Автор проекта: Карапетян З.С. Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение "Центр Развития Ребенка — детский сад №16 "Петушок".
Вид проекта: долгосрочный, 3 месяца.
Тип проекта: информационно-творческий.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители.
Актуальность проекта:
Наблюдая за детьми во время общения, было замечено, что не все дети умеют сотрудничать. Некоторым тяжело договариваться, отстаивать свою точку зрения без обид, драк, обзывательств и скандалов. В совместной деятельности, возникают трудности, когда надо уступить, или, видя затруднения другого ребенка, просто подойти и предложить помощь. Детям еще трудно определить настроение другого человека, поэтому они не могут оказать поддержку тому ребенку, который в настоящий момент в ней нуждается.
Скачать конспект
Скачать презентацию
Столкнувшись с этой проблемой, ребятам была прочитана психотерапевтическая сказка "Праздник дружбы" под редакцией И. Вачкова. После чего, было обсуждение сказки. Детям был задан вопрос: "А умеете ли вы дружить?". Дети согласились. Так началась работа над проектом – "Учимся дружить".
Цель: Развивать навыки эффективного взаимодействия детей через понятие "Дружба", используя различные методы и приемы.
Задачи проекта для детей:
- воспитание доброжелательного отношения к людям, уважения к старшим, дружеских взаимоотношений со сверстниками, заботливого отношения к малышам
- развитие добрых чувств, эмоциональной отзывчивости, умения различать настроение и эмоциональное состояние окружающих людей и учитывать это в своем поведении
- воспитание культуры поведения и общения, привычки следовать правилам поведения, быть вежливым по отношению к людям, сдерживать непосредственные эмоциональные побуждения, если они приносят неудобство окружающим
- развивать уверенность в себе и своих возможностях, коммуникативные навыки.
Задачи для родителей:
- создавать в семье благоприятные условия для развития личности ребёнка
- учитывать опыт детей, приобретённый в детском саду
- уважать неповторимость ребёнка, ставить для себя и ребёнка реальные цели.
Задачи для педагогов:
развивать социально — профессиональную компетентность и личностный потенциал.
Критерии оценки эффективности проекта:
- Активное вовлечение родителей в участие в проекте, через помощь в организации и проведении мероприятий.
- Формирование умений у детей правильно оценивать свои поступки и поступки своих друзей, методом рефлексии.
- Формирование умений у детей замечать положительные качества другого человека и говорить о них, методом наблюдения.
- Формирование у детей понятия "Дружба", проведением итоговой викторины "О дружбе и друзьях".
Направление деятельности и интеграция областей:
Коммуникация:
беседы: "С кем бы ты хотел дружить?", "Золотое правило дружбы", "Расскажи о друге", "Дружба творит чудеса", "Что мешает нам дружить?", "Если друг вдруг заболел", "Друг познается в беде", "Друга ищи, а найдешь — береги", "Собака — друг человека", "Нет лучше друга, чем родная мать".
разучивание стихотворений о дружбе, разучивание мирилок, подборка пословиц о доброте, дружбе, сердечности, неравнодушии, разучивание загадок о дружбе.
Познание: ситуативные игры,
дидактические игры: "Что такое хорошо, что такое плохо", "Школа вежливости", "Я не должен — я должен", "Ку-ку!", "С кем бы ты хотел дружить?", "Топ-хлоп", "Чепуха", "Это я! Это я! Это все мои друзья!"
Чтение художественной литературы: сказка И. Гуриной "Про Зайца — забияку", "Жадный мышонок", стихи А. Кузнецова "Подружки", Е. Серова "Нехорошая история", Е. Благинина "Подарок", сказка "Как светлячок друга искал", Л. Квитко "Два друга", В.Осеева "Сторож", "Дружба" И. Туричин.
Социализация: утро радостных встреч (после болезни, новенькие в группе, после выходных), речёвки, приветствия.
Труд: труд в природе "Чистота окружающей среды начинается с меня", "Покажем Дюймовочке наш уголок природы".
Художественно — творческое:
Аппликация: "Букет Дружбы", "Сердечная ромашка".
Лепка: "Подари сердечко другу", "Подари игрушку другу".
Рисование: "Дом дружбы", "Портрет друга".
Музыка: слушание и разучивание песен.
"Вместе весело шагать", "Давай дружить", "Когда мои друзья со мной", танец "Мирилка", "Дорогою добра", "Доброта" (м/ф про Фунтика, Барбарики "Доброта", Леопольд "Ярко светит солнце", музыкальная игра — танец – "Танец в парах".
Здоровье: целевая прогулка — "Кому нужна моя помощь";
пальчиковая гимнастика — "Стираем носовой платочек", "Чай для Валерика", "Проглот — бегемот", "Дружба зверей", "Барашки".
Физическая культура:
подвижные игры — "Веселые человечки", "Опанас", "Поехали — поехали", "Раненый товарищ", "Угощение для друга", "Что мы делали?".
соревнования — "Весёлые старты", "Мама, папа, я — спортивная семья";
эстафета — "Кто быстрее оденет друга на прогулку";
физминутки — "Гуси", "Ёжик", "Как живешь", "Карусели", "Мы за руки возьмемся", "Прогулка".
Работа с родителями: анкеты для родителей.
НОД: "Что такое Дружба?"; "Каким должен быть друг", "Правила Дружбы", "У нас в группе – новенькая", "Кто скуп и жаден, тот в дружбе не ладен", "Добрый человек поймет по взгляду, в трудную минуту будет рядом", "Все мы вместе целый день и трудиться нам не лень".
Упражнения: "Помоги другу по дежурству", "Как помочь девочке-замарашке", "Кто у нас лучше всех", "Кому вы больше сочувствуете?", " Кто хочет помочь мальчику?", "Придумаем конец рассказов"," Когда дружба мешает, а когда помогает".
Разрешение ситуаций:
"Краской залился рисунок...", "На столе — разорванная книжка", "У Саши оторвалась пуговица", "Сломался карандаш", "Мальчик ударил девочку", "Дерутся две девочки", "Саша упала и разбила ногу".
Упражнения на расслабление: "Солнечный зайчик", "Надуваем воображаемый шарик", "Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать", "Качели", "Какой счастливый день сегодня", "Кошечка".
Разрешение проблемных ситауций:
- "Праздник дружбы" И.В. Вачков.
- "Незабудка не смогла подружиться" О.Гавриченко.
- "Смелый Бобердулик" И.Орлова.
- "Особенное растение" О. Хухлаева.
- "Праздник дружбы" Е.С. Мосина.
- "Маша и Ойка" С. Прокофьева.
Игры: "Хорошо-плохо", "Кто же меня любит", "Какой путь вы выберете", "Путаница" "День радостный встреч", "Зеркало", "Добрый друг", "Игра-мирилка".
Создание совместно с родителями сказки-книжки о дружбе:
"Зимовье зверей" РНС, "Под грибом" И.Сутеев.
Просмотр мультфильмов: "Кот Леопольд", "Крошка Енот", "Маша и медведь", "Малыш и Карлсон", "Самый большой друг", "Друзья — товарищи", "Необычный друг".
Ресурсное обеспечение проекта:
Презентация проекта.
Практическая значимость: практическая значимость проекта "Учимся дружить" очевидна. Его осуществление помогает сформировать те фундаментальные составляющие, которые являются решающими для развития личности ребёнка, его успешной адаптации в любой социальной среде. Другими словами, целенаправленная работа по развитию эффективных навыков взаимодействия детей, обеспечивает не только положительное общение воспитанников, но и взаимопринятие детей друг другом, повышение самооценки, проявление собственной активности каждым ребёнком.
Выводы:
Результатом осуществления проекта "Учимся дружить" стали:
- повышение уровня сформированности коммуникативных навыков у детей, культуры межличностного общения и интереса к внутреннему миру другого ребенка
- формирование у детей устойчивой потребности к общению друг с другом, взаимопомощи, поддержки, а также к совместной деятельности.
Проект "Учимся дружить" — это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы. Взаимопроникновение видов деятельности друг в друга, или, иначе говоря, их интеграция, даёт высокую результативность.
Перспективы дальнейшей работы:
Цель: Продолжать развивать полученные навыки эффективного взаимодействия детей через понятие "Учимся дружить", используя нетрадиционные методы и приемы.
Задачи:
познакомить детей с понятием «конфликт», что такое конфликт?;
познакомить детей с различными путями преодоления конфликтных ситуаций.
Список используемой литературы:
- "Тренинг эмоционально-волевого развития для дошкольников" О.В. Баженова.
- "Почему облака превращаются в тучи?" Сказкотерапия для детей и родителей Е.С. Мосина.
- "Лабиринт души" Терапевтические сказки О.В. Хухлаева.
- "Тропинка к своему Я" О.В. Хухлаева.
- "Терапевтические сказки для дошкольников" И.В. Вачков.
Ожидаемый результат в процессе взаимодействия педагог- дети-родители в реализации проекта:
Дети: Овладевают знаниями о последствиях нежелательного поведения в той или иной ситуации; проявляют доброту, заботу, уважительное отношение к окружающим; возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности, способность анализировать свои поступки и поступки других; дети знают и называют пословицы, поговорки о доброте, дружбе; дети стали более раскрепощены и самостоятельны; в свободной деятельности применяют пение песен, мирилки; появляется интерес к труду взрослых и чувство ответственности при выполнении трудовых поручений;
Педагоги: Проектирование заставляет педагога находиться в пространстве возможностей, что изменяет мировоззрение и не допускает применение стандартных, шаблонных действий, требует творческого, личностного роста; педагоги удовлетворены проведенной работой и результатами проекта; собран и систематизирован весь материал по теме проекта;
Родители: У родителей появляется интерес к образовательному процессу, развитию творчества, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ.
Подготовительный этап.
В ходе данного этапа проведена предварительная работа:
Определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта,
Прогнозирование результата, составление плана совместной деятельности с детьми, педагогами и родителями.
Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми (иллюстративных, художественных и дидактических).
Создание развивающей среды, внесение игр по теме, дидактических, сюжетно-ролевых, настольно-печатных.
Скоординировать действия педагогов и родителей по формированию у детей в детском саду и дома социально — нравственных качеств.
Сотрудничество с родителями: беседы с родителями о необходимости участия в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в группе детсада, анкетирование.
Основной этап.
В задачи данного этапа входит реализация основных видов деятельности по направлениям проекта:
1. Мероприятия по работе с детьми:
- чтение художественной литературы
- просмотр мультфильмов, иллюстраций, картинок, пособий
- беседы, занятия, наблюдения, рисование, аппликации, дидактические игры, лепка, игры – развивающие, подвижные, мимические.
2. Мероприятия по работе с педагогами:
- использование раздаточного материала, в соответствии с темой проекта
- изготовление пособий для занятий и декораций для развлечений
- оформление выставки детских работ "дерево ласковых имен".
3. Мероприятия по работе с родителями:
- проведение консультаций на тему "Добр ли ваш ребенок?"
- оформление книжек-малышек о добре и дружбе
- организация выставки детских работ: рисунков, аппликаций
- проведение индивидуальных бесед с целью создания интереса и привлечения родителей к изготовлению поделок, кукол
- совместный с педагогом, ребёнком и родителями анализ поведения за день.
Заключительный этап.
На третьем, заключительном этапе, анализируя работу, можно сделать выводы:
- тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объёма информации, которая может быть ими воспринята, что позволило существенно снизить конфликтность между детьми
- данный проект способствовал не только улучшению психологического климата, но и значительно облегчил работу педагога, возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей: дети включают в сюжет игры различные игрушки и пытаются осуществлять ролевой диалог
- удалось достичь хороших результатов взаимодействия педагог – родители: родители принимали активное участие в реализации проекта.
Оформление выставки коллективных работ.
|