Хазиева Юлия Николаевна. Консультация для воспитателей и родителей «Влияние стиля воспитания на самооценку дошкольников»

Консультация для воспитателей и родителей «Влияние стиля воспитания на самооценку дошкольников»

Проблема становления и развития самооценки является одной из центральных в психологии. Любому воспитателю часто приходится сталкиваться с детьми с чрезмерно завышенной, либо заниженной самооценкой. Адекватная самооценка позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень и направленность его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими. Начав формироваться еще в раннем детстве, когда ребенок начинает отделять себя от окружающих людей, она продолжает видоизменяться на протяжении всей жизни, становясь все более критичной и содержательной.

Традиционно основным институтом воспитания, развития и социализации ребенка считается семья. Именно в семье закладываются основы личностного развития ребенка, его самооценки. При этом семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора ее становления.

 

На разных стадиях жизни человека последовательно меняются его функции и статусы в семье. Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка превышает любое другое воспитательное воздействие, преломляет через призму собственных ценностей и норм влияние образовательных учреждений, общественных организаций, друзей, литературы и искусства. Родители, являясь первичной социальной средой для ребенка, оказывают наиболее весомое влияние на становление и формирование многих черт личности, а также и на формирование самооценки.

Всё чаще заметны дети, родители которых выбирают крайние, дисгармоничные стили воспитания, забывая о «золотой середине». Авторитарный и либеральный стили воспитания в семье несут в себе «бомбу замедленного действия».

Так, дисгармоничные стили семейного воспитания, проявляющиеся в авторитарном отношении к детям, а именно в проявлении гиперопеки, отношения к детям по типу «симбиоза», формировании у ребенка чувства тревожности, конфликтности в семье и чувства его неполноценности в семейной ситуации или либеральном (попустительском) отношении к дошкольнику (проявлении гипопротекции, эмоциональном отвержении и т.п.) обусловливают формирование неадекватной (завышенной или заниженной) самооценки у детей дошкольного возраста.

В качестве конкретных рекомендаций родителям по формированию адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста можно предложить следующее.

Необходимо убрать из обихода негативное оценивание личности ребенка, его качеств, возможностей и т.д.

Критике должны подвергаться только те действия, которые являются неверными, ошибочными и являются результатом необдуманного выбора и поступка.

Родителям следует научиться проводить грань между оцениванием личности ребенка и его поступков. Здесь речь идет о том, что, если ребенок совершил тот или иной поступок, то оценку необходимо давать именно ему, а не в целом говорить ребенку, что он плохой, ни на что неспособен и т.д.

Сам же процесс оценивания со стороны родителей, придерживающихся авторитарного стиля воспитания, должен быть ослаблен.

Необходимо дать возможность детям наслаждаться процессом игры, освоения образовательной программы и т.д. Если постоянно давать оценку его действиям, то это чревато поселением в ребенке неуверенности в собственных силах, отсутствие ощущения благоприятной обстановки в семье и т.д., что наблюдается у ряда испытуемых детей.

Следует понимать, что попытки отдельными детьми компенсировать эту неуверенность и неверие в него, могут привести к появлению у него, наоборот, неадекватно завышенной самооценки, что наравне с заниженной не является нормой.

Родители детей, которые практикуют авторитарный стиль воспитания, должны отказаться от навешивания ярлыков на своих детей. Родители именно с таким стилем воспитания наиболее часто это делают.

Любовь к детям не должна измеряться тем, насколько он, по мнению родителей, хорош, способен и т.д. Родители должны его любить уже за то, что он есть и стремиться к доверительным отношениям, заинтересованности в делах ребенка и т.д.

Негативная оценка личности ребенка должна быть исключена из воспитания. Особенно ярко это проявляется в семьях, где родители используют авторитарный стиль воспитания, а также относятся к ребенку как к маленькому неудачнику. Это может в целом блокировать развитие личности ребенка.

Обязательным условием для формирования адекватной самооценки будет являться организация совместной деятельности с ребенком – прогулки, игры, занятия, посещение мероприятий и т.д. Особенно это касается родителей, которые придерживаются либерального (попустительского) стиля воспитания.

Просмотров: 616
Категория: По направлениям » Для детского сада » Обучение педагогов




Другие новости по теме:

  • Миронова Ирина Владимировна. ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
  • Кияница Лариса Анатольевна. «Здоровьесберегающая среда как средство воспитания, развития и социализации ребенка»
  • Юлия Торохова. Укрепляем физическое и психическое здоровье ребенка Задачи воспитания и развития детей
  • Бруёк Анна Александровна. «Значимость семейного воспитания в жизни ребенка».
  • Юшкова Светлана Ивановна. Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие адекватной самооценки у старших дошкольников
  • Колесниченко Ирина Григорьевна. Становление личности ребенка в семье
  • Анна Ивановна Воробьёва. Консультация для родителей: 'Родители и речь ребенка'
  • Бунина Зоя Георгиевна. Консультация для педагогов и родителей «Конструктивные позиции родителей – важнейшее условие воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
  • Солопова Наталья Александровна. Влияние сказки на формирование личности ребенка.
  • Редактор. Семья - это когда вместе - Совместная деятельность как основа воспитания в семье
  • Халюкова Ия Юрьевна. Консультация для родителей «Задачи и содержание музыкального воспитания детей в семье»
  • Ирина Грачева. Родительское собрание в старшей группе на тему: Влияние детско-родительских отношений на становление различных сторон личности ребенка-дошкольника
  • Кикоть Елена Александровна. Формирование личности детей средствами физкультурного воспитания
  • Дмитриева Надежда Михайловна. Роль эстетического воспитания ребенка дошкольного возраста и его отражение в авторских сказках Дмитриевой Н.М (Доры Люкс)
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Михляева Дарина Владимировна. ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ ДОШКОЛЬНИКА
  • Замуруева Лариса Викторовна. Формирование творческой личности ребенка дошкольного возраста через театрализованную деятельность в ДОУ.
  • Архипова Алла Германовна. Дошкольное образование – платформа воспитания и развития личности
  • Шадрина Екатерина Владиславовна. Влияние народного фольклора и сенсорного воспитания на развитие речевой деятельности детей 3 года жизни.
  • Корнева Татьяна Александровна. Развитие ребёнка в семье и важные моменты семейного воспитания
  • Решедько Татьяна Николаевна. Влияние экологического воспитания на развитие нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста.
  • Плехова Яна Александровна. Перспективный план по самообразованию «Приобщение ребенка к социальному миру посредством правового воспитания»
  • Евстафьева Елена Борисовна. Игра — основа детского воспитания по Фребелю и врата в мир познания ребенка по ФГОС ДО.
  • Сафроновой Марины Геннадьевны. Консультация для родителей дошкольников: «Влияние сказок на нравственное и эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста»
  • Курсова Кристина Андреевна. Формы, методы и средства воспитания детей среднего дошкольного возраста в неполной семье
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Тютерева Наталия Валерьевна. Активизация речевого общения, как фактор становления личности ребенка
  • Оносова Ольга Аркадьевна. Развитие личности ребенка в общении - информация для родителей
  • Фукалова Ирина Александровна. Педагогическая статья «Развитие социальных качеств личности ребенка дошкольного возраста»
  • Кудрявцева Елена Алексеевна. Формирование ребенка 6-7 лет как личности.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь