Учитель-дефектолог: Князева Людмила Евгеньевна
Воспитатель: Попова Елена Владимировна
Город Каменск-Уральский Детский сад №12
Образовательная область «Познавательное развитие» (ФГОС ДО) предполагает формирование у дошкольников первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале). На современном этапе проблемы сенсомоторного развития детей актуальны и широко обсуждаются в педагогической практике. Сенсомоторные способности развиваются у ребенка параллельно с физическим, умственным развитием и служат показателем социального развития.
Скачать конспект
Нашу группу посещают дети с ограниченными возможностями здоровья
(дети с легкой умственной отсталостью; дети с нарушениями развития аутического спектра; дети с комплексными нарушениями развития). Диагностическое обследование показывает, что сенсомоторное развитие дошкольников с ОВЗ значительно отстает по срокам формирования и проходит неравномерно. У детей наблюдается:
- замедленность восприятия
- фрагментарность, малый объем, низкий уровень развития восприятия
- слабая дифференцированность, нарушение обобщенности восприятия, его прерывность и нарушение целостности
- слабо развиты мелкие мышцы кисти рук, несовершенна нервная регуляция движений, несформированность зрительно-моторной координации.
Мы пришли к выводу: сенсомоторное развитие детей с интеллектуальной недостаточностью – важное направление в работе всех специалистов группы.
Для организации коррекционно-развивающей работы в этом направлении мы создали Проект, основная цель которого: на основе обогащения предметно-пространственной среды группы мягким дидактическим оборудованием развить у воспитанников элементарные сенсорные способности и мелкую моторику (Приложение №1).
Создавая условия для реализации проекта, обогатили предметно-пространственную среду методическими разработками:
- Педагогическая диагностика уровня сенсомоторного развития детей.
-Перспективное планирование по разделам программы «Сенсорное воспитание», «Развитие ручной моторики и подготовки руки к письму».
- Работа с родителями по теме «Сенсомоторное развитие детей».
-Комплексно-тематическое планирование организации коррекционно-развивающего процесса по сенсомоторному развитию дошкольника.
А также дидактическими пособиями, рекомендациями по использованию модулей «мягкая сенсорика» (Приложение №2)
У наших воспитанников разная структура дефекта, задачи сенсомоторного развития решаем индивидуально в разных видах деятельности. Для детей со сложной структурой дефекта используем следующие виды деятельности: непосредственное эмоциональной общение со взрослым, манипулирование с игрушками, элементарная предметная деятельность под руководством взрослого, самообслуживание. Для детей с легкой степенью умственной отсталости используем познавательно-исследовательские действия, дидактические игры и упражнения, совместные игры со сверстниками, конструирование, сюжетно-ролевые игры.
Учитывая особенности наших воспитанников, мы составили рекомендации к проведению коррекционно-развивающей работы на основе использования мягких модулей:
-Проводить занятия индивидуально или с небольшой подгруппой детей.
-Предлагать небольшое количество материала.
-Неоднократно повторять показ действий с тем или иным материалом.
-Заканчивать упражнение при достижении первого результата, так как ребенок быстро истощается, не может долго работать.
-Каждое упражнение адаптировать в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и его возможностей.
-Все действия по возможности упрощать и разбивать процесс на дополнительные этапы.
-Обязательно проводить предварительную работу по принципу от простого к сложному в виде подготовительных упражнений.
Одна из важных задач, которую мы решали в процессе реализации проекта – организация работы с родителями. В течение года провели мероприятия: анкетирование, индивидуальные консультации, консультации-практикумы, родительское собрание «Путешествие в страну Сенсорики», предлагали наглядную информацию по данной теме. Родители активно включились в процесс обогащения предметно-пространственной среды игрушками и пособиями, сделанными своими руками, стали участниками выставки игрушек «мягкая сенсорика».
Систематическая планомерная работа по сенсомоторному развитию детей с использованием мягких модулей решала задачи, как развития мелкой моторики рук; зрительного, слухового, тактильно-зрительного восприятия, так и другие задачи познавательного, речевого, коммуникативно-социального развития дошкольников, а главное способствовали психоэмоциональному благополучию воспитанников.
Яркие, красивые, разнообразные мягкие модули служат для наших детей ключиком в мир, так как помогают развить чувства и ощущения.
|