Годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца. В.А.. Сухомлинский.
Что значит воспитатель? На что же он похож? Бывает – «в поле травка», Бывает – «сытна рожь».
Малышу необходима няня, всем детям необходимы воспитатели – это знают все. Но, из принявших на себя данную роль, не многие понимают, почему и для чего так необходим воспитатель. Многие данную функцию сводят к тому, чтобы дать детям какой-то круг представлений, знаний и навыков; трудовых, творческих, учебных…
По моему глубокому убеждению, из опыта работы воспитателем более семнадцати лет, существеннейшая из функций воспитателя – способствовать социальной адаптации ребёнка, исходя из его возможностей. Тогда в ребёнке будет сбалансировано чувство уверенности, самостоятельность и чуткость, отзывчивость и доброта. А вот открытие возможностей ребёнка происходит ежедневно. Нужно только внимательно слушать своих воспитанников, спокойно и деликатно общаться с ребёнком. Ни в коем случае не давить – ни силой, ни авторитетом, ни знаниями, ни умениями не подавлять! Быть с ним вместе! Если стать над ним, то только, чтобы защитить его, или, если ребёнок умышленно совершает что-то плохое. Надо знать, что он может, а что в данный момент пока ему недоступно. При любом воздействии – прежде всего, знать и брать во внимание его возможности. Так постепенно можно развить в себе контроль за своим общением с детьми, а это обогащает каждого заинтересованного воспитателя собственными педагогическими находками.
Я проживаю жизнь вместе с детьми. Они учат меня смотреть на мир их глазами, ощущать любовь и излучать доброту.
Недавно, возвращаясь с работы, я забыла в машине свою сумочку; муж принёс и удивился:
- Что у тебя в ней? Такая тяжёлая!
Я задумалась и решила проверить: все ли в ней мне нужно? Стала разбирать: вот лоскутки – мы с девочками собираемся обновить гардероб куклам – это мне надо, вот засвеченная фотоплёнка – будем с детьми вырезать цветные картинки, обклеивать края фотоплёнкой и делать свой мультфильм – это мне обязательно нужно; вот витражные краски – будем рисовать витражи, вот коробка с бусинами – хотим сделать украшения в «уголок ряженья».
Сшила платочки для танца – будем выступать (не забыть погладить и взять с собой). А это что за бутылочки из-под йогурта?
- Ах, да, это для мини-театра.
Вот примерный и далеко не полный перечень того, что лежит в сумочке воспитателя.
Муж улыбнулся:
- Счастливая, тебе жить не скучно.
И, правда: живя детскими интересами, каждый день, видя детские улыбки, их ясные глаза, чувствуешь огромный заряд сил и желание творить. И большое счастье, что моя семья поддерживает все мои планы, гордится профессиональными успехами, помогает в реализации поставленных задач.
Я благодарна Судьбе, что она семнадцать лет назад привела меня в детский сад. И хотя раньше я не думала, что это моё призвание, на сегодняшний день я не хочу другой профессии. В 2011году «за значительные успехи в воспитании детей дошкольного возраста, совершенствование воспитательного процесса в свете современных достижений медицины, культуры и искусства, большой личный вклад в формирование нравственных основ детей» я была награждена Почётной грамотой от Министерства образования и науки Российской Федерации.
Не секрет для всех воспитателей, что по ночам частенько нам снятся дети, что с уходом домой наша работа не заканчивается. Это и значит: проживать жизнь со своими воспитанниками.
Я живу в селе, часто встречаю своих воспитанников и выпускников на улице. Всегда они окликают, приветствуют, подбегают поздороваться, обняться, рассказать о своих успехах. Это для меня главная награда и подтверждение, что годы, проведённые в детском саду, помогли моим воспитанникам вырасти открытыми, добрыми людьми.
|