Одним из приоритетных направлений коррекционно—развивающей работы в группе для детей с нарушениями зрения является развитие зрительного восприятия, мелкой моторики, ориентировки в пространстве. Дети с косоглазием и амблиопией испытывают значительные трудности при восприятии объектов. Восприятие характеризуется замедленностью, фрагментарностью, носит неточный характер, поэтому практический опыт детей с нарушением зрения значительно беднее, чем у их сверстников с нормальным зрением. Из вышесказанного следует, что для детей дошкольного возраста необходимо организовывать и проводить индивидуальные и подгрупповые занятия по развитию социально бытовой ориентировки, развитию зрительного восприятия. Как правило, дошкольники активны, любознательны, проявляют интерес к окружающему, а данный возрастной период является сензитивным к обучению.
Скачать конспект
У детей с косоглазием и амблиопией за счет ограниченных зрительных возможностей затруднена ориентировка в пространстве. Недостаточность зрительно-двигательной ориентации обуславливает наличие ошибок при определении правой и левой сторон, обозначении пространственного расположения в микроплоскости, овладении пространственными терминами.
Работая над проблемой – коррекции нарушения зрения, считаю, что одним из эффективных средств развития зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, развития мелкой моторики может стать игровое пособие «Радужная мозаика».
В нем использовано игровое поле, состоящее из нескольких частей, соединенных между собой молнией, пуговицами, шнуровкой, кнопками. Формирование мелкой моторики приобретает у детей дошкольного возраста одно из главных значений в общем комплексе коррекционных мероприятий.
В игровом пособие ярко выражена наглядность, в виде полосок одинаковой величины разных цветов спектра, больших и маленьких кармашков разных цветов спектра, набора бабочек разных цветов, изображения предметов разной величины и разного цвета.
Я начала использовать в своей работе по коррекции зрения это дидактическое пособие, которое впоследствии усовершенствовалось, добавлялись элементы, разрабатывались упражнения, которые делают игру интересной, эмоционально — окрашенной, развивают цветовосприятие, совершенствуют мелкую моторику рук и развитие зрительно- двигательной координации и конечно исключают монотонность и скуку.
Общие цели и задачи к игровому пособию:
- Формирование и развитие цветовосприятия
- Развитие умения сравнивать предметы по величине
- Совершенствование мелкой моторики рук и развитие зрительно- двигательной координации.
- Формирование и развитие ориентировки в микропространстве
- Формирование и развитие социально-бытовой ориентировки
- Формирование навыка составления самостоятельных рассказов повествовательного, описательного и творческого характера.
- Активизация ряда психических процессов: восприятия, памяти, воображения.
- Формирование умения сотрудничать друг с другом (работать парами) и с взрослыми
Данное игровое пособие состоит из нескольких частей.
- Игровое поле, состоящее из нескольких частей, соединенных между собой молнией, пуговицами, шнуровкой, кнопками.
- Игровое поле с липучками и семью полосками одинаковой величины разных цветов спектра: красная, оранжевая, желтая, зеленая, голубая, синяя, фиолетовая.
- Игровое поле, поделенное на семь частей, прикрепленных между собой шнурками разных цветов. На каждой из частей основные оттенки цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового.
- Игровое поле с липучками. Набор бабочек разных цветов (9 штук)
- Большие и маленькие кармашки разных цветов спектра, соединенные между собой пуговицами и кнопками: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
- Изображения предметов разной величины и разного цвета.
Основные функции игрового пособия «Радужная мозаика».
Игровое пособие «Радужная мозаика» является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью. Воспитатель заботится об усложнении игры, придумывает различные упражнения, расширении их вариативности. Если у ребят угасает интерес можно вместе с ними придумать более сложные правила.
Развитие связной речи:
- учить строить фразы, последовательно излагать мысли, правильно по смыслу употреблять слова
- учить детей строить высказывания, состоящие из предложений (Пошел цыпленок … Там он встретил… Они стали…)
– учить детей связно, последовательно рассказывать небольшие сказки, рассказы по предложенным на игре персонажам с помощью воспитателя
- составлять по персонажам небольшие рассказы сначала по вопросам воспитателя, затем самостоятельно. Можно включать в повествование элементы описания, диалоги действующих лиц, разнообразить действие персонажей, соблюдать временную последовательность событий.
–коллективное составление рассказа при непосредственной роли воспитателя
–развивать у детей желание самостоятельно создавать рассказы, сказки, обращать внимание на использование в сочинениях детей средств художественной выразительности,
Развитие умения сравнивать предметы по величине:
- развитие умения сравнивать предметы по величине, используя слова больше, меньше, одинаковые
- развивать у детей умение видеть качественные характеристики предмета, используя указания — «Найди большую…, маленькую..», «Найди одинаковые предметы по величине…», «Что больше? Что меньше?» и т.д.
