гульнара вагапова. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Знакомство с республикой Татарстан»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Знакомство с республикой Татарстан»Программное содержание:
1. Расширять и углублять знания о нашей многонациональной Родине. Познакомить детей с культурой татар: традициями, обычаями, бытом, национальными костюмами. Рассмотреть символику республики Татарстан: герб, флаг.
2. Воспитывать уважение и поддерживать интерес к татарскому народу, его культуре.
3. Развивать память, воображение, умение анализировать и делать вывод.
4. Закреплять умение детей отвечать полным ответом на вопрос, развивать диалогическую речь, обогащать речь детей словами по теме занятия.
Словарная работа:  Республика Татарстан, волжане, Поволжье, оборки, калфак, камзул, тюбетейка, пиала, чак-чак, Казань, джигит, бай, батыр.
Предшествующая работа.
Велась работа по формированию понятий большая и малая Родина.
Проводились наблюдения, целевые прогулки, экскурсии по территории  детского сада
Знакомили детей с расположением России на карте, с растительным и животным миром, с достопримечательностями страны.
В беседах и на занятиях дали понятие о многонациональности Родины. Знакомили с фольклором, играми разных народов России.
Подбор тематических стихов.
Организовали выставку книг на тему «История Казани».
Используемая литература:
«Путешествие по столице».
С. Гилязутдинов,  А. Гилязутдинова  «Казань в легендах».
Т.М. Салтыкова и др. «Казановедение»
Н.А. Кузьменко «Приезжайте к нам в Казань».
Ход занятия
Дети входят в зал под мелодию песни «Любимая Россия» (муз. А.Горева, сл. Ю. Кумыкова). Рассаживаются на стульчики, стоящие полукругом. Обращаю внимание на осанку.
- Ребята, в какой стране мы живём?
-  Покажите Россию на карте.
- Как называется город, в котором мы живём?
- Покажите его на карте.
- На берегу какой реки стоит наш город?
- Правильно. Волга – это одна из самых больших рек в мире.
- На берегах Волги живут разные народы. Какие? (Русские, мордва, татары, чуваши, марийцы, удмурты).
Живут в России разные народы с давних пор.
Одним – тайга по нраву, другим – степной простор.
У каждого народа язык свой и наряд.
Один - черкеску носит, другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья, другой – оленевод.
Один кумыс готовит, другой – готовит мёд.
Одним милее осень, другим милей весна.
А Родина Россия у нас у всех – одна. 
-  Сегодня я хочу пригласить вас на экскурсию в республику Татарстан.        
-  А вы хотите побывать в Татарстане?
-  Как нам это сделать?
-  На чём бы вы хотели поехать туда?
-  Вот мы и поедем на поезде.
(Дети поворачивают стульчики, садятся друг за другом и под звуки поезда  имитируют движения колёс. Затем снова поворачиваются лицом к воспитателю. Фоном звучит спокойная татарская мелодия.)
-  Вот мы и приехали в столицу Татарстана – город Казань.
Казань современный красивый город. Прибыли мы на железнодорожный вокзал. А сейчас вот на таком трамвае мы отправимся к сердцу Казани – Казанскому кремлю. Кремль – это очень древнее сооружение, которое стоит на берегу реки Казанки. Сейчас здесь работает президент Татарстана Шаймиев Минтимир Шарипович.
Татарстан – это республика, поэтому у неё есть свой флаг и герб.
-  Какие вы видите цвета на флаге? (Зелёный, белый, красный)
Зелёный цвет означает цвет весны, возрождения.
Белый – цвет чистоты;
Красный – это жизнь, сила.
-  На гербе изображен барс на фоне красного солнца. Барс считается покровителем республики Татарстан и её народа. Красное солнце – это успех, счастье, жизнь. Щит – это защищенность. Цветок астры символизирует долголетие.
Звучит татарская народная мелодия.
В зал подскоками вбегают девочка и мальчик в национальных татарских костюмах. Девочка здоровается на татарском языке, а мальчик на русском.
-  Кто вы и откуда?
Девочка читает стихотворение Сибгата Хакима на татарском языке, а мальчик тоже стихотворение на русском.
Спросили нас:
- От куда мы?
- Мы с Волги, из Казани.
