Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного (тактильного) развития ребенка. От его уровня в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок. Для улучшения сенсорного (тактильного) развития ребенка необходимо обогащать теорию и практику дошкольного воспитания, т. е. разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском саду.
Скачать пособие
Одним из важных в работе с дошкольниками средств – является использование наглядности.
Дидактическая (обучающая) игра всегда присутствует в педагогическом процессе. Она позволяет детям решать мыслительные задачи в игровой форме. Используя игру, педагоги стремятся перенести радость от игровой деятельности в радость учения. В игре обостряется наблюдательность, концентрируется внимание, запоминание происходит быстрее и становится более прочным. Дети старшего дошкольного возраста, имеющие речевые нарушения, испытывают трудности в усвоении программы детского сада. Нарушение звукопроизношения, нарушение общей и мелкой моторики и др. В результате постоянного поиска новых форм работы с детьми мной была разработана дидактическая игра «Сказочный лес», направленная на сенсорное воспитание (тактильное) и речевое развитие дошкольника.
Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев кистей рук. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. Из-за отсутствия или резкого снижения зрения дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями, как это происходит у нормально видящих детей. Вследствие малой двигательной активности мышцы рук детей с нарушением зрения (особенно у тотально слепых) оказываются вялыми или слишком напряженными. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности учащихся.
Целью моего игрового пособия по развитию мелкой моторики, тактильной чуствительности — является формирование у детей с нарушением зрения умений и навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира, а также обучение их приемам выполнения предметно-практических действий с помощью сохранных анализаторов.
По каждому направлению коррекционной работы (развитие зрительного восприятия, тактильной чувствительности, коррекции нарушений речи, развитие осязания и мелкой моторики, ориентировка в пространстве, социально-бытовая ориентировка) разрабатываются дидактические игры, решающие определенные задачи по развитию зрительного восприятия. Дидактическая игра имеет одно из ведущих мест в системе средств коррекционного воздействия на ребенка с неполноценным зрением. Игры разрабатываются и изготавливаются педагогами с учетом назначений врача-офтальмолога, зрительных нагрузок и цветности.
Игровое пособие «Сказочный лес», является многофункциональным, мобильным и легким в использовании для детей младшего, среднего, старшего и подготовительного возраста. Оно может быть применено в различных образовательных областях: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие. Дидактическую игру, удобно использовать в совместной деятельности воспитателя и детей, в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми, и в свободной игровой деятельности.
Игровое посорбие «Сказочный лес» состоит из нескольких частей.
- 4 разных вида деревьев: клен, береза, дуб, сосна, стволы деревьев с разной поверхностью: мягкая (поролон), ребристая (гречка), выпуклая (фасоль) и гладкая. Сверху каждое дерево с одной стороны обклеено тканью (где поверхности разная на тактильную чувствительность), с другой стороны покрашены гуашевыми красками и бесцветным лаком. У каждого дерева есть подставка в виде корней данного дерева (деревья можно использовать вертикально и горизонтально).
- К каждому виду дерева надо подобрать свои: корень, ветку, плод, листья (используя тактильные ощущения и зрительные анализаторы). Листья разного цветового спектра: зеленые, желтые, оранжевые, красные, бежевые, коричневые – темно, светло, ярко – зеленые, желтые… и т. д.
- Каждое дерево отличается между собой на ощупь, по цвету, по размеру и цвету листьев, плодов, корней. В состав игры входят различные животные и птицы.
Общие цели и задачи к игровому пособию.
- Развитие мелкой моторики рук.
- Развитие тактильной чувствительности, познавательной активности.
- Учить детей с помощью тактильных ощущений сравнивать различные поверхности.
- Развитие восприятия пространственного расположения цветных элементов, периферического зрения, памяти.
- Развитие навыков сравнения.
- Тренировка в запоминании цвета, активизация внимания, стимулирование активного употребления знакомых названий цветов.
- Развитие пространственного мышления, прослеживающих функций.
- Упражнение в локализации.
- Развитие зрительно — двигательной координации.
- Коррекция зрения и зрительного восприятия:
развитие способности систематизировать эталоны цвета, формы и величины:
11. Развития речи детей:
а). Усвоение ими родного языка, формирование речи.
б). Обогащение и активизация словаря детей (предметное, глагольное, словарь признаков).
в). Составление словосочетаний.
г). Составление распространенных синтаксических конструкций.
Задания с использованием дидактического пособия «Сказочный лес».
- Для детей младшего, среднего и старшего возраста на развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности.
- Для детей младшего, среднего, старшего и подготовительного возраста на формирование элементарных математических представлений.
- Для детей всех возрастных групп дошкольного возраста по развитию речи, во взаимодействии и по рекомендациям логопеда и тифлопедагога.
- Для всех возрастных групп дошкольного возраста, направленные на закрепление понятий, связанных с сезонными изменениями — времен года (осень, зима, весна, лето).
- Для детей младшего, среднего и старшего возраста на ориентировку в пространстве.
Пособие «Сказочный лес» предназначено для работы воспитателей, психологов, логопедов, тифлопедагогов. Пособие используется в работе с детьми разных возрастных групп, с разными речевыми и зрительными патологиями. Эта игра находит применение во многих областях образовательной деятельности и помогает достигать многих целей и решать различные воспитательно – образовательные задачи. Пособие «Сказочный лес» доставляет детям радость, эмоциональное настроение, исключает однотипность и монотонность на занятиях и играх.
