Одна из главных проблем современного общества – воспитание гуманного подрастающего поколения. Особое внимание уделяется воспитанию у детей гуманного отношения к взрослым людям, сверстникам и природе, а также интереса к труду, различным видам деятельности: продуктивной, игровой, учебной.
Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции — сложный педагогический процесс. В основе его лежит правильное, гармоничное развитие чувств. [2]
Эмоциональное развитие детей обеспечивается благодаря систематическому, последовательному педагогическому управлению при обязательной деятельной активности личности. Программа педагогического управления эмоциональным развитием строится на основе закона о функциональном психофизическом единстве деятельности организма человека как целостной системы, о чем свидетельствуют работы известных психологов П.К. Анохина, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца. А также учитываются положения теории и педагогического стимулирования, выдвинутые З.И. Равкиным, В.А. Разумным, и когнитивной теории эмоций С.Л. Рубинштейна и др. [3]
Базовой категорией воспитания гуманности является понятие «гуманные чувства», то есть эмоциональное переживание реальных гуманных отношений и взаимодействий. Как качество личности гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми, установления межличностных отношений.
Отсюда вытекает первоочередная задача формирования у детей гуманных, доброжелательных чувств по отношению к сверстникам, которые бы побуждали к нравственно ценным поступкам, проявлению сочувствия, отзывчивости, доброты. Большая роль в этом направлении отводится педагогу. Он должен стать для детей ориентиром, эталоном доброты, понимания, сочувствия. То, как педагог будет относиться к детям, насколько профессионально сможет показать и оценить правильность поступка ребёнка, похвалить, подбодрить или высказать своё негодование, огорчение, зависит результат работы.
Воспитание гуманных отношений связано также с неуклонным ростом проблем взаимоотношений детей с окружающими в целом: повышением конфликтности, тревожности, агрессивности. Эмоциональный дискомфорт, формирующийся у многих детей на фоне сложной ситуации в семье и обществе, оказывает сильное влияние на способность ребенка воспринимать окружающее, заботиться о других людях.
А. В. Запорожец обращая внимание на факты нарушения детьми правил поведения, отмечал, что «дошкольники нередко поступают наперекор требованиям педагога не потому, что не знают или не хотят их выполнять, а потому, что не ориентируются на сверстников, не обращают внимания на их состояние, возникающие трудности, на их нужды и интересы».
Это положение имеет принципиальное значение для организации процесса нравственного воспитания дошкольников: первоочередной ставится задача формирования у них гуманных чувств по отношению к сверстникам, которые побуждали к нравственно ценным поступкам. Формирование же представлений о нормах и правилах поведения, требованиях педагога связывается с разъяснением заключенной в них моральной ценности с ориентацией на проявление доброжелательного отношения к окружающим.
В отечественной педагогике и психологии утвержден ведущий принцип воспитания и обучения в деятельности. В исследованиях П. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, С. П. Рубинштейна и других ученых обоснованы положения о ведущей роли практической деятельности в развитии психических процессов, организации и регуляции собственного поведения, в усвоении общественного опыта отношения к социальному окружению и взаимоотношений с людьми.
Так, А. Н. Леонтьев подчеркивает: «Какой бы частный процесс психической жизни ребенка ни взяли, анализ движущих сил его развития неизбежно приводит нас к основным видам деятельности ребенка, к побуждающим их мотивам».
«Если уделять внимание лишь формированию нравственных представлений, – пишет А. В. Запорожец, – не заботясь о практике взаимоотношений детей с окружающими людьми, могут возникнуть случаи «нравственного формализма», когда дети хорошо знают правила, нравственные нормы и даже правильно о них рассуждают, но сами эти нормы нарушают, не считаясь с интересами окружающих». Для предупреждения подобного расхождения знаний и реального поведения необходимо, чтобы «нравственные представления ребенка превратились в движущие мотивы его поведения. Чтобы у него возникло не только понимание, но и положительное эмоциональное отношение к своим нравственным обязанностям». [1]
Нормы морали не являются врожденными, а усваиваются ребенком в практике отношений с окружающими людьми и зависят от отношения к нему окружающих, от того, как его воспитывают, от социальной среды, в которой он живет. Немаловажную роль играют также общественные отношения, семейная атмосфера, эмоциональный климат в группе детского сада и другие социальные и экономические факторы.
