Уткина Татьяна Евгеньевна. Игровое пособие для детей дошкольного возраста «Сказочный лес».

Игровое пособие для детей дошкольного возраста «Сказочный лес».

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного (тактильного) развития ребенка. От его уровня в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок. Для улучшения сенсорного (тактильного) развития ребенка необходимо обогащать теорию и практику дошкольного воспитания, т. е. разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском саду.

 

Скачать пособие

Одним из важных в работе с дошкольниками средств – является использование наглядности.

Дидактическая (обучающая) игра всегда присутствует в педагогическом процессе. Она позволяет детям решать мыслительные задачи в игровой форме. Используя игру, педагоги стремятся перенести радость от игровой деятельности в радость учения. В игре обостряется наблюдательность, концентрируется внимание, запоминание происходит быстрее и становится более прочным. Дети старшего дошкольного возраста, имеющие речевые нарушения, испытывают трудности в усвоении программы детского сада. Нарушение звукопроизношения, нарушение общей и мелкой моторики и др. В результате постоянного поиска новых форм работы с детьми мной была разработана дидактическая игра «Сказочный лес», направленная на сенсорное воспитание (тактильное) и речевое развитие дошкольника.

Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев кистей рук. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. Из-за отсутствия или резкого снижения зрения дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями, как это происходит у нормально видящих детей. Вследствие малой двигательной активности мышцы рук детей с нарушением зрения (особенно у тотально слепых) оказываются вялыми или слишком напряженными. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности учащихся.

Целью моего игрового пособия по развитию мелкой моторики, тактильной чуствительности — является формирование у детей с нарушением зрения умений и навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира, а также обучение их приемам выполнения предметно-практических действий с помощью сохранных анализаторов.

По каждому направлению коррекционной работы (развитие зрительного восприятия, тактильной чувствительности, коррекции нарушений речи, развитие осязания и мелкой моторики, ориентировка в пространстве, социально-бытовая ориентировка) разрабатываются дидактические игры, решающие определенные задачи по развитию зрительного восприятия. Дидактическая игра имеет одно из ведущих мест в системе средств коррекционного воздействия на ребенка с неполноценным зрением. Игры разрабатываются и изготавливаются педагогами с учетом назначений врача-офтальмолога, зрительных нагрузок и цветности.

Игровое пособие «Сказочный лес», является многофункциональным, мобильным и легким в использовании для детей младшего, среднего, старшего и подготовительного возраста. Оно может быть применено в различных образовательных областях: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие. Дидактическую игру, удобно использовать в совместной деятельности воспитателя и детей, в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми, и в свободной игровой деятельности.

Игровое посорбие «Сказочный лес» состоит из нескольких частей.

  1. 4 разных вида деревьев: клен, береза, дуб, сосна, стволы деревьев с разной поверхностью: мягкая (поролон), ребристая (гречка), выпуклая (фасоль) и гладкая. Сверху каждое дерево с одной стороны обклеено тканью (где поверхности разная на тактильную чувствительность), с другой стороны покрашены гуашевыми красками и бесцветным лаком. У каждого дерева есть подставка в виде корней данного дерева (деревья можно использовать вертикально и горизонтально).
  2. К каждому виду дерева надо подобрать свои: корень, ветку, плод, листья (используя тактильные ощущения и зрительные анализаторы). Листья разного цветового спектра: зеленые, желтые, оранжевые, красные, бежевые, коричневые – темно, светло, ярко – зеленые, желтые… и т. д.
  3. Каждое дерево отличается между собой на ощупь, по цвету, по размеру и цвету листьев, плодов, корней. В состав игры входят различные животные и птицы.

Общие цели и задачи к игровому пособию.

  1. Развитие мелкой моторики рук.
  2. Развитие тактильной чувствительности, познавательной активности.
  3. Учить детей с помощью тактильных ощущений сравнивать различные поверхности.
  4. Развитие восприятия пространственного расположения цветных элементов, периферического зрения, памяти.
  5. Развитие навыков сравнения.
  6. Тренировка в запоминании цвета, активизация внимания, стимулирование активного употребления знакомых названий цветов.
  7. Развитие пространственного мышления, прослеживающих функций.
  8. Упражнение в локализации.
  9. Развитие зрительно — двигательной координации.
  10. Коррекция зрения и зрительного восприятия:

развитие способности систематизировать эталоны цвета, формы и величины:

11. Развития речи детей:

а). Усвоение ими родного языка, формирование речи.