Таким образом, все приведенные варианты дидактической игры «Сказочный лес» направлены на формирование и развитие у детей дошкольного возраста, с проблемами нарушения зрения, прежде всего сенсорной деятельности, исправление недостатков моторики, на развитие мелкой моторики, зрительно – двигательной координации, обобщенных представлений и ориентации в окружающей действительности. Кроме того, они могут быть использованы педагогами для определения того, как дети усвоили знания, какие навыки и умения у них сформировались и как они ими пользуются в повседневной жизни.
Развитие связной речи:
- Учить строить фразы, последовательно излагать мысли, правильно по смыслу употреблять слова.
- Закрепить в речи детей согласование существительных с числительными (Игра «Веселый счет» — один лист, два листа, три листа и т. д).
- Учить детей строить высказывания, состоящие из предложений, употреблять в речи предлоги: -в, -на, -за, -перед, -около, -между, -из. (Лист красный … Красный лист на дереве… Красный лист висит на дереве… Оранжевый лист между зеленым и желтым. Птица сидит на ветке…Птица сидит под деревом…Птица вылетела из гнезда).
- Формировать активизацию в речи предлогов для обозначения пространственных расположений предметов.
- Развивать связную монологическую речь.
- Составлять по предметам небольшие предложения, а затем и описательные рассказы, сначала по вопросам воспитателя, затем самостоятельно. Можно включать в повествование элементы описания, диалоги действующих лиц, разнообразить действие персонажей, соблюдать временную последовательность событий.
- Учить образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей (Ворона – вороны – ворон; белка – белки – белок и т. д).
- Коллективное и индивидуальное составление описательного рассказа при непосредственной помощи воспитателя.
- Развивать у детей желание самостоятельно создавать описательные рассказы, обращать внимание на использование в сочинениях детей средств художественной выразительности.
Развитие умения сравнивать предметы по форме и величине:
- Развивать умения сравнивать предметы по величине, используя слова больше, меньше, одинаковые.
- Развивать у детей умение видеть качественные характеристики предмета, используя указания — «Найди большой…, маленький», «Найди одинаковые предметы по величине…», «Что больше? Что меньше?», «Повесь маленький, зеленый…» и т.д.
- Упражнять в сравнение двух предметов, развивать наблюдательность в определении величины разных предметов.
- Зрительно сравнивать величину предметов путем наложения, приложения.
Формирование и развитие ориентировки в микропространстве:
- Учить определять положение предметов: справа-слева, вверху-внизу, в центре.
- Учить детей брать предметы рукой и располагать их на плоскости по указанию педагога.
- Познакомить детей с пространственными обозначениями сторон в микроплоскости. Учить использовать эти обозначения в речи.
- Учить ориентироваться в микропространстве: выделять правую (левую) ветку; середину ствола; верхнюю (нижнюю) ветку; и т.д.
- Учить характеризовать словом положение того или иного предмета по отношению к другому.
- Определять и словесно обозначать пространственное расположение предметов в микропространстве.
- Учить детей определять местоположение предметов на микроплоскости с использованием указаний: «Что слева?», «Что справа?», «Кто впереди?», «Кто сзади?» и т.п.
– Учить располагать предметы (листья, цветы) и животных на плоскости: посередине, слева, справа, рядом, около, под, над, перед, между, левее, правее.
Развитие зрительного восприятия:
- Развивать цветовосприятия, различать и называть цвета и их оттенки (зеленый – темно — зеленый, светло-зеленый; коричневый – темно-коричневый, светло-коричневый, бежевый и т.д.).
- Находить предметы определенного цвета, величины, размера.
- Учить находить предметы после тактильного обследования, используя зрительные анализаторы.
- Группировать предметы по признаку (цвету), например «Подбери все зеленые листья», величине «На одно дерево повесь только большие листочки, на другое маленькие».
- Правильно использовать эталоны цвета при описании, классификации групп предметов.
Развитие и осязания мелкой моторики, тактильной чувствительности:
- Учить детей с помощью тактильных ощущений мысленно сравнивать различные поверхности и удивляться многообразию окружающей природы.
- Формировать представление о строении и возможностях рук, знакомство с расположением, названием и изучением пальцев: обучение различным действиям рукой и отдельными пальцами при выполнении различных микродинамических актов и крупных движений руки.
- Учить детей тактильно обследовать каждое дерево и веточку, определить обследуемую поверхность: мягкая выпуклость, мелкая выпуклость, крупная выпуклость, шероховатая поверхность.
Список используемой литературы.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Под редакцией Л.И. Плаксиной. Издательство «Экзамен», Москва, 2003 г.
- А.В. Запорожец, Л.А. Венгер «Формирование восприятия у дошкольников».
- Григорьева, Л.П. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения / Л.И. Григорьева, С В Сташевский. — М., 1990.
- Плаксина, Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения / Л.И. Плаксина. М., 1985
- Плаксина, Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения / Л.И. Плаксина. — М., 1990.
- Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду / А.И. Сорокина. — М.. 192.
Сведения об авторе:
ФИО: Уткина Татьяна Евгеньевна.
Название (номер) учреждения: Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа 1449, структурное подразделение №4.
Должность: Воспитатель первой квалификационной категории.
Город: Москва.
|