В силу конкретности мышления дошкольнику недоступно освоение этих норм в общей абстрактной форме. Поэтому возникает задача конкретизации норм морали для понимания ребенком их смысла и воспитания опыта поступков, соответствующих нормам морали.
Взрослый «переводит» моральные нормы в правила, служащие ребенку регуляторами поведения, и действия, которые, с одной стороны, соответствуют этим нормам, а с другой – ситуациям, возникающим в повседневной жизни и заключающим в себе моральный смысл. [1]
В 3 – 4 года развивается механизм эмоционального предвосхищения: ребенок заранее представляет хорошо или плохо он собирается поступить. Если предполагаемый поступок не отвечает принятым нормам (взрослые не одобрят), у ребенка возникает состояние эмоциональной тревожности, под влиянием которой тормозится нежелательное действие.
В возрасте от 3-х лет у ребенка начинают формироваться первые представления о том, «что такое хорошо, а что такое плохо». Такие знания помогают «интеллектуализировать» чувства ребенка.
В 4-4, 5 года начинает возникать соподчинение мотивов, основанное на сознательно принятом намерении, которое побуждает деятельность ребенка вопреки существующим у него непосредственным желаниям.
Истинно нравственное воспитание характеризуется устойчивостью нравственных мотивов, потребностью в поведении такого рода. Такие мотивы, потребности формируются далеко не сразу. У детей дошкольного возраста нередко поступки, имеющие внешне нравственный характер, совершаются под влиянием эгоистических мотивов, боязни наказаний, в расчете на выгоду, награду.
Своевременное выявление негативных изменений в поведении ребенка позволяет помочь ему преодолеть возникшие трудности в общении с воспитателем и сверстниками и не дать развиться устойчивому эмоциональному неблагополучию. Хотя в этом случае следует говорить не о коррекции, а о профилактике непослушания ребенка в определенной ситуации.
Участие воспитателя в установлении доброжелательных отношений между конкретным ребенком и другими детьми группы поможет ему вернуть душевное равновесие, ощутить радость от совместной деятельности, самому организовать содержательную и интересную для других детей деятельность. А это, в свою очередь, будет способствовать тому, что ребенок быстрее овладеет необходимыми навыками, научится достигать поставленной цели.
Одним из способов формирования гуманных чувств у дошкольников может быть реализация программы «Дружные ребята», которая разработана авторским коллективом под руководством доктора педагогических наук Р.С. Буре. Программа направлена на воспитание гуманных чувств и дружеских отношений дошкольников. Задачи данной программы: создание в группах детского сада оптимальных условий для развития у детей гуманного отношения к окружающему миру, активного проявления доброжелательности, отзывчивости, сочувствия, формирования навыков положительных отношений со сверстниками. Также в программе поставлены задачи на каждую возрастную группу:
- вторая младшая группа: формирование у ребенка отзывчивости на конкретную ситуацию эмоционального неблагополучия сверстника;
- средняя группа: развитие обобщенных представлений о проявлении сочувствия к сверстнику, способности проникать в его эмоциональное состояние, формирование у ребенка умения проявлять гуманное отношение к сверстнику в соответствии со складывающейся ситуацией, а также осознание моральных норм, понимание их справедливости и личной значимости;
- старшая и подготовительная группы: центральная задача – формирование доброжелательного отношения к сверстникам в условиях совместной деятельности детей.
Дети должны научиться ориентироваться на эмоциональное состояние сверстников, учитывать их нужды, интересы, трудности. Постепенное осознание ребенком интересов и трудностей других способствует, по мнению авторов, воспитанию отзывчивости, доброжелательности, сочувствия к сверстникам, т.е. развитию социальных эмоций.
Таким образом, можно сделать вывод, что для решения задач нравственного воспитания необходимо организовывать деятельность таким образом, чтобы создать наибольшее количество условий, способствующих реализации заключенных в ней возможностей. Только в соответствующих условиях в процессе самостоятельной разнообразной деятельности ребенок учится использовать известные ему правила в качестве средств регуляции отношений со сверстниками.
Библиографический список
- Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. – М.: Мозаика — Синтез, 2011. – 80 с.
- Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. // Р.С. Буре, А.М. Виноградова, Г.Н. Година и др. / Под ред. Виноградовой А.М. 2-е издание – М.: Просвещение, 1999. – С. 3 — 33.
- Ежкова Н.С. Эмоциональное развитие ребенка в условиях семьи / Дошкольная педагогика: Петербургский научно-методический журнал. – 2011. – № 3. – С.54–56.
|