Проблема становления и развития самооценки является одной из центральных в психологии. Любому воспитателю часто приходится сталкиваться с детьми с чрезмерно завышенной, либо заниженной самооценкой. Адекватная самооценка позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень и направленность его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими. Начав формироваться еще в раннем детстве, когда ребенок начинает отделять себя от окружающих людей, она продолжает видоизменяться на протяжении всей жизни, становясь все более критичной и содержательной.
Традиционно основным институтом воспитания, развития и социализации ребенка считается семья. Именно в семье закладываются основы личностного развития ребенка, его самооценки. При этом семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора ее становления.
На разных стадиях жизни человека последовательно меняются его функции и статусы в семье. Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка превышает любое другое воспитательное воздействие, преломляет через призму собственных ценностей и норм влияние образовательных учреждений, общественных организаций, друзей, литературы и искусства. Родители, являясь первичной социальной средой для ребенка, оказывают наиболее весомое влияние на становление и формирование многих черт личности, а также и на формирование самооценки.
Всё чаще заметны дети, родители которых выбирают крайние, дисгармоничные стили воспитания, забывая о «золотой середине». Авторитарный и либеральный стили воспитания в семье несут в себе «бомбу замедленного действия».
Так, дисгармоничные стили семейного воспитания, проявляющиеся в авторитарном отношении к детям, а именно в проявлении гиперопеки, отношения к детям по типу «симбиоза», формировании у ребенка чувства тревожности, конфликтности в семье и чувства его неполноценности в семейной ситуации или либеральном (попустительском) отношении к дошкольнику (проявлении гипопротекции, эмоциональном отвержении и т.п.) обусловливают формирование неадекватной (завышенной или заниженной) самооценки у детей дошкольного возраста.
В качестве конкретных рекомендаций родителям по формированию адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста можно предложить следующее.
Необходимо убрать из обихода негативное оценивание личности ребенка, его качеств, возможностей и т.д.
Критике должны подвергаться только те действия, которые являются неверными, ошибочными и являются результатом необдуманного выбора и поступка.
Родителям следует научиться проводить грань между оцениванием личности ребенка и его поступков. Здесь речь идет о том, что, если ребенок совершил тот или иной поступок, то оценку необходимо давать именно ему, а не в целом говорить ребенку, что он плохой, ни на что неспособен и т.д.
Сам же процесс оценивания со стороны родителей, придерживающихся авторитарного стиля воспитания, должен быть ослаблен.
Необходимо дать возможность детям наслаждаться процессом игры, освоения образовательной программы и т.д. Если постоянно давать оценку его действиям, то это чревато поселением в ребенке неуверенности в собственных силах, отсутствие ощущения благоприятной обстановки в семье и т.д., что наблюдается у ряда испытуемых детей.
Следует понимать, что попытки отдельными детьми компенсировать эту неуверенность и неверие в него, могут привести к появлению у него, наоборот, неадекватно завышенной самооценки, что наравне с заниженной не является нормой.
Родители детей, которые практикуют авторитарный стиль воспитания, должны отказаться от навешивания ярлыков на своих детей. Родители именно с таким стилем воспитания наиболее часто это делают.
Любовь к детям не должна измеряться тем, насколько он, по мнению родителей, хорош, способен и т.д. Родители должны его любить уже за то, что он есть и стремиться к доверительным отношениям, заинтересованности в делах ребенка и т.д.
Негативная оценка личности ребенка должна быть исключена из воспитания. Особенно ярко это проявляется в семьях, где родители используют авторитарный стиль воспитания, а также относятся к ребенку как к маленькому неудачнику. Это может в целом блокировать развитие личности ребенка.
Обязательным условием для формирования адекватной самооценки будет являться организация совместной деятельности с ребенком – прогулки, игры, занятия, посещение мероприятий и т.д. Особенно это касается родителей, которые придерживаются либерального (попустительского) стиля воспитания.
|