- Горошникова Татьяна Сергеевна
- Егорова Марина Николаевна
воспитатели средней группы «Капитошка»
«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца». К. Паустовский
Актуальность темы:
Формирование исторических знаний по истории родного края — это сложный педагогический процесс, предполагающий совместную деятельность педагога, родителей и воспитанников. Только совместными усилиями мы можем избежать того, что у нас вырастут «Иваны, родства непомнящие». Региональный компонент – социально значим и необходим в работе с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, а значит стать созидателем своей малой Родины.
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.
В каждом городе есть свои особенности исторического развития, специфические черты культуры и природы, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства.
Помочь дошкольникам шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества, принять участие в созидательной деятельности – в этом заключается главный смысл работы по внедрению регионального компонента.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Академик Д.С. Лихачев писал: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, — значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, — значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, — он, как правило, равнодушен к своей стране».
С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
В законе Кемеровской области от 28 декабря 2000 г. № 110-ОЗ «Об образовании в Кемеровской области» в главе первой говорится о том, что
«национально-региональный компонент государственных образовательных стандартов определяет содержание, требования и объем знаний истории, природы, культуры, экономики, политико-правового устройства Кемеровской области в образовательных программах».
Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:
- сохранение, распространение и развитие исторической преемственности поколений, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов, проживающих в Кемеровской области, развитие культуры межэтнических отношений
- воспитание патриотов России и своей малой Родины – Кузбасса, высоконравственных граждан
- формирование у подрастающего поколения целостного миропонимания и современного научного мировоззрения
- систематическое обновление всех аспектов образования в рамках модернизации и реализации Федеральных Государственных Требований.
Проведенное среди детей и родителей воспитанников нашего ДОУ анкетирование показывает:
- к 5-6 годам у 70% дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию города, края;
- у 65 % детей отмечается низкий уровень знаний истории города, края;
- 80 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости;
- 40 % родителей затрудняются в знании истории города, края;
- 20 % родителей не знают и не хотят знать историю города и края.
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта: «Моя Родина — Кузбасс!»
Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Цель проекта:
Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.
Задачи проекта:
- Дать знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе.
- Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город.
- Расширить знания детей о флоре и фауне Кемеровской области.
- Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
- Познакомить с культурой и традициями Кемеровской области.
- Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
Образовательные области:
- Познание;
- Коммуникация;
- Социализация;
- Художественное творчество;
- Чтение художественной литературы;
- Музыка;
- Труд;
- Безопасность;
- Здоровье.
Направления проектной деятельности:
- Информационный блок: Переработка теоретических материалов, написание познавательных рассказов
- Технологический блок: Разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности с использованием развивающего обучения
- Организационный блок: Создание предметно – развивающей среды
Вид проекта: познавательный, групповой.
Участники: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы, музыкальный руководитель, педагоги дополнительного образования
Сроки реализации: в течение года.
Основной раздел программы: познавательное развитие
Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, непосредственно-образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром.
Обеспечение проектной деятельности:
Методическое:
- Ветохина А.Я., Дмитренко З.С., Жигналь Е.Н. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Е.С. Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.
- Закон Кемеровской области от 28 декабря 2000 г. № 110-ОЗ «Об образовании в Кемеровской области» И.В. Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.
- М.А. Всильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова «Программа воспитания и обучения в детском саду» Л.Н. Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Управление ДОУ 2006 № 8.
- Т.И. Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.
- М.Д. Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.
- Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.
- И.В. Жирякова «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.
- З.А. Ершова, Н.А. Краскина «Никто не забыт, ничто не забыто…»
- Материалы Интернет.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
- подбор исторической литературы;
- подбор произведений русского народного творчества;
- подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки);
- подготовка разного вида бросового материала;
- подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности;
- дидактические игры, сюжетно-ролевые игры;
- выставки книг, рисунков, поделок;
- создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала, приёмной (для родителей – информационные стенды, папки-раскладушки, буклеты);
- создание мини-музея «Русская изба».
Этапы проведения и реализации проекта:
I. Информационно-накопительный:
- Изучение интереса детей для определения целей проекта.
- Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
- Обращение к специалистам.
II. Организационно-практический
Проведение цикла познавательной непосредственно образовательной жеятельности, на темы: “Город Киселёвск – прошлое и настоящее», «Моя Родина – Кузбасс!»
Оформление альбомов “Достопримечательности моего города”, “Красная книга Кемеровской области”, «Птицы Кемеровской области»
Словотворчество с родителями «Сочини частушку о крае, городе»
Оформление дидактических игр по краеведению:
“Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Карта моего города», «Мой край родной», «Я — фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной»
Акция «Сделаем наш край чище» (совместно с родителями)
Лепка «Животные и птицы Кемеровской области»
Экскурсии и фотоэкскурсии по городу
Разучивание стихов, песен о Киселёвске, Кузбассе.
Оформление музыкального уголка в русских традициях
Оформление стенда «К 70-летию Кемеровской области»
Изготовление макета шахты.
Изготовление мини – музея «Русская изба»
III. Презентационно — завершающий
Непосредственно образовательная деятельность «Моя Родина – Кузбасс!»
Выставка продуктов детской деятельности, совместная деятельность «Родитель + ребёнок».
IV. Контрольно-рефлексивный
Подведение итогов.
Беседа «Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?»
Необходимые условия реализации проекта:
- интерес детей и родителей;
- методические разработки,
- интеграция со специалистами детского сада.
Предполагаемый результат:
- Итоговым результатом является диагностика, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, других видах деятельности.
- Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
- Освоение доступных знаний об истории родного края.
- Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
Гипотеза:
Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному краю, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории края, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил наш край, начнут проявлять интерес к событиям общественной жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта будут выполнены.
Методы проекта:
- наблюдение,
- совместные игры,
- анкетирование,
- познавательные НОД,
- беседы,
- экскурсии.
Стратегия осуществления проектной деятельности:
Данный проект реализуется в рамках МАДОУ «Детский сад №2 «Лучики» комбинированного вида в 2012 – 2013 учебном году с детьми старшего дошкольного возраста в специально организованной деятельности; совместной деятельности воспитателя и ребенка; самостоятельной детской деятельности; деятельности детей и родителей.
Приложение 1.
Содержание проектной деятельности
Тема Цель Творческие проекты (продуктивная деятельность детей);
вид деятельности
СЕНТЯБРЬ
Игра-путешествие
«Широка страна моя родная»
Закреплять и расширять знания о родном городе;
ознакомление с пространственными отношениями «Прочтение карты Кемеровской области»;
воспитывать чувство патриотизма и любовь к своей малой Родине. Конкурс рисунков «Наш город – глазами детей»
«Делу – время, потехе – час» Закреплять знание русского фольклора. Час общения.
Конкурс пословиц и поговорок.
ОКТЯБРЬ
«Государственная символика родного края» Формировать представления детей о государственных символах родного края – флаге, гимне, гербе; подвести детей к пониманию того, что символы не просто обозначают, а описывают раскрывают явления. Воспитывать любовь и чувство гордости к родному краю. Разучивание стихотворений о родном крае.
Экскурсия в библиотеку Познакомить детей с общественными зданиями района Афонино, их назначением расширять знания о профессиях работников социальной сферы, содержания и значимости труда для жителей города; воспитывать правила культуры поведения на улицах и в общественных местах; стимулировать у детей интерес и любовь к своему городу, заботу о его красоте и чистоте. Подклеивание книг в группе; изготовление детьми книжки — малышки.
НОЯБРЬ
Экскурсия «Путешествие по городу» Познакомить детей со своей малой родиной, улицами района Афонино, жилыми домами и общественными зданиями, их назначением; познакомить с историей возникновения улицы Лутугина;
уточнить знания детей о правилах поведения на улицах, о правилах дорожного движения, воспитывать чувство ответственности за свой город. Изготовление макета улицы Лутугина.
«Узнай, где я нахожусь?»,
«Русская изба» Приобщать детей к истории нашего народа, обустройству быта. Знакомство с домашней утварью, предметами быта прошлого времени. Сравнивать особенности старого и современного быта. Дидактическая игра «В русской избе» Изготовление мини-музея. Оформление музыкального уголка в русских традициях.
ДЕКАБРЬ
Экскурсия в аптеку Продолжить знакомить детей с общественными зданиями города, их назначением; расширять знания о профессиях работников социальной сферы, содержания и значимости их труда для жителей города; воспитывать любовь к своему городу. Изготовление атрибутов для сюжетно — ролевой игры «Аптека»;
Сюжетно — ролевой игра «Аптека»
«Моя Родина — Кузбасс!» Воспитывать у детей патриотические чувства, любовь и уважение к Родине. Конкурс рисунков «Мы в крае Кузнецком живем». Совместная деятельность детей и родителей.
ЯНВАРЬ
Игра – путешествие «Кемерово – столица Кузбасса» Формировать у детей понятия о столице Кузбасса; воспитывать патриотические гражданские чувства. Беседа
«К 70-летию Кемеровской области» Познакомить родителей и детей с историей образования края и его достижениями. Круглый стол. Час общения.
Оформление стенда для родителей.
ФЕВРАЛЬ
Экскурсия в отличный музей боевой славы киселевчан и моряков Балтийского флота имени Почетного гражданина города Киселевска В.Д. Рычкова МБОУ «ООШ № 35»
«Боевая слава нашего народа» Сформировать представление о героизме, подвиге. Воспитывать интерес к истории родного города, чувство любви и патриотизма
Фото — экскурсия.
Игра – соревнование «Вместе с папой» Развивать силу, ловкость, быстроту, воспитывать чувство коллективизма, настойчивости в достижении поставленной цели. Изготовление подарков папам к празднику «День защитника отечества» (самолетики)
МАРТ
«Флора и фауна Кемеровской области» Углублять и конкретизировать представления о животном и растительном мире края. Лепка «Животные и птицы Кемеровской области
«Предприятия родного города» Расширять знания о предприятиях города, изготавливаемой продукции. Изготовление макета шахты.
АПРЕЛЬ
Игра – соревнование
«Найди отличия» Сравнивать особенности старого и современного города. Две команды. Кто больше назовет отличий тот и победитель.
«Птицы Кемеровской области» Формирование знаний о птицах Кемеровской области, поиск необходимой информации совместно с родителями. Изготовление альбома;
Д/И «Собери картинку»,
МАЙ
«Достопримечательности родного города» экскурсия к памятнику «Мужеству — посвящается» Закрепить знания детей о достопримечательностях города. Познакомить с понятием архитектура и архитектурными памятниками города. Конкурс рисунков.
Экскурсия в магазин Познакомить детей с общественными зданиями города;
расширять знания о профессиях работников социальной сферы;
воспитывать культурные навыки поведения на улице и в общественных местах;
стимулировать у детей интерес и любовь к своему городу; оздоровить детей в процессе пешеходных экскурсий. Аппликация «Магазин игрушек»
Сделаем наш край чище Воспитывать любовь к родному краю, приучать следить за чистотой, развивать творчество. Выставка поделок из бросового материала совместно с родителями
ИЮНЬ
«Знай и люби родную природу» Вызвать желание больше узнать об особенностях природы края, учить сопереживать вместе с природой ее радость и печаль. Прогулка
Разучивание стихов, загадывание загадок о родной природе.
«Веселые старты» Способствовать повышению эмоционального тонуса, укреплению здоровья Спортивные соревнования
ИЮЛЬ
«Кузбасс спортивный» Закрепить знания о спортивных сооружениях и различных видах спорта. Вызвать чувство гордости за спортсменов родного края, вызвать желание заниматься спортом. Малые олимпийские игры.
Дидактические игры «Кому, что нужно для работы», «Угадай профессию» Учить, детей отличать профессии города от профессий села.
АВГУСТ
Беседа «Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?» Выявление усвоенных знаний детьми. Анкета для детей «Что ты знаешь о своем крае?»
Сюжетно – ролевая игра «Шахтер» Углублять знания о труде работников шахты, помогать детям налаживать взаимодействия в совместной игре, развивать сюжет. Расширить знания детей о празднике «День шахтера»
Оформление фото – выставки «Мой папа шахтер».
Итоговое родительское собрание. Круглый стол
«Родной свой край люби и знай». Выявление усвоенных знаний родителями. Анкета для родителей
«Наш край».
Сюжетно – ролевая игра «Шахтер»
Приложение 2
Сюжетно – ролевая игра: «Разрез»
Цель: Продолжать расширять знания детей о предприятиях города, работниках разреза. Помочь детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей.