б). Обогащение и активизация словаря детей (предметное, глагольное, словарь признаков).

в). Составление словосочетаний.

г). Составление распространенных синтаксических конструкций.

Задания с использованием дидактического пособия «Сказочный лес».

  1. Для детей младшего, среднего и старшего возраста на развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности.
  2. Для детей младшего, среднего, старшего и подготовительного возраста на формирование элементарных математических представлений.
  3. Для детей всех возрастных групп дошкольного возраста по развитию речи, во взаимодействии и по рекомендациям логопеда и тифлопедагога.
  4. Для всех возрастных групп дошкольного возраста, направленные на закрепление понятий, связанных с сезонными изменениями — времен года (осень, зима, весна, лето).
  5. Для детей младшего, среднего и старшего возраста на ориентировку в пространстве.

Пособие «Сказочный лес» предназначено для работы воспитателей, психологов, логопедов, тифлопедагогов. Пособие используется в работе с детьми разных возрастных групп, с разными речевыми и зрительными патологиями. Эта игра находит применение во многих областях образовательной деятельности и помогает достигать многих целей и решать различные воспитательно – образовательные задачи. Пособие «Сказочный лес» доставляет детям радость, эмоциональное настроение, исключает однотипность и монотонность на занятиях и играх.

Таким образом, все приведенные варианты дидактической игры «Сказочный лес» направлены на формирование и развитие у детей дошкольного возраста, с проблемами нарушения зрения, прежде всего сенсорной деятельности, исправление недостатков моторики, на развитие мелкой моторики, зрительно – двигательной координации, обобщенных представлений и ориентации в окружающей действительности. Кроме того, они могут быть использованы педагогами для определения того, как дети усвоили знания, какие навыки и умения у них сформировались и как они ими пользуются в повседневной жизни.

Развитие связной речи:

- Учить строить фразы, последовательно излагать мысли, правильно по смыслу употреблять слова.

- Закрепить в речи детей согласование существительных с числительными (Игра «Веселый счет» — один лист, два листа, три листа и т. д).

- Учить детей строить высказывания, состоящие из предложений, употреблять в речи предлоги: -в, -на, -за, -перед, -около, -между, -из. (Лист красный … Красный лист на дереве… Красный лист висит на дереве… Оранжевый лист между зеленым и желтым. Птица сидит на ветке…Птица сидит под деревом…Птица вылетела из гнезда).

- Формировать активизацию в речи предлогов для обозначения пространственных расположений предметов.

- Развивать связную монологическую речь.

- Составлять по предметам небольшие предложения, а затем и описательные рассказы, сначала по вопросам воспитателя, затем самостоятельно. Можно включать в повествование элементы описания, диалоги действующих лиц, разнообразить действие персонажей, соблюдать временную последовательность событий.

- Учить образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей (Ворона – вороны – ворон; белка – белки – белок и т. д).

- Коллективное и индивидуальное составление описательного рассказа при непосредственной помощи воспитателя.

- Развивать у детей желание самостоятельно создавать описательные рассказы, обращать внимание на использование в сочинениях детей средств художественной выразительности.

Развитие умения сравнивать предметы по форме и величине:

- Развивать умения сравнивать предметы по величине, используя слова больше, меньше, одинаковые.

- Развивать у детей умение видеть качественные характеристики предмета, используя указания — «Найди большой…, маленький», «Найди одинаковые предметы по величине…», «Что больше? Что меньше?», «Повесь маленький, зеленый…» и т.д.

- Упражнять в сравнение двух предметов, развивать наблюдательность в определении величины разных предметов.

- Зрительно сравнивать величину предметов путем наложения, приложения.

Формирование и развитие ориентировки в микропространстве:

- Учить определять положение предметов: справа-слева, вверху-внизу, в центре.

- Учить детей брать предметы рукой и располагать их на плоскости по указанию педагога.

- Познакомить детей с пространственными обозначениями сторон в микроплоскости. Учить использовать эти обозначения в речи.

- Учить ориентироваться в микропространстве: выделять правую (левую) ветку; середину ствола; верхнюю (нижнюю) ветку; и т.д.

- Учить характеризовать словом положение того или иного предмета по отношению к другому.

- Определять и словесно обозначать пространственное расположение предметов в микропространстве.

- Учить детей определять местоположение предметов на микроплоскости с использованием указаний: «Что слева?», «Что справа?», «Кто впереди?», «Кто сзади?» и т.п.

– Учить располагать предметы (листья, цветы) и животных на плоскости: посередине, слева, справа, рядом, около, под, над, перед, между, левее, правее.

Развитие зрительного восприятия:

- Развивать цветовосприятия, различать и называть цвета и их оттенки (зеленый – темно — зеленый, светло-зеленый; коричневый – темно-коричневый, светло-коричневый, бежевый и т.д.).

- Находить предметы определенного цвета, величины, размера.

- Учить находить предметы после тактильного обследования, используя зрительные анализаторы.

- Группировать предметы по признаку (цвету), например «Подбери все зеленые листья», величине «На одно дерево повесь только большие листочки, на другое маленькие».

- Правильно использовать эталоны цвета при описании, классификации групп предметов.

Развитие и осязания мелкой моторики, тактильной чувствительности:

- Учить детей с помощью тактильных ощущений мысленно сравнивать различные поверхности и удивляться многообразию окружающей природы.

- Формировать представление о строении и возможностях рук, знакомство с расположением, названием и изучением пальцев: обучение различным действиям рукой и отдельными пальцами при выполнении различных микродинамических актов и крупных движений руки.

- Учить детей тактильно обследовать каждое дерево и веточку, определить обследуемую поверхность: мягкая выпуклость, мелкая выпуклость, крупная выпуклость, шероховатая поверхность.

Список используемой литературы.

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Под редакцией Л.И. Плаксиной. Издательство «Экзамен», Москва, 2003 г.
  2. А.В. Запорожец, Л.А. Венгер «Формирование восприятия у дошкольников».
  3. Григорьева, Л.П. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения / Л.И. Григорьева, С В Сташевский. — М., 1990.
  4. Плаксина, Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения / Л.И. Плаксина. М., 1985
  5. Плаксина, Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения / Л.И. Плаксина. — М., 1990.
  6. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду / А.И. Сорокина. — М.. 192.

Сведения об авторе:

ФИО: Уткина Татьяна Евгеньевна.

Название (номер) учреждения: Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа 1449, структурное подразделение №4.

Должность: Воспитатель первой квалификационной категории.

Город: Москва.

Просмотров: 543
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Кузнецова Галина Геннадьевна. Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения в процессе предметно-практической деятельности.
  • Ефремова Оксана Васильевна. Система работы по развитию зрительного восприятия через изобразительную деятельность у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста
  • Зосим Светлана Леонидовна. Развитие мелкой моторики детей с нарушением зрения через пластилинографию.
  • Пулатова Резеда Ильясовна. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения
  • Ольга Хохлюшкина. Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Куничкина Ольга Геннадьевна. Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Курманова Злата Вячеславовна. Развитие мелкой моторики как эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста
  • Шибаршина Татьяна Александровна. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЧАСТИЧНОЙ ПОТЕРЕЙ ЗРЕНИЯ.
  • Шулакова Ольга Ивановна. Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения
  • Кабаченко Валентина Александровна. Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр
  • Забанова Ольга Анатольевна. Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр.
  • Веденина Екатерина Николаевна Лихолетова Татьяна Викторовна Кудасова Дина Владимировна. Формирование правильного звукопроизношения и развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста
  • О.Б. Спицина Е.А. Шуклина А.С. Бузинова. Консультация для родителей старшего дошкольного возраста на тему «Влияние мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста на развитие речи и мыслительных операций»
  • Исаева Евгения Витальевна. «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».
  • Царева Эльвира Ивановна. «Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с помощью графических упражнений».
  • Кузнецова Марина Николаевна. Развитие мелкой моторики и воображения у детей младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
  • Яшнова Рабия Арслановна. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Вдовиченко Екатерина. «Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста при рассматривании игрушек и предметов»
  • Волкова Галина Николаевна. «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через дидактические игры»
  • Ольга Ляляева. Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • О. Н. Салеева, Т. А. Шибаршина. Формирование зрительно — пространственного восприятия у детей с частичной потерей зрения через использование офтальмотренажёров
  • Храмцова Анаставия Валерьевна. Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных методик
  • Чернобай Людмила Альбертовна. Развитие мелкой моторики у рук у детей младшего дошкольного возраста.
  • Гущина Надежда Петровна. Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
  • Морозова Татьяна Алексеевна. Презентация 'Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста'
  • Денисова Татьяна Викторовна (П. Адамовка). Проект «Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста»
  • Коростелева Екатерина Федоровна. Конспект занятия по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в старшей группе. Тема: «Путешествие в лес»
  • Петухова Елена Владимировна. ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 'Цвета Радуги'



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь