(для детей средней группы)
Цель:
- приобщение детей к быту и культуре русского народа.
Задачи:
- образовательные: познакомить детей с элементами русского народного быта и обогатить словарный запас детей (изба, ухват, горшок, самовар, печка).
- развивающие: развивать речевую активность путем использования малых фольклорных форм.
- развитие творческих способностей, воображения через работу с пластической массой (соленое тесто); умения использовать приемы лепки: раскатывание, соединение частей, прижимание и сглаживание поверхностей.
- воспитательные: воспитывать интерес и уважительное отношение к русской культуре.
- Оборудование: русская печка; стол; самовар; посуда для чаепития; подносы для баранок; соленое тесто; кот – игрушка; маска кота; чай с чаем.
Ход мероприятия
Муз. рук. — Ребята, кто из вас бывал в деревенском доме? Сегодня мы с вами отправимся в гости в деревню. А отправимся мы свами на поезде. (Дети под музыкально – ритмическую мелодию едут змейкой по залу друг за другом)
(Воспитатель встречает детей в роли хозяйки Матрены и проводит их в
горницу комнату где стоит русская печь).
Матрена. Проходите, ребятушки малые, в мою горницу. Буду с вами в игры
играть, песенки петь, накормлю оладушками, напою чаем.
- Есть у меня в доме помощница. Отгадайте что же это.
Наша толстая Федора Наедается не скоро. А зато когда сыта, От Федоры – теплота. (Печь)
- Конечно же, это печка — матушка. Она всем в доме правит: и накормит, и обогреет. Если голоден, щами угостит или кашей с маслом.
- А что бы щи сварить, необходима посуда, отгадайте какая?
Книзу узок, верх широк, Не кастрюля … (Чугунок)
(Показывает горшок)
- Чугунок горяч, просто так его не достанешь, нужна еще одна вещица.
«Рогат, да не бык, Хватает, да не сыт, Людям отдаёт, А сам на отдых идёт» (ухват).
- Правильно, чтобы руки не обжечь, нужен вот такой ухват (показываю муляж — ухват)
- В печке моей очень вкусные оладушки пекутся.
- Давайте с вами споем песенку про оладушки. (Дети под русскую народную мелодию поют песеку – потешку)
Ладушки- ладушки, Пекла бабушка оладушки, Маслом поливала, Детушкам давала.
Даше два, Паше два, Ване два, Тане два, Хороши оладушки у нашей бабушки!
- Печка моя еще и согреть умеет, прислонись к ней — будет жарко. Любит на печке мой любимый кот Тимофей погреться. (Показывает игрушечного кота)
- Давайте его разбудим и поиграем.
Игра «Кот на печку пошел»
Дети идут в хороводе, в центре кот (ребенок).
Кот на печку пошел, Горшок каши нашел. Горшок каши горяч, Не дается, хоть плачь.
(Дети останавливаются.)
Кот ( «варит» — выполняет круговые движения рукой).
Уж я кашу люблю, С медом, маслом варю, Каша сладкая, пшеничная. И на вкус она отличная.
Дети (идут в центр круга и обратно, притопывая).
На печи калачи, Как огонь горячи. Пряники пекутся, Коту в лапки не даются.
Кот (перекладывает из руки в руку «горячие пряники»).
Уж я пряники люблю, Уж я пряники стужу, Остужу — угощу, Вас отведать приглашу.
(Присаживается на корточки — «спит».)
Дети (крадутся, «берут» прянички и убегают, кот их ловит).
- Во всем мне помогают мои помощники. (Показывает руки.) Они и воды принесут, и печь затопят, и кашу сварят, и в доме чистоту наведут. А ваши руки вам помогают? Вот у меня — пальчики-помощники.
(Матрена проводит с детьми пальчиковую гимнастику по мотивам русской народной потешки).
Пальчиковая гимнастика — игра «Пальчики — помощники»
Матрена (обращаясь к своему пальчику).
Пальчик — мальчик, где ты был?
(Поочередно «кланяется» другими пальцами).
С этим братцем — в лес ходил, С этим братцем — щи варил, С этим братцем — кашу ел, С этим братцем — песни пел!
Дети (сжимают и разжимают пальцы)..
- Ребята, я хотела угостить вас баранками, а постряпать их не успела. Вы мне поможете постряпать?
(Предлагаю из теста постряпать баранки. Слежу за тем, чтобы дети правильно выполняли приемы лепки).
- Молодцы! Давайте уложим на листочек и отправим их в печь, чтобы они испеклись. (Уношу листочек с баранками на печку, затем меняю их на готовые баранки)
- Пока баранки пекутся, мы с вами помоем ручки. (Вытирают руки влажными салфетками)
- А теперь, гости мои дорогие, приглашаю вас к столу.
У Матрены стол накрыт, Медный самовар стоит, Чай по чашкам разолью, Всех гостей я угощаю.
Чаем ароматным, Сладким, вкусным, мятным. Пейте, не спешите, Чаще в гости приходите!
(Дети пьют чай в гостях у Матрены, затем прощаются с Матреной и уезжают на поезде домой).
|