Роли
Ролевые действия
Ролевые диалоги Создание условий для игровой деятельности
Сюжетные линии Связь игры с разделами программы
Окружающий мир Ручной труд
Начальник Выдает наряд на выполнение работ Сегодня необходимо выдать 5 тон угля на угольный склад Кабинет, книга нарядов, ручка, каска белая Подписывание разных документов, путевок
Беседа «Наш угольный край» Аппликация «Грузовая машина с углем»
Мастер Контролирует работу за качество выполненной работы, несет ответственность за рабочего Проверяет и отзванивается начальнику о выполнении данной работы
Необходимые атрибуты: путевка, каска белая Помогает рабочим Беседа «Все профессии нужны, все профессии важны»
Водители Ведёт машину, рулит, подаёт сигнал, устраняет неполадки
Перевозит груз, ведёт машину. Работники общаются между собой во время обеда и по рации
Необходимые атрибуты: путевка,
инструменты аптечка, каска Ремонтируют свои белазы Изготовление
Макета «Разрез»
Машинист бульдозера Управляет бульдозером, сгребает в кучу уголь, на угольном складе
Экскаваторщик Управляет экскаватором, добывает уголь нагружает уголь в кузов. Работники общаются между собой во время обеда и по рации
Необходимые атрибуты, экскаватор «уголь»
Бензоправщик Заливает в машину бензин, Устанавливает очередь.
- Сколько литров бензина вам нужно залить? Бензоправка, касса, чеки Заказывает бензин
диспетчер Даёт указания об отправлении машины.
Объявляет маршрут. Посылает контролёров узнать все ли в порядке Внимание белаз номер 8, отправляется за углем, бульдозер №10 отправляется на угольный склад Рупор, необходимые атрибуты.
Медсестра Осматривает работников, выдает пропуски водителям, Проходите пожалуйста, возьмите ваш пропуск.
- Что у вас случилось? Медицинский кабинет, необходимые атрибуты оказывает первую медицинскую помощь
Сюжетно – ролевая игра: «Шахта»
Цель: Продолжать расширять знания детей о предприятиях города, работниках шахты. Помочь детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей.
Роли
Ролевые действия
Ролевые диалоги Создание условий для игровой деятельности
Сюжетные линии Связь игры с разделами программы
Окружающий мир Ручной труд
Начальник Выдает наряд на выполнение работ Сегодня необходимо добыть 2 тонны угля Кабинет, книга нарядов, ручка, каска белая Подписывание разных документов, путевок
Беседа «Мы в крае Кузнецком живем». Аппликация «Мой папа шахтер»
мастер Контролирует работу за качество выполненной работы, несет ответственность за рабочего Проверяет и отзванивается начальнику о выполнении данной работы
Возьмите пожалуйста ваш фонарь и самоспасатель
Общаются между собой Необходимые атрибуты: путевка, каска белая Помогает рабочим Беседа «Все профессии нужны, все профессии важны» Изготовление
Макета «Шахты»
ламповщица Отмечает спуск подъем рабочего с шахты Кабинет в котором находятся самоспасатели и фонари Уборку в своем кабинета, заряжает фонари.
рабочие Выполняют работу по наряду начальника Необходимые атрибуты, каска, роба, рабочие инструменты
Медсестра Осматривает работников, выдает пропуски на спуск в шахту Проходите пожалуйста, возьмите ваш пропуск.
- Что у вас случилось? Медицинский кабинет, медикаменты, медицинское оборудование оказывает первую медицинскую помощь
Приложение 3
Анкета для детей «Что ты знаешь о своем городе?»
- Как называется наша страна?
- Как называется город, в котором ты живешь?
- Кто основал наш город?
- Сколько городу лет?
- Какие главные улицы и площади ты знаешь?
- Как называется улица, которой ты живешь? Почему она так называется?
- Памятники, каким знаменитым людям, прославившим наш город, ты знаешь?
- Каких великих людей, прославивших наш город, ты знаешь?
- Откуда ты это знаешь? Кто тебе об этом рассказал?
- Что бы ты еще хотел узнать о нашем городе?
Анкета для родителей «Наш город»
- Проявляет ли Ваш ребенок интерес к нашему городу?
- Как проявляется этот интерес?
- Что именно больше всего интересует Вашего ребенка (улицы и площади, памятники, исторические места, парки и т.д.)?
- Интересуется ли Ваш ребенок историей нашего города? В связи с чем?
- Как часто Вы совершаете экскурсии с детьми по нашему городу?
- Какую помощь Вы хотели бы получить от детского сада по данному вопросу.
|