- Кузнецова Ольга Николаевна
- Малыгина Ирина Леонидовна
Воспитатели МКДОУ №7 "Чебурашка" г. Мирный
«Кто не знает своего прошлого – тот не имеет будущего». (пословица).
Современный рынок изобилует бесчисленным количеством ярких, красивых, необычных, фантастических, а иногда бесполезных и вредных игрушек для развития и воспитания детей. Из-за этого возникает часто конфликт между теоретиками и практиками рынка игрушек, но избежать конфликта интересов невозможно в наше время, но работать над этой проблемой необходимо.
Вот уже более ста лет внимание ученых привлекает народная игрушка. Ведь именно традиционной игрушке, отводилась большая роль в воспитании и обучении детей. Уходят вглубь веков и, будучи тесно связанной с укладом жизни семья, игрушка вводила ребенка в мир взрослых, готовила его к самостоятельному труду, передавая опыт старшего поколения к младшему.
В народе замечали: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль; верили, что игрушки охраняют детский сон и покой, и как оберег клали их рядом с ребенком.
Одним из возможных решений является изучение народной игрушки в ходе игровой деятельности детей. Дети могут не только любоваться народной игрушкой в музее или на выставке, но и сами могут сделать игрушку. Это вызывает у детей положительный эмоциональный отклик. Мы воспроизводили народные игрушки вместе с детьми: лепили из пластилина, вырезали из бумаги, раскрашивали, знакомились с народными видами росписи, делали куколки из ниток и материала (куклы-обереги), собирали матрешек.
Важным элементом в развитии и воспитании ребёнка раньше была рукотворная кукла. Кукла вообще занимала и занимает в настоящее время особое место в воспитании и развитии ребенка, особенно девочек. Эта та игрушка, которая больше всего отвечает потребностям познавательной деятельности ребенка. Являясь образом человека, она позволяет играющему ребенку подражать миру взрослых отношений. Кукла вбирает в себя представления ребёнка об окружающей действительности. В игре с куклой ребенок закрепляет свои представления о действительности и расширяет их, познает окружающий мир, учится выражать свои чувства, у ребенка появляются навыки общения. Благодаря игре с куклой ребенок проходит школу первичной социализации. Кукла является обязательным и верным спутником детских игр, но одновременно и самое доступное произведение искусства.
Куклы изготавливались из совершенно разного и любого материала: тряпок, дерева, глины и растительных материалов, и всего того, что было под рукой. Это способствовало развитию фантазии ребенка, умению чувствовать материал, использовать его. Наивность и отсутствие натурализма, с одной стороны, и богатая фантазия детей, нестандартность их мышления, – с другой, дают возможность создавать замечательные кукольные образы. Куклы в разных странах изготавливаются по – разному. Они выражают особенности своей эпохи, страны, где появились. Роскошная француженка в былые годы играла роль манекенщицы, демонстрировала наряды, аристократический стиль жизни. Немецкие куклы отличались внешней сдержанностью, сентиментальностью и романтичностью, поддерживали культ семьи. Испанские красавицы сохраняли следы религиозного культа, а восточные – таинственность.
Русские куклы-игрушки самобытны, уникальны, каждая со своим именем: оберегалка, стригушка, пеленашка, балбешка, скелетка, неваляшка и много других. Каждая кукла со своим уникальным именем выполняла свое назначение и несла определенную функцию. В начале 20-го века широкое распространение получила кукла-баба. Почитание, любовь к ней объяснялось тем, что долгое время она сохраняла отголоски славянских верований, повлиявших на ее внешний вид. У игрушки обязательно полагалось обозначить грудь, делалась кукла-игрушка без лица, чтобы в куклу не могла вселиться нечистая сила. Кукла без лица являлась оберегом ребенка, ее боялись уподобить человеку. Вместо лица иногда чертили древесным углем крест: такой оберег спасал ребенка от беды, болезней, невзгод и сглаза. Куклы-пупсы появились лишь в средине 19-го века, а в нашей стране получи известность только в конце позапрошлого столетия.
Современная кукла имеет детские пропорции. Она хлопает огромными глазами и пышет румянцем. Ее одевают в детские, так и во взрослые одежды. С появлением Барби в кукольном мире произошел переворот. Девочки с восторгом приняли новую игрушку, потому что ее внешние данные отвечали их представлению о прекрасном. Но Барби существует только в окружении собственных вещей. Для нее надо приобретать мебель, дом, потом бассейн, автомобиль, дуга, и так до бесконечности. Барби продукт общества потребления. Она бездушна и инфантильна. Действуя с такой куклой, ребенок сам превращается в бездушную куклу, играющую на сцене жизни по законам общества потребления. Преимущество современной куклы в том, что она долговечна. Ее можно мыть, причесывать, переодевать в разную одежду, может менять профессию, изготавливается и продается с набором косметики и с соответствующими аксессуарами. У современных кукол голова, руки, ноги и талия могут сгибаться. Их недостаток – они не индивидуальны, а внедрены в массовое производство.
Пусть дети сами делают куклу из подручного материала. Каждая кукла как человек: единственная в своем роде, и наряд у нее единственный, у нее своя история создания и неповторимый образ.
Народная кукла ушла из нашей жизни, но современный ребенок должен знать и иметь народную куклу. Подтверждение этого имеется в книге «Не плачь, казачка!» замечательной русской актрисы Нонны Мордюковой «Игрушек у нас никогда не было магазинных и не заведено было на них рассчитывать». Русская народная игрушка является особым видом народного творчества. Игрушки из глины, дерева, соломы, бересты, игрушки-обереги, игрушки -потешки, стригушки и козули, дымковские, каргопольские, архангельские, филимоновские — все это народные игрушки, согретые теплом человеческих рук, расписанные народными умельцами, издавна дарящие тепло и любовь людям, но, к сожалению, забытые современными детьми. Народная игрушка — это не только культурное наследие, музейный экспонат или сувенир для украшения интерьера, но она может быть понятна и выразительна любому ребенку, может помочь сохранить у детей здоровье и воспитать искренние чувства любви к природе, склонность к труду, уважение к своей земле и родной природе, но может успешно справиться с его обучением.
Список литературы:
- Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников (текст): Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Н.Е. Веракса — М.: Мозайка -Синтез, 2008, 112 стр.
- Вингадва Н.А. Образовательные проекты в детском саду (текст). Пособие для воспитателей, Н.А. Виноградова, Е.А. Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008, 208 стр.
- Жуавева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников (текст). Сост. В.Н. Журавлева. Волгоград: Учитель, 2011, 202 стр., ил.
- Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети (текст). Захарова М.А., Костина Е.В. М.: Школьная пресса, 210, 64 стр., ил.
- Рыжова Н.А. и другие. Мини- музей в детском саду (текст). Рыжова Н.А. и другие. М.: Линка — Пресс, 2008, 256 стр., ил.
|