Поит нас волжская вода,
Мы хлеб растим, пасём стада,
Качаем нефть, грузим суда
В свободном Татарстане.
-  Как вас зовут? (Рената и Дамир)
-  Ребята, обратите внимание  на то, как необычно одеты ребята. Посмотрите какое красивое платье у Ренаты.
-  А почему оно такое красивое? (Украшено оборками)
-  А это что? (Показываю на передник)
-  А у Дамира видите какая жилетка, а на голове необычная шапочка.   
Рената: Мы принесли вам подарок. (Отдаёт конверт)
- Спасибо. Ребята, присаживайтесь с нами. Давайте посмотрим, что в конверте. Здесь картинки с изображением национальных татарских костюмов.                                          Вот женский  костюм.  Посмотрите женщины носили платье с оборками. А сверху надевали жилетку, которая по-татарски называется камзул . Камзул расшивали разноцветными или золотыми нитками, бисером или украшали аппликациями из ткани . На голове женщины носили калфак . 
Это мужской костюм. Мужчины носили рубаху, штаны, а с верху надевали халат или так же камзул, который тоже был украшен вышивкой. А на голове носили тюбетейку (показываю), которая тоже украшалась вышивкой.
-   Как назывался головной убор у мужчин?
На ногах носили сапоги (ичиги) или лапти.
Такие костюмы носили давным-давно, когда большая часть татар жили в деревнях. Жили они в деревянных домах. Утром вставали и шли на работу. Мужчины обрабатывали поля, пасли стада, шили обувь, вырезали из дерева или лепили из глины игрушки (показываю). Женщины ткали рушники, салфетки, полотенца в национальном стиле .  шили одежду и украшали её.
А ребятишки помогали взрослым по мере сил и, конечно, играли.
-  Сейчас я предлагаю вам поиграть в национальную татарскую игру «Займи место» («Буш урын»)
-  А вечером вся семья собиралась за столом. Основой питания татар издавна были мука и крупа, с помощью которых они научились готовить много вкусных блюд: лапшу, ватрушки с творогом, мясом, ягодами, обжаренные в масле, беляши с мясом, картошкой, плов.
Заканчивался ужин чаепитием. Чай пили из самовара, наливали чай в пиалы . Чай татары пьют с молоком. Сначала наливают в пиалу молоко, потом заварку, потом кипяток. Обязательно наливали половину пиалы, чтобы гость по дольше посидел. И, конечно, пекли к чаю сладкие блюда. Например, чак – чак .
После ужина детей укладывали спать и рассказывали им сказки. Мы с вами тоже читали татарские народные сказки.
-  Скажите, какие сказки вам понравились больше всего?
-  Как называют в татарских сказках богатыря?  (Батыр)
-  А как называют молодого красивого ловкого человека? (Джигит)
-  Кто такой бай? (Богатый человек) .
-  Ребята, а вы помните с каких слов начинаются татарские сказки?
(В давние – давние  времена или давным – давно)
-  Сколько раз в сказках повторяется чудо? (Три раза)
-  Какими словами заканчиваются сказки? («И я на том пиру побывал, ай, хороший пир был», «И по сю пору, говорят, живут они справно да ладно. Вчера у них был, сегодня вернулся», «Угощали меня там на славу. Жаль одно по усам текло, а в рот не попало».)
-  Похожи татарские сказки на русские? (Да)
-  Правильно. Так же как и в русских  в татарских сказках добро побеждает зло, жадность и лень наказывается, щедрость и трудолюбие награждается.
-  Как вы думаете есть, что – то общего между русским и татарским народами?  (Сказки похожи, игры похожи, чай любим пить из самовара, любим плов, кисель, ватрушки и т.д.)
-  А почему? (Живём рядом и дружно).
-  Загостились мы, пора возвращаться.
(Дети снова поворачивают стулья, садятся друг за другом и под звуки поезда имитируют  движение колёс. Садятся лицом  к воспитателю.) .
-  Вот мы с вами вернулись в Детский сад. Где мы побывали?
-  Что мы там рассматривали? (Национальные костюмы)
-  Как называется головной убор у женщин? У мужчин?
-  Как называются чашки, из которых татары пьют чай?
-  Молодцы! Всё запомнили! Где же расположен Татарстан?
(В России, в Поволжье)
-  В нашем городе тоже живут татары, в нашей группе тоже есть татары. И не только татары, а дети других национальностей: украинцы, дагестанцы. И все мы живём дружно, вместе играем, веселимся, поём и любим свой родной город Казань.
А сейчас я предлагаю помыть руки и попробовать татарское блюдо чак-чак.

Просмотров: 668
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Тазалова Наталья Александровна. Конспект НОД по нравственно — патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста: «Какие народы живут в России»
  • Никулина Алина Викторовна. Краткосрочный проект во второй младшей группе «Сказки очень нам важны. Сказки очень любим мы»
  • Веселова Екатерина Анатольевна. СЦЕНАРИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КО ДНЮ РОССИИ «МЫ ЖИВЁМ В РОССИИ»
  • Катькалова Татьяна Вячеславовна Голер Ольга Сергеевна. Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе «Мы любим и знаем свой город на Волге»
  • Шишенкова Надежда. Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Мы живём в России»
  • Галина Алексеевна Кучумова. Непосредственно-образовательная деятельность посвященная дню независимости в старшей группе 'Мой Татарстан'
  • Марченко Ирина Петровна. Конспект открытого мероприятия – развлечения по теме «Воспитание интереса к истории и культуре родной страны через русские народные сказки при организации физкультурно – оздоровительной работы» «Путешествие по сказкам»
  • Долгих Светлана Борисовна. Развлечение ко дню России для младших дошкольников «Путешествие с колобком по сказочной карте России»
  • Рыбалко Людмила Николаевна. Праздник для дошкольников логопедической подготовительной группы «Поэты тоже были детьми»
  • Гимушина Ирина Камиловна. Тематическое занятие «Казань — Родина сынов — героев» (посвящённое 70-летию Победы в ВОВ)
  • Ватральская Оксана Валентиновна. Конспект НОД по ознакомлению с окружающим (краеведение) в подготовительной к школе группе. Тема: «Знай свой город»
  • Гумерова Людмила Викторовна. Авторское стихотворение от всех мужчин для всех женщин, сочиненное сердцем и чувствами женщины автор Гумерова Людмила Викторовна
  • Капитонова Светлана Витальевна. АКЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ «ВОДИТЕЛЬ, ТЫ ТОЖЕ РОДИТЕЛЬ»
  • Хафизова Гульнара Азгамовна. Дидактическая игра для детей дошкольного возраста 5-7 лет «Я ЗНАЮ СВОЙ ГОРОД!»
  • Михайлова Юлия Николаевна. «Будем все мы дружно жить – будем город свой любить!»
  • Филатова Ирина Григорьевна. Конспект НОД по социально-бытовой ориентировке в подготовительной группе для детей с нарушениями зрения «Они живут рядом с нами. (Насекомые)».
  • Лукина Светлана Николаевна. Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе на тему: «Родной город»
  • Смирнова Александра Никитична. Конспект НОД 'Много есть садов на свете, но такой, как наш, один'
  • Романова Светлана Витальевна. Открытое занятие по образовательной области физическое развитие «Ребята, давайте жить дружно»
  • Куйбан Светлана Олеговна. Конспект НОД в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР 5-6 лет на тему: «Как ребята помогли животным Африки подружится».
  • Светлана Баширова. В Казань на универсиаду!
  • Буйлова Галина Иннокентьевна. Конспект открытого занятия 'Русские народные сказки'
  • Малинина Татьяна Александровна. Конспект занятия «Ах, эти русские сказки» в подготовительной группе
  • Ялаева Дилара Айратовна. Русские народные сказки в системе патриотического воспитания детей дошкольного возраста
  • Зиянчурина Елена Владимировна. Сценарий развлечения для дошкольников 'Мы тоже имеем права'
  • Бусарова Юлия Анатольевна. Статья «Сказки вчера и сегодня»
  • Каиль Ольга Викторовна. Патриотическое воспитание через русские народные сказки для детей младшего дошкольного возраста.
  • Низамова Зульфия Небиулловна. Проект «Web Most Чебоксары-Казань-Шарья»
  • Миникаева Елена Николаевна. Развитие устной речи детей через русские народные сказки Тема: «Как играть со сказкой».
  • Сабитова Зульфия Абдулахатовна. Проект г. Казань – центр Татарской культуры



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь