перед воспитателями стоит целый ряд вопросов: как преподносить ребенку плохое? О чем он должен знать и о чем не должен? В каких случаях нужно вызвать у него сожаление, сочувствие к тем детям, которые, предположим, наказаны, в каких – нет? Почему ребенок должен сочувствовать тому, кто наказан? Нужно ли у сверстников вызывать отрицательное отношение к провинившемуся ребенку? В детском коллективе нудно воспитывать негативное отношение к плохому, но одновременно необходимо вызывать и чувства сожаления по поводу плохих поступков сверстников, желание предотвратить подобные поступки. И, конечно, ни в коем случае нельзя способствовать проявлению озлобленности у наказанного ребенка или чувства превосходства, злорадства у других детей. Дети хорошо знают, что наказание – это горько, неприятно, стыдно. Они сами это пережили, и, казалось бы, должны пожалеть своего товарища. А вот не жалеют. Почему? Их не научили сочувствию.
Чтобы вызвать у детей искреннее переживание, нельзя использовать одни и те же приемы, быть навязчивым, формальным, особенно, по отношению к воспитанникам которые часто нарушают нормы поведения. Важно воздействовать не только на сознание таких детей, сколько на их чувства. Тогда они научатся понимать других.
В дошкольном возрасте игра является одной из основных форм организации детской жизни, в процессе которой дети как-то влияют друг на друга, приобретают для себя жизненные привычки. Создание самостоятельных, самоорганизующихся детских коллективов – интересный объект для педагогического наблюдения, для изучения детских взаимоотношений, а собственно игровых навыков и умений детей.
И. Кононова считает, что процесс формирования и развития гуманных проявлений в сюжетно-ролевой игре очень сложен и многогранен. Он требует от воспитателя постоянного контроля и руководства. В своих исследованиях автор определяет задачи по достижению определенных результатов в работе по формированию гуманных отношений к окружающим:
- развивать у детей способность понимать состояние, настроение окружающих по выражению лица, интонации речи, эмоциям;
- стимулировать у дошкольников положительные эмоции, выражающие чувства доброжелательности и заботливого отношения к людям;
- формировать способы эмоционального содействия, умение утешать, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.
Для реализации этих задач, по нашему мнению, необходимо создание педагогических условий, т.е. организация предварительной работы:
- Ознакомление с художественной литературой, анализ текстов, рассматривание иллюстраций к произведениям
- Этические беседы по прочитанным произведениям, о нравственно-моральных качествах и сложившихся ситуациях во время совместной деятельности детей
- Рассматривание специально подобранных сюжетных картинок
- Пример проявления гуманного отношения со стороны воспитателя при организации учебно-воспитательного процесса, через оценку деятельности детей.
В исследованиях И. Кононова раскрывает сущность предварительной работы: «Если не уделяется должного внимания созданию условий для игровой деятельности и если знания детей о мире не обогащаются представлениями о разного рода взаимоотношениях между людьми, то они не овладевают умением согласовывать свои действия.
В результате действия носят в основном стереотипный характер, чаще всего они кратковременны, сюжет игры не развивается и не усложняется, а взаимоотношения весьма обеднены». [5, с.26].
Чтобы воспитать у детей сочувствие, желание совершить хороший поступок, вызвать у них стыд, раскаяние, когда поступил плохо, важно найти приемы, которые бы ставили ребенка на место другого, пострадавшего, заставляли его переживать то, что переживает другой. Большое значение здесь имеет художественная литература, искусство. Восприятие рассказа, сказки, ярких образных описаний взаимоотношений персонажей, их действий в разных ситуациях, влияние положительных и отрицательных поступков на эмоциональное состояние действующих лиц вызывает у детей непосредственный отклик: сочувствие и сопереживание не только друзьям, пострадавшим в беде, но и другим персонажам, не связанным дружескими взаимоотношениями. В этом процессе объединяется оценка персонажей, их поступков с эмоциональным к ним отношением. Положительные персонажи и герои художественных произведений вызывают у детей симпатию, чувство радости, желание подражать им. Воспитание сочувствия тесно связано с воспитанием у детей доброты, заботы о том, кто нуждается в помощи, в защите, кто слабее.
В педагогической литературе большое внимание отводится специальным беседам с детьми, которые строятся по определенному типу как ситуации целенаправленного общения. Беседы выявляют особенности понимания ребенком социально приемлемых норм взаимоотношений с другими детьми и особенности его эмоциональных переживаний во взаимоотношениях, возникающих в ходе практической деятельности. Они позволяют выяснить представления и суждения детей о дружбе, отзывчивости, взаимопомощи и познакомить с новыми более содержательными взаимоотношениями со сверстниками, обобщить положительные представления детей.
Целенаправленное, организованное общение ребенка со взрослым позволяет последнему уяснить нравственные критерии, которые доминируют в предпочтениях, мотивациях, оценках детей.
Методы и приемы, использованные педагогом для воспитания у детей гуманных чувств, должны способствовать развитию эмоциональности, умению видеть человека в каждом конкретном случае, понимать его внутреннее состояние и, соответственно, менять свое поведение.
Большую помощь в распознании эмоций других детей могут оказать специально подобранные сюжетные картинки, на которых изображены ситуации из жизни детей и взрослых. Опираясь на собственный эмоциональный опыт во взаимоотношениях с окружающими, дети на основе конкретных действий и переживаний персонажей раскрывают социально-нравственный смысл ситуации.
Одним из методов развития эмпатийных чувств является отношение воспитателя к фактам повседневной жизни детей. Вовремя обратить внимание детей на понимание самочувствия, настроения, эмоционального состояния своих же сверстников. От развернутого, последовательно осуществляемого восприятия и анализа всех условий деятельности ребенка к быстро возникающему предчувствию, вызываемому восприятием особо значимых признаков, — таков путь становления эмоциональной отзывчивости дошкольника.
Одна из важнейших задач воспитателя – понять индивидуальные особенности эмоционального опыта ребенка: какие предметы и события вызывают переживания чаще всего; насколько они сильны (длительны, устойчивы); в каких условиях они ослабляются и затухают.
Многие дети с развитой способностью переживать собственное страдание, горе, неудачу обнаруживают столь же яркое чувство сопереживания и сочувствия другому [6].
Значительно меньше сходства между эмоциональными проявлениями по поводу собственного успеха и переживаниями радости за другого. Радоваться успехам, благополучию другого ребенка труднее, чем сочувствовать горю [6].
Чтобы настроить детей определенным образом, вызвать определенную реакцию, взрослые должны сами эмоционально реагировать, показывать свое отношение к происходящего. И дети «заражаются» эмоциями окружающих их людей. Чувство доброты, любовь, которую сначала проявляют дети только к близким, постепенно распространяется и на других людей.
Возникающие у детей добрые чувства необходимо поддерживать, развивать, предоставляя ребенку возможность действовать. В противном случае чувства дошкольников быстро угасают, и вся проводившаяся взрослыми ранее воспитательная работа не принесет ожидаемых результатов.
Спасти, помочь, сделать доброе дело задаром – на это необходимо обратить внимание старших дошкольников. Маленькие дети стремятся к добрым поступкам ради похвалы, одобрения взрослых. Постепенно привычка поступать хорошо, делать добро перерастает у них в чувство заботы о другом человеке, становится их естественной потребностью.
В период дошкольного детства взрослый является для ребенка непререкаемым авторитетом. На многие предметы и явления окружающей жизни дети смотрят глазами взрослых, перенимая их взгляды и оценки. Все, что взрослый оценивает отрицательно, — дети считают плохим, то, что положительно – хорошим.
Воспитатель пользуется оценкой, выражая в ней свое отношение, как к конкретному действию, так и к личности ребенка, для того чтобы разъяснить смысл определенных поступков и, в конечном итоге, соответствующим образом повлиять на поведение дошкольников.
«При этом важным условием является выявление мотивов, которыми руководствовался ребенок в своих действиях.
Использование оценок с целью корректирования поведения детей требует от воспитателя тщательного анализа ситуации, выявления мотивов детских поступков, а также знания особенностей воздействия разного вида оценок на сознание ребят» [4, с. 41].
Это остается актуальным и при рассмотрении вопроса о влиянии оценки на процесс формирования взаимоотношений дошкольников.
Воспитатель должен знать, что ребенок редко совершает плохие поступки преднамеренно. Чаще всего, это либо следствие недостаточного нравственного опыта, либо неумение ребенка применять известное ему правило в новой ситуации. Если воспитатель будет постоянно давать отрицательную оценку неправильным с точки зрения морали поступкам, не вникая в мотивы, которыми руководствовался ребенок, то он в силу своего малого социального опыта так и не поймет, что в его поступке не удовлетворяет воспитателя или сверстников. В то же время в практике воспитатели встречаются со случаями, когда дети ходя и усвоили правила, регулирующие их отношения со сверстниками, но поступают вопреки ним. С одной стороны это является результатом неправильного воспитания в семье, вследствие чего у ребенка сложился отрицательный опыт поведения, с другой – эти поступки обусловлены постоянными отрицательными оценками воспитателя, усугубляющими негативизм ребенка, вызывающими желание сделать наоборот.
Педагог должен отрицательно оценивать неправильный поступок ребенка, но делать это надо наедине с ним, обязательно растолковав ему смысл совершенного действия, почему оно неверно. Необходимо, чтобы ребенок понял и осознал свои действия. В то же время любое положительное действие такого ребенка должно быть отмечено перед всей группой.
Воспитатель должен оценивать конкретный поступок. А не личность ребенка. Что касается поощрения, то в этом случае наряду с оценкой поступка обязательно нужно положительно оценивать личность ребенка. Если воспитатель будет подчеркивать положительные стороны личности ребенка, то и отношение всех детей к нему будет меняться в соответствии с оценками педагога.
Правомерность частого использования положительных оценок подтверждается психологическими и физиологическими исследованиями. Одним из условий формирования положительного отношения к деятельности является испытание радости успеха. Положительная оценка, как прямая, так и предвосхищающая, приносит ребенку ощущение радости успеха. По мнению В. Каминенко, оценка должна быть дифференцированной, педагог обязан учитывать уровень сформированности действий или качеств ребенка.
Содержание оценки должно раскрыть значимость действий и поступков детей для всей группы, всего коллектива. В этом случае оценка побудит ребенка к самосовершенствованию.
Таким образом, при систематической работе, направленной на воспитание гуманного отношения дошкольников к окружающим людям, у детей формируется гуманизм как нравственное качество. Иначе говоря, гуманизм входит в структуру личности как качественная ее характеристика.
Список использованной литературы:
- Абраменкова В.В. Роль совместной деятельности в проявлении гуманного отношения к сверстникам у дошкольников: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 1981.
- Антонова Т.В. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками. – Дошкольное воспитание, 1975, № 10, с, 34-38.
- Виноградова А.М. Становление нравственных чувств – основа духовного развития ребенка. // Детский сад А до Я. – 2004, № 5.
- Каминенко В. Роль оценки в формировании взаимоотношений старших дошкольников. //Дошкольное воспитание. – 1990, № 7.
- Кононова И. О взаимодействии детей пятого года жизни в игровой деятельности. //Дошкольное воспитание. – 1995, № 12.
- Кошелева А.Д. О контактах со сверстниками. //Дошкольное воспитание. – 1990, № 11, с.40-46.
|