- упражнять в сравнение двух предметов, развивать наблюдательность в определении величины разных предметов
- зрительно сравнивать величину предметов путем наложения, приложения
Формирование и развитие ориентировки в микропространстве:
- учить определять положение предметов по отношению друг к другу: справа-слев,, вверху-внизу.
- брать предметы рукой и располагать их в микроплоскости по указанию педагога
- познакомить детей с пространственными обозначениями сторон в микроплоскости. Учить использовать эти обозначения в речи
- учить ориентироваться в микропространстве: выделять правую (левую) сторону, середину, верхний правый (левый) угол, нижний левый (правый) угол и т.д.
- учить характеризовать словом положение того или иного предмета по отношению к другому
- определять и словесно обозначать пространственное расположение предметов в микропространстве
- учить детей определять местоположение предметов на микроплоскости с использованием указаний: «Что слева?», «Что справа?», «Что впереди?», «Что сзади?» и т.п.
– учить располагать предметы на плоскости: посередине, слева, справа, друг за другом, рядом, около, под, над, перед, между, левее, правее.
Формирование и развитие социально-бытовой ориентировки:
- находить предметы определенного цвета, величины
- соотносить сенсорные эталоны цвета с цветом реальных предметов
- формировать умение узнавать и называть цвет реальных предметов
- учить делать обобщения, совершенствовать умения группировать предметы по признакам
Развитие зрительного восприятия:
- развивать цветовосприятия, различать и называть основные цвета спектра (красный, желтый, зеленый, синий и т. д.)
- соотносить сенсорные эталоны цвета с цветом реальных предметов
- находить предметы определенного цвета, величины
- группировать предметы по признаку (цвету), например «Подбери все зеленые предметы»
– учить отличать основные оттенки цвета, насыщенность, контрастность цветов, светлоту.
- правильно использовать эталоны цвета при описании, классификации групп предметов
Развитие и осязания мелкой моторики:
- формирование представлений о строении и возможностях рук, знакомство с расположением, названием и изучением пальцев: обучение различным действиям рукой и отдельными пальцами при выполнении различных микродинамических актов и крупных движений руки.
Данное пособие предназначено для работы тифлопедагогов, психологов, логопедов и воспитателей, для индивидуальной и подгрупповой работы.
Пособие используется в работе с детьми разных возрастных групп, используется с разными зрительными и речевыми патологиями.
Эта игра активно используется в нашем учреждении при работе на индивидуальных занятиях с детьми, для формировании сенсорных эталонов: цвет, форма, величина, зрительного внимания, зрительной памяти, развитие мелкой моторики, развитие цветовосприятия, развития пространственной ориентировки в микропространстве. Игра вызывает живой интерес у детей, дети с увлечением выполняют игровые упражнения.
Игровое пособие «Радужная мозаика» выступает как средство всестороннего воспитания личности ребёнка.
Умственное воспитание. Игровое пособие развивает сенсорные способности детей. Ознакомление дошкольников с цветом, величиной предмета позволило создать систему упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на развитие зрительного восприятия.
Содержание игрового пособия «Радужная мозаика» формирует у детей правильное отношение к предметам окружающего мира.
С помощью игрового пособия развивается речь детей: пополняется и активизируется словарь, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. В процессе игры развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. В упражнение "Угадай, что задумали" необходимо уметь ставить вопросы, на которые дети отвечают только двумя словами "да" или "нет".
Нравственное воспитание. У дошкольников формируется нравственное представление о бережном отношении к окружающим предметам, о нормах поведения, о взаимоотношении со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.
Эстетическое воспитание. Дидактическое пособие соответствует гигиеническим и эстетическим требованиям: оно представлено перед нами в ярких красках, привлекает внимание, вызывает желание играть с ним.
Физическое воспитание. Игровое пособие создаёт положительный эмоциональный подъём, требует определённого напряжения нервной системы. В данном пособие развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, а это сказывается на умственном развитии, на подготовке руки
Список используемой литературы:
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Под редакцией Л.И. Плаксиной. Издательство «Экзамен», Москва, 2003 г.
- Плаксина, Л.I4. Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения / Л.И. Плаксина, Л.А. Григорян. — М., 1998.
- Григорьева, Л.П. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения / Л.И. Григорьева, С В Сташевский. — М., 1990.
- Плаксина, Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения / Л.И. Плаксина. М., 1985
- Плаксина, Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения / Л.И. Плаксина. — М., 1990.
- “Формирование представлений о цвете у дошкольников с нарушением зрения” Методическое пособие. Научный редактор: Ремезова Л.А. — кандидат педагогических наук, доцент кафедры олигофренопедагогики и специальной технологии Самарского ГПУ, Тольятти, 2002
- Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду / А.И. Сорокина.
|