Авторы пособия: воспитатели I квалификационной категории, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья начальная школа – детский сад № 76 города Тюмени, 2017 год
- Григорьева Анна Александровна
- Одышева Евгения Юрьевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Детям в дошкольном возрасте не просто ориентироваться в природе. Понять и запомнить, где живут дикие животные, птицы и морские обитатели дошкольникам поможет данная игра.
Методическая ценность:
Игровое пособие «Обитатели Земли» развивает мелкую моторику, тактильные ощущения, творческое мышление и пространственное восприятие, навыки сортировки и классификации, терпение и координацию движений. Пособие отвечает принципу мобильности, ребенок самостоятельно может выбрать пространство для игры. Фигурками можно манипулировать и перемещать на игровой поверхности, придумывать сказки и интересные истории.
Цель: формирование основ экологического сознания и развитие познавательных способностей дошкольников.
Задачи:
- Обогащать знания детей о мире природы, его многообразии и отличительных особенностях.
- Формировать гуманное отношение к окружающему миру, желание сохранять и преумножать его.
- Развивать связную речь дошкольников: обогащать и активизировать словарный запас, развивать диалогическую и монологическую речь.
- Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику, память, мышление, наблюдательность и любознательность.
Материал и оборудование:
- панно из фетра «Жаркие страны»;
- панно из фетра «Морские просторы»;
- панно из фетра «Север»;
- панно из фетра «Лес»;
- фигурки животных, птиц и морских обитателей из фетра с магнитами внутри;
- буквы и цифры на магнитах;
- магнитная доска;
- фланелеграф (при необходимости).
Варианты использования:
- В ходе организованной образовательной деятельности как наглядное пособие. Дидактическое панно подходит для обыгрывания сюжетов и создания проблемных ситуаций.
- Для индивидуальной и подгрупповой работы (ребёнок может выбрать одно панно или использовать все четыре варианта). В старших группах можно включить элемент соревновательности.
- Для самостоятельной деятельности дошкольников (можно играть за столом, на ковре, использовать на магнитной доске или фланелеграфе).
Уважаемые коллеги, дети и родители! В процессе работы с игровым пособием «Обитатели Земли» важно учитывать возраст дошкольников. Помните, ваша фантазия безгранична! Вариантов игры может быть очень много.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Игра «Кто где живёт»
Цель: формировать умение детей соотносить фигурки животных с местом их обитания.
Ход игры: дошкольникам необходимо распределить животных в нужной среде обитания. В игре могут участвовать один и более человек. Дети могут сами выбирать фигурки и располагать их в месте обитания, а также, педагог может доставать по одной фигурке из волшебного мешочка.
Игра «Кто лишний»
Цель: закрепить знания дошкольников о диких животных и морских обитателях, навыки классификации.
Ход игры: можно предложить детям разделиться на две команды и назвать подходящих для выбранной природной зоны животных. Составляя общую картину, дети могут рассказать о том, кто где обитает, чем питаются и т.п.
Игра «Угадай, кого не стало»
Цель: развивать зрительное внимание и память.
Ход игры: дети внимательно смотрят на дидактическое панно и запоминают всех обитателей. Затем, участники игры закрывают глаза, а педагог убирает, добавляет или меняет местами фигурки.
Игра «Чем похожи и чем отличаются»
Цель: развитие наблюдательности, обогащение словаря.
Ход игры: педагог предлагает детям найти признаки сходства и различия (например, двух рыбок и т.д.).
Игра «Отгадай загадку»
Цель: воспитывать сообразительность и любознательность, развивать логическое мышление, обогащать словарный запас.
Ход игры: дошкольникам необходимо соотносить фигурки из фетра с обозначенными словесно признаками обитателей Земли.
Загадки:
1. Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу. В дупле на старом дубе орешки я грызу (белка).
2. Лежала между ёлками подушечка с иголками. Тихонечко лежала, потом вдруг убежала (ёжик).
3. Какое животное очень красивое, Самое высокое, самое длинное? (жираф).
4. Что за зверь лесной встал, как столбик, под сосной И стоит среди травы, уши больше головы (заяц).
5. «Вот так лошадка!» — воскликнул Андрейка, Словно большая тетрадка в линейку (зебра).
6. По реке плывёт бревно — ох и злющее оно (крокодил).
7. Рыжая плутовка, хитрая да ловкая, В сарай попала, кур пересчитала (лиса).
8. Кто в лесу глухом живёт, неуклюжий, косолапый, Летом ест малину, мёд, а зимой сосёт он лапу (медведь).
9. Что за дивная лошадка, очень странные повадки: Конь не сеет и не пашет, под водой с рыбёшкой пляшет (морской конёк).
Игра «Расскажи об обитателях подводного мира»
Цель: развитие связной речи, обогащение активного словаря.
Ход игры: педагог предлагает ребенку рассказать об обитателях и растительности подводного мира.
Игра «Сколько»
Задачи:
- учить количественному и порядковому счету в пределах 5 — 10 (в соответствии с возрастом дошкольников)
- развивать мелкую моторику рук
- учить правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счёту?».
Ход игры: педагог предлагает детям различные задания по задачам игры (в соответствии с образовательной программой дошкольного образования).
Речевая игра «Назови ласково»
Цель: учить подбирать слова, обозначающие названия обитателей Земли в уменьшительно-ласкательной форме.
Режиссёрская игра « «Жаркие страны»
( «Морские просторы», «Север», «Лес»)
Цель: способствовать развитию творческих представлений и воображения. Формировать умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех участников игры.
Игра «Добавь словечко»
Цель: развитие логического мышления, слухового внимания и связной речи дошкольников.
Ход игры: педагог предлагает детям правильно добавить слово в конце следующих предложений:
- В Африке живут ловкие, хвостатые … (обезьяны).
- В Африке живут большие, толстокожие … (бегемоты).
- В Африке живут пятнистые, длинношеие … (жирафы) и т.п.
Игра с использованием алфавита из фетра на магнитах (для старшего дошкольного возраста)
Задачи:
- совершенствовать монологическую и диалогическую речь
- закреплять правильное, отчетливое произношение звуков
- учить выделять последовательность звуков в простых словах.
Игра «Найди ошибку» ( «Чей хвост»)
Цель: развивать наблюдательность, память, мышление и мелкую моторику.
Ход игры: на дидактическом панно «Лес» представлено несколько животных, у которых хвосты на липучках.
«Однажды утром лесные звери проснулись и видят, что у всех хвосты перепутаны: у зайца — хвост волка, у волка — хвост лисы, у лисы — хвост белки. Расстроились звери. Разве подходит зайцу хвост волка? Помоги животным найти свои хвосты, ответив на вопрос «Чей это хвост?» Вот хвост волка. Какой он? (серый). А это чей хвост — маленький, пушистый, белый? — зайца…и т. д.
Игра «Кто как передвигается»
Цель: расширять словарь детей, закреплять в речи глаголы.
Ход игры: педагог называет и показывает фигурку животного, а дошкольник произносит нужный глагол.
|