Наталия Романовская. «Воспитание у детей старшего возраста настойчивости и ответственности в труде»

«Воспитание у детей старшего возраста настойчивости и ответственности в труде»Скоро ваши дети пойдут в школу. Каждый из вас хотел бы, чтобы его ребенок как можно лучше был подготовлен к школе. Не забывайте о том, что ограничиться только подготовкой детей к обучению грамоте и математике недостаточно. Не менее важно воспитать волевые качества: самостоятельность, настойчивость, ответственность. Без них невозможно успешное обучение в школе. Эти качества воспитываются не только на учебных занятиях (в жизни дошкольника они еще незначительны), но и в других видах деятельности. Способность к волевому напряжению созда­ется путем постоянного упражнения.
Эффективным средством воспитания воли является хозяйст­венно-бытовой труд. Потребность в нем возникает в детском саду и дома, его жизненная необходимость понятна ребенку. Для уча­стия в хозяйственно-бытовом труде дети должны овладеть опреде­ленными умениями, навыками обращения с орудиями труда, долж­ны понимать его цель, планировать и контролировать свои дей­ствия, прилагать усилия. Таким образом, этот труд воспитывает качества, необходимые ребенку в любой деятельности, в том числе и в учебной. Что может делать ребенок 6—7 лет по самообслу­живанию и в помощь взрослым в хозяйственно-бытовом труде?
Ребенок старшего возраста может: участвовать в уборке квартиры, мыть и протирать игрушки, стирать кукольное белье, свои носки, ленты, гладить мелкие вещи, помогать взрос­лым в приготовлении еды — мыть сырые овощи, нарезать варе­ные, вырезать из готового теста печенье, лепить пирожки, пель­мени; помогать накрывать на стол и убирать со стола, мыть чай­ную посуду. В этом возрасте уборка ребенком своих игрушек должна быть привычным делом, не требующим напоминания. Старший дошкольник может научиться застилать свою постель, и это станет его постоянной обязанностью. Он может ухаживать за своей одеждой, обувью. Старший дошкольник уже способен овла­деть некоторыми навыками ручного труда:
пришивать пугови­цы,
подшивать, вышивать,
изготавливать поделки из ткани, бума­ги, природного материала и др.
При систематической работе ребенок довольно быстро овла­девает необходимыми для выполнения данного труда умениями. Бытовой труд довольно однообразен, одни и те же действия долж­ны повторяться изо дня в день. Поэтому многие дети, вначале не охотно занимавшиеся хозяйственно-бытовым трудом, вскоре утрачивают к нему интерес. Иногда родители утверждают, что их дети с удовольствием подметают пол. Однако выясняется, что делают щи это не систематически, а когда им хочется это делать. Но если подметание пола станет постоянной обязанностью ребенка, то далеко не каждый дошкольник будет столь же охотно, без напоминаний и требований взрослых, выполнять ее. Если же ребенок помнит о своих обязанностях, старательно доводит дело до конца, о можно говорить о том, что у него есть чувство ответственности, то он может проявлять настойчивость.
Формирующиеся у ребенка ответственность и настойчивость проявляются в его стремлении доводить начатое дело до конца; способности достаточно длительное время прилагать для этого усилия, преодолевать трудности для достижения поставленной цели; старательности при выполнении работы, переживании радости, удовлетворенности в случае ее успешности и смущения, огорчения, ели не удалось достичь качественного результата.
Существенным в характеристике волевых действий ребенка является их мотив: почему ребенок проявляет настойчивость, что побуждает его выполнять работу, преодолевать трудности для достижения результатов? Мотивы могут быть различными: и общественно направленными, и эгоистическими.
Как же следует организовать труд детей в семье и как им доводить, чтобы он способствовал воспитанию настойчивости и ответственности?
Прежде всего, взрослые определяют (обсудив с ребенком), какие обязанности по дому он будет выполнять. Если у ребенка раньше не было обязанностей, надо вводить их постепенно, поскольку он может не владеть необходимыми для работы умениями.
В таком случае работа может оказаться для него чрезмерно трудной, а низкое качество результатов — разочаровать и вызвать отрицательное отношение к поручению. На первых порах лучше выполнять работу вместе с дошкольником, обучая его рациональным приемам. Затем можно выделить ему часть общей работы для самостоятельного выполнения (например, при общей уборке комнаты ребенок вытирает пыль в своем игровом уголке, а затем ему можно поручить вытирать пыль с мебели).
Необходимо также учитывать особенности нервной системы школьника и его физические возможности: давать ему задания ответствующей трудности, вовремя приходить на помощь.
Давая поручения ребенку, ему разъясняют цель предстоящей работы. Родители нередко допускают ошибку: дав задание, не указывают конечный его результат. Это затрудняет возможность самоконтроля и оценку результатов, снижает у ребят целенаправленность действий и чувство ответственности.
Необходим систематический контроль взрослых за деятельностью ребенка, даже если тот уже неплохо владеет трудовыми навыками. Контроль взрослых влияет на характер действий ребенка, предупреждает ошибки, позволяет своевременно оказывать помощь, поддерживать необходимое напряжение в труде. Нужно поощрять желание дошкольника достичь цель в работе, оценивать ход и результаты труда. При этом подчеркивается, какие каче­ства в труде проявил ребенок (старательность, аккуратность, на­стойчивость, смекалку и т. д.).
К преодолению трудностей побуждает дошкольника одобрение родителей, выражение ими радости по поводу его успехов, по­хвала, проявление доверия, поддержка в случае неудачи, оказа­ние необходимой помощи, напоминание о том, как хорошо он справился с трудностями в другой деятельности. Но слишком, за­хваливать ребенка нельзя.
Оценивая его труд, необходимо отдавать должное тому, какое значение для окружающих имеют результаты труда дошкольника. Одобрение, похвала родных, оценка труда семейным коллективом вдохновляют его на ответственное выполнение поручения.
Воспитанию ответственности способствует обсуждение в семей­ном кругу того, как ребенок трудился, что у него хорошо полу­чилось, что ему не удалось и почему. Ребенок может сам оце­нить свой труд, если взрослые задают ему вопросы:
«Расскажи, как ты помог сегодня бабушке приготовить ужин»,
«Как поживает твой огород на окне? Как ты за ним ухаживал?»,
«Ты хорошо убрал в своем игровом уголке?» и т. п.
Качество труда дошколь­ника вначале оценивают не слишком строго, но постепенно требо­вания увеличиваются. Укрепляет чувство ответственности обсуж­дение с ребенком того, в какой последовательности он будет действовать. Предварительное планирование помогает ребенку не отвлекаться во время выполнения задания.
Дети, начиная дело, не в состоянии предвидеть тех трудно­стей, которые могут возникнуть на их пути, оценить свои силы, умения, знания. Если они своевременно не получают необходимой помощи, то могут потерять интерес к делу и отказаться от постав­ленной цели.
Поэтому задача взрослых — оказать ребенку неко­торую помощь, вызвать у него желание преодолеть затруднения и добиться результата.
Применяемые в семье виды труда
В семье дети старшего дошкольного возраста участвуют в различных видах труда.
Самообслуживание:
одевание, раздевание, уборка постели, игрушек, уход за своей одеждой и обувью.
Хозяйственно-бытовой труд:
помощь взрослым в уборке квар­тиры, наведение порядка в ящике шкафа или стола, вытирание пыли, уборка комнаты с помощью пылесоса, подметание пола, мытье чайной посуды, сервировка стола; участие в приготовлении еды: мытье овощей и фруктов, перебирание ягод, приготовление салата, винегрета, лепка пирожков, пельменей из готового теста; стирка и глажение мелких вещей; осуществление мелких покупок в магазине.
Ручной труд:
поделка игрушек из бумаги, дерева, природного и другого материала (спичечных коробков, проволоки, ниток); ремонт игрушек, книг (с помощью взрослых); шитье одежды для кукол, вышивание, вязание крючком и на спицах.
Труд в природе:
уход за комнатными растениями: поливка* рыхление, вытирание пыли и опрыскивание листьев; уход за ком­натными животными: приготовление пищи и кормление (с по­мощью взрослых), прогулка, посев овса (для черепахи, попугая, канарейки); выращивание рассады для высадки на огороде, в цвет­нике; подготовка грядок к посадке, высадка рассады, заготовка семян; участие в прополке, поливке, перекопке земли, сборе фрук­тов и овощей, покраске деревьев

Просмотров: 528
Категория: По направлениям » Для детского сада » Трудовое обучение детей




Другие новости по теме:

  • Мялицына О.П.. Родительское собрание «Неужели таким может быть мой ребенок?...»
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Приймак Наталья Николаевна. Что делать, если ребенок дошкольного возраста берет чужое?
  • Воронина Лариса Павловна. Что делать если ваш ребенок Левша?
  • Старцева Алена Дмитриевна. «Если МУСОР разделять, может он ПОЛЕЗНЫМ стать»
  • Ольга Литвинович. КРУГЛЫЙ СТОЛ: «Влияние труда взрослых на развитие детей»
  • Абдуллина Юлдуз Сайяховна. Воспитание самостоятельности в хозяйственно-бытовом труде у детей среднего возраста
  • Абдуллина Юлдуз Сайяховна. «Воспитание самостоятельности в хозяйственно-бытовом труде у детей среднего возраста»
  • Андреенко Татьяна Александровна. ПРОГРАММА «ОПТИМИЗАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СИСТЕМАХ «РЕБЕНОК-РЕБЕНОК», «РЕБЕНОК-ВЗРОСЛЫЙ»
  • Стовпец Елена Анатольевна. Методическая статья - Ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда людей различных профессий в старшем дошкольном возрасте
  • Немцова Марина Николаевна. Тематическая неделя «Труд взрослых»
  • Если ребенок заболел гриппом (ОРВИ)
  • Бондарева Е.В. Лондарева ЕА.. «Если ребенок врет…»
  • Ирина Зимина. Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе «Труд в профессии взрослых»
  • Глотова Раиса Владимировна. Семинар-практикум в паре «родитель-ребенок» Тема: «Наши дети – какие они?»
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Гумберг Анастасия Сергеевна. Развитие детей дошкольного возраста в разных видах ручного труда
  • Немцова Марина Николаевна. Проект «Формирование представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления с профессиями»
  • Минчакова Наталья Николаевна. Комплексное занятие по ФКЦМ в подготовительной к школе группе в рамках Круглого стола для учителей начальных классов «Если очень захотеть, можно в космос полететь»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Толстикова Ксения Викторовна. «Общественно-полезный труд с детьми старшего дошкольного возраста»
  • Седова Дарья Сергеевна. Статья и мастер-класс по теме: «Поющий ребенок – здоровый ребенок»
  • Екатерина Тропникова. Готовимся к школе - Игры для развития способности выполнять действия по словесной инструкции взрослого, контролировать и оценивать свою деятельность.
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Ерощенкова Инна Владимировна. Статья на тему: «Аппликация не только развивает творческое мышление и воображение, но и учит ребенка предвосхищать результат своей работы, укрепляет пальчики, развивает моторику»
  • Юлия Толстова. Конспект работы с детьми по нравственно-трудовому воспитанию. Тема: Обучение уборке игрушек
  • Лилия Гарипова (Нижнекамск). Мониторинг овладения необходимыми умениями и навыками по образовательной области 'Физическая культура'
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь