Искакова Светлана Александровна. Семинар-практикум для родителей детей старшего дошкольного возраста 'С чего начинать обучение грамоте'

Семинар-практикум для родителей детей старшего дошкольного возраста "С чего начинать обучение грамоте"Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 84"
Подготовила и провела воспитатель II квалификационной категории    Искакова Светлана Александровна, Березники, 2012
С чего начинать обучение грамоте? Начинать надо с игр. «Но как же так? – удивитесь вы. – Ведь обучение чтению – занятие серьёзное. Здесь нужны порядок, сосредоточенность, внимание, усидчивость, готовность трудиться, преодолевать трудности. В таком умении нет места прихотям, капризам, беспорядку и неожиданностям детской игры. Ребёнок и так почти всё время делает то, что ему хочется, надо же наконец воспитать в нём ответственность, умение подчиняться правилам!»
Парировать эти (на первый взгляд справедливые) возражения вам поможет собственный опыт общения с ребёнком. Вспомните, в каких ситуациях вам легче всего добиться от него послушания? Когда он с наибольшей охотой и старанием подражает вам, учится у вас? Ради чего он готов отказаться и от прогулки и от детской телепередачи, забыть недавнюю ссору?...Ну конечно, ради совместной игры. Важно помнить, что когда речь идёт о дошкольнике – широкое использование игровых приёмов обучения обеспечит успех ваших совместных занятий, сделает их увлекательными и желанными для ребёнка.


Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо – это перевод звуков речи в буквы, а чтение – это перевод букв в звучащую речь. Чтобы научиться читать и писать, ребёнку нужно сделать два важных открытия: во – первых, что речь «строится» из звуков, во – вторых, что между звуками и буквами существуют какие – то отношения. Дошкольник может освоить звуковой анализ слов только с помощью определённого способа действия со словом – интонационного подчёркивания, последовательного протягивания звуков в произносимом слове (например, с – с – сон, со – о – он, сон – н – н). Как научить ребёнка такому способу обращения со словом? Ведь здесь нарушается естественное членения речи на слоги и как бы исчезает смысл произносимого.
Способ акцентрирования, интонационного выделения звуков в слове ребёнку легче передать в игре. Это могут быть игры – звукоподражания. Например:
- Ты слышал как жужжат пчёлы? Попробуй пожужжать так ж – ж – ж – ж – ж. А теперь давай поговорим на пчелином языке, как будто мы две пчёлки. Вот так: «Давай друж – ж – жить! Ты где ж – ж – живёшь? А я ж – ж – живу в этом ж – ж – жилище. Приходи ко мне в гости, я угощу тебя медовыми пирож – ж – жками и морож – ж – жженым».
Такие игры, как правило, легко подхватываются ребёнком. Сначала он повторяет за взрослыми, а затем и самостоятельно находит слова со звуком ж, выделяя его и подчёркивая «пчелиным» способом.
Для протягивания звуков В разыграть встречу двух машин:
- Я в – в – вожу овощи. А ты что в – в – возишь? Ты умеешь пов – в – вворачивать налев – в – во? А на прав – в – во? Дав – в – вай устроим сорев – в – внов – в – вания – кто лучше зав – в – водится. В – В – В – В ….
Когда ребёнок в игровом, звукоподражательном действии научился протягивать, усиливать отдельные звуки в словах, перед ним можно поставить новые задачи, рассчитанные на сознательную работу со словом.
- Скажи, с какого звука начинается слово МУХА? Протяни этот первый звук. А есть М в слове ДОМ? А в слове СТЕНА? Какие ты можешь назвать слова на звук М?
Дети с большой охотой будут решать задачу звукового анализа слов, если ей предать игровую форму. Например, игра в логопеда или в доктора Звукова. – Я доктор Звуков, - объявляете вы ребёнку, надев белую шапочку или взяв какой – нибудь врачебный атрибут.
- Если твои куклы ещё не научились выговаривать какие – нибудь звуки, я их вылечу.
- Таня – обращаетесь вы к кукле, - скажи: «На гор – р – ре Ар – р – рар – р – рат р – р – растёт кр – р – расный  виноград». – И отвечаете сами себе за куклу Таню: «На гол – л – ле Ал – л – ла – л – лат…»
- Ваша дочка не выговаривает Р. Я назначаю ей лекарство:10 слов, на Р начинающихся, и 5 слов, на Р заканчивающихся. Вы можете ей подсказать слова сами? Или прислать к вам медсестру?
Ребёнок (в роли медсестры) называет слова, растягивая нужный звук, вы отвечаете за куклу Таню, постепенно «выздоравливая». Играть с  «картавящей Таней» следует в том случае, если ваш ребёнок сам не карта вит.
Игра «Звуковое лото». Детям предлагаются карты с картинками и маленькие пустые карточки. Взрослый показывает звук (например В) и спрашивает: «У кого есть слово со звуком В? Не обязятельно, чтобы этот звук был в начале слова, он может стоять и в конце, и в середине». Дети, глядя на карты, отвечают: «У меня в – в – воробей». , «А у меня коров – в – ва». Картинку с правильно найденными звуками ребёнок закрывает карточкой. Выигрывает тот, кто быстрее закроет все картинки. Для этого ребёнку нужно в первую очередь сосредоточить внимание на звуковой форме слова, не пропуская ни одного слова с названным звуком.
Взрослый, ведущий игру, должен учитывать, что согласные звуки бывают твёрдыми и мягкими. Так например, в словах МЯЧ и МАСКА, ТЁТЯ и ТОРТ, ЛУНА и ЛЮСТРА первые звуки разные, хотя они и обозначены одинаковыми буквами. О назначении букв ребёнок ещё не подозревает, а различие мягкого и твёрдого звука, как правило чутко замечает. Но бывают и ошибки. Так, если ребёнок объявляет, что у него есть слово на звук З – ЗЕБРА, - взрослый должен легко поправить его: «Как ты говоришь – З – З – ЗЭ – БРА или З – З – ЗЕ – БРА? (З произносить легко, с улыбкой). Смотри, мои губы растянуты, как будто я улыбаюсь. А З я говорю твёрдо, без улыбки. Ну – ка, найди на карточке слово на твёрдый З. Конечно, З – З – ЗАЯЦ. Закрой зайца карточкой».
Готовя дошкольника к обучению, нельзя ни на миг забывать о потребности сегодняшнего дня, о необходимости развивать его игровые навыки. Однако, прежде чем учить ребёнка в игре, надо уметь играть самому. Вот примерные рассказы о типичных ошибках родителей, не умеющих играть или просто не доигрывающих.
- Давай поиграем! – предлагает папа дочке, и та немедленно взбирается к нему на колени.
- Какой первый звук в слове МАМА?
- Умница. А в слове ПАПА?
- П – П – П. Пап, а когда мы будем играть? Давай как будто я уже учусь в школе, а ты учитель. Давай?!
Так дочка учит папу игровой честности: за заманчивой заставкой «давай поиграем» не должен следовать чисто учебный разговор. Нужно создать хотя бы минимальную игровую условность: вообразить, что действие происходит в школе, распределить роли, ввести школьную атрибутику (доску, отметку…).
Школа – в данном случае – самый примитивный сюжет, который приходит в голову любому ребёнку.. Взрослый должен быть остроумнее и изобретательнее, стремясь не только научить ребёнка звуковому анализу, но и обогатить детскую игру, задеть воображение. Вот Сашина мама приглашает сына играть во «вкусные «. Она придумала новую игровую ситуацию и спешит проверить её в действии.
Мама. – Знаешь, кто прилетел сейчас ко мне на кухню?
Саша. – Кто? Шмель? Ты его прогнала?
Мама. – Карлсон прилетел! И сказал, что Саше вк – к – кусные к – к – кушанья начинаются на его звук – на К.
Док – к – ктор сказал Карлсону, чтобы он питался только продуктами на К, иначе у него испортится харак – к – ктер. (Маленького игрушечного Карлсона мама поставила перед сыном Саша рад поделиться со своим любимцем всем самым вкусным).
Саша. – Карлсон, ты будешь есть пирожки с грибами!
Мама. (прячет игрушку за спину). Он испугался и улетел.
Саша. – А чего он испугался?
Мама. – Наверное, боялся растолстеть. Ведь у него диета, ему можно только еду на К.
Саша. (кричит). Карлсон, лети обратно, я тебе к – к – конфету дам. Ты будешь к – к – кофе или к – к – какао?
Мама. (ставя игрушку на прежнее место). Он тебя услышал и вернулся.
Саша. (за Карлсона). К – к – кофе с к – к – конфетой? Это мой любимый завтрак! (изображает как Карлсон ест). К – к – как вк – к – кусно!
Мама. (включаясь в игру, говорит за Карлсона). Спасибо! К – к – классное к – к – кушанье. А завтра я буду есть только на М.
Саша. – М – м – мороженое будешь? А М – м – манную кашу?
Так сын дал урок игры: не стоит описывать действия героев и рассуждать по их поводу, надо действовать за героя и говорить от его имени. А то, что герой этой игры имел дело со звуками, - это уже заслуга мамы, придумавшей замечательную игровую ситуацию  для обучения звуковому анализу.
Итак, старайтесь строить обучение как полноценную игру: в ней есть условный, воображаемый мир, в котором действуют герои, играющие действуют за этих героев, а не разговаривают по поводу их действий. Если герои игры оперируют со звуками, то ваш ребёнок освоит звуковой анализ играючи.
Слоговый анализ – важная ступень ознакомления ребёнка со звуковой стороной слова.
Пятилетние дети наращивают слова путём прибавления слогов (кот – котик – котёнок – котофей), определяют количество слогов и последовательное их расположение, находят слово по его первой части (например: «Назовите слово, первая часть которого начинается на са, - сани, Саша, сахар, сапоги…»). Умение слышать ударный слог, выделять ударение в слове необходимо не только для подготовки детей  к обучению чтению и письму, но и для последующего усвоения языка в школе (например, правописание безударных гласных). Велико значение этого умения для усвоения норм орфоэпии. Орфоэпия – это правила литературного произношения.
Ударение может служить одним из дополнительных грамматических средств при противопоставлении слов единственного и множественного числа, окончания которых изменяются в зависимости от места ударения (моря – моря).
Умение слышать ударный слог необходимо детям и для правильного понимания и произнесения тех слов, которые различаются только ударением (полки – полки, стрелки – стрелки), что повышает общую культуру устной речи.
Программой детского сада предусмотрено учить детей делить предложения на слова, определять их количество и последовательность, а также составлять предложения из разного числа слов.
Обучение начинается с анализа простых предложений без предлогов и союзов, состоящих из 2 – 3 слов (Кукла сидит. Кукла держит шарик).
Для анализа предложений используются наглядно – действенные методы и приёмы: рассматривание игрушек, демонстрация действий с игрушками, рассматривание картин, пространственное моделирование. Одновременно ведётся работа по составлению предложений.
В основе обучения лежит следующее: чёткое произнесение предложения, выделение слов голосом, их количественный и порядковый счёт (сколько слов, какое первое слово, какое идёт потом), пространственное моделирование слов при помощи абстрактных символов  (линии, полоски, квадратики, табло). Последнее помогает ребёнку понять линейность (последовательность) речи.
С самого начала целесообразно использовать схемы. Детям объясняют, что предложение можно нарисовать (записать), чтобы узнать, сколько в нём слов.
Можно применять и другие виды моделирования: каждое слово может быть изображено квадратиком, полоской, счётной палочкой. Схемы – модели обеспечивают предметную опору при формировании навыка анализа речи, являются средством формирования обобщённых представлений о строении предложения.
В дальнейшем дети учатся составлять и анализировать предложения из разного количества слов, называть слова последовательно и вразбивку, соотносить со схемой. Предложения дети могут брать из знакомых им сказок, составлять по предметным и сюжетным картинкам, сериям картинок.
Воспитатель: «А сейчас, уважаемые родители составим предложение  из двух слов. Вы, Алексей Алексеевич будете словом обезьянка, а Вы, Сергей Юрьевич будете словом прыгает. Алексей Алексеевич, оденьте маску обезьянки. И так предложение Обезьянка прыгает. Скажите, кто должен встать первым, а кто вторым?»
Родители: «Первым Алексей Алексеевич, вторым Сергей Юрьевич».
Воспитатель: «Правильно. Встаньте по порядку. И так я читаю предложение Обезьянка прыгает. Попрыгайте пожалуйста сергей Юрьевич. Теперь я предлагаю вам поменяться местами. Прочитайте предложение».
Родители: «Прыгает обезьянка».
Воспитатель: «Верно. Теперь  первое слово – прыгает, второе – обезьянка. Вот таким образом вы научите детей составлять предложения. Спасибо Алексей Алексеевич, Сергей Юрьевич, присаживайтесь. А сейчас я прошу вас пройти за столы».
За столами родители практикуются в нахождениизвука Ш в разных частях слова через игру  «Звуковое лото» и делить слова на слоги, а также находить ударный слог через игру «Делим слова на слоги».

Просмотров: 608
Категория: По направлениям » Для детского сада » Обучение грамоте детей




Другие новости по теме:

  • Чернова Натела Арамайсовна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ К ТЕМЕ «СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ» ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «Найди лишнее слово»
  • Скрыпникова Яна Николаевна. Спортивный праздник ко дню Матери в старшей группе «О, как прекрасно это слова – МАМА»
  • Коллерова Оксана Владимировна. Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы Тема: Звуковой анализ слова «слон»
  • Егошина Ольга Александровна. Обучение грамоте: Что выбрать игру или рабочую тетрадь?
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Баринова Светлана Николаевна. Педагогическая статья 'Обучение звуковому анализу слов'
  • Лариса Ивановна Сафонова. Конспект познавательного занятия в средней группе на тему: «Мама - слово дорогое, в слове том тепло и свет»
  • Ревицкая Валентина Максимовна. Досуг с детьми и родителями во 2 мл. группе ко Дню Матери «Слово «МАМА» — золотое, в слове том душа и свет»
  • Марьенкина Лидия Александровна. Словесно-дидактические игры для развития словарного запаса, автоматизации звуков «ш» через формирование и расширение «семантического поля» слова, развитие валентностей слов, функции словоизменения.
  • Главный Редактор. Дно, колено, кочерга... Как образовать от этих слов формы множественного числа?
  • Столярова Ольга Николаевна. Сценарий праздника «Я так хочу, чтобы мама улыбалась!» для детей дошкольного возраста.
  • Федичкина Наталья Николаевна. Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Предложение, состоящее из трех и более слов с прямым дополнением» с использованием программно-дидактического комплекса Логомер
  • Эльвира Чулкова. Мастер - класс 'Слова! Слова! Слова!'
  • Чепкасова Анна Сергеевна. Презентация Тема «Обучение звуковому анализу слова детей старшего дошкольного возраста».
  • Гафиятуллина Лилия Рафаиловна. Статья 'Что должен знать ребёнок при поступлении в школу?'
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Колбасова Ольга Николаевна. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА СЛОВ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
  • Устинова Марина Павловна. Конспект Образовательная область «Речевое развитие». Подготовка к обучению грамоте. Тема: «Беседа о зиме. Звуковой анализ слова».
  • Никонова Ульяна Юрьевна. «Вот веселый огород, что здесь только не растет!»
  • Бабкина Елена Николаевна. Интегрированное занятие в подготовительной группе «О, как прекрасно слово: «Мама!»
  • Алевтина Тарасова. Совместное мероприятие с родителями в подготовительной группе 'Спасибо вам, мамы, за то, что мы есть!'
  • Ерошкина Валентина Васильевна. «…Воспитывать его так, чтобы он был счастлив…»
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Гамрецкая Анна Сергеевна. Конспект занятия «Вот веселый огород, что здесь только не растет»
  • Клок Антонина Александровна. Развлечение к Дню Матери «Только мама есть одна»
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Заикина Тамара Михайловна. Итоговое занятие по речевому развитию в первой младшей группе № 1. Тема: ' Что мы знаем - вам покажем Как сумеем вам расскажем'
  • Ильинская Диана Витальевна. Иллюстрированный словарь для изучения словарных слов с дошкольниками или младшими школьниками
  • Неверовская Елена Геннадьевна. ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК И КАК ЭТОМУ НАУЧИТЬ.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь