Опытно-экспериментальная деятельность «Психогимнастика как средство достижения целевого ориентира»
«Способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведениям и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениями со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены».
Пояснительная записка.
Исследование проводилось 2013- 2014 году в МБДОУ «Детский сад № 15 «Бережок» на базе подготовительной группы «Ромашка» (24 ребенка). Дети были поделены на две подгруппы группа «А» и группа «В» (по12 воспитанников).
Скачать конспект
В течение года с группой «А» была апробирована технология «Психогимнастика» направленная на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). В конце года с помощью диагностического материала было проведено сравнение результатов и сделаны выводы.
Были использованы нормативно-правовые документы
- Законом РФ «Об образовании» ст. 15 п. 3 «Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся».
- Типовым положением «Об образовательном учреждении»
- Концепцией федеральной целевой программы развития образования
- Уставом ДОУ
Актуальность
В наше время все больше и больше детей нуждаются психологической помощи и чем раньше она будет оказана тем эффективнее будет. Учеными доказано, что помощь должна оказываться уже в дошкольном детстве. Поэтому, очень важно, чтобы в дошкольном учреждении методами психопрофилактики и психокоррекции владели не только педагоги-психологи, но и воспитатели и использовали их в своей повседневной работе с детьми, учитывая их индивидуальные особенности и проблемы.
Технология «Психогимнастика», которая не только не утратил актуальность, а, напротив, с введением ФГОС НОО, приобрел новый смысл.
Специально организованные занятия с педагогом-психологом помогают всем участникам образовательных отношений решать специфические проблемы адаптационного периода, а также в дальнейшем более эффективно осуществлять психолого-педагогическое сопровождение обучающихся. С введением ФГОС актуальность результатов развивающей деятельности педагога-психолога возрастает, поскольку педагоги в тесном сотрудничестве с психологом формируют у обучающихся комплекс УУД, что способствует созданию единого психолого-образовательного пространства, где каждый участник коммуникации осознаётся собой и другими как часть целого. Воспитатель, работающий в тесном контакте с психологом, открывает всё новые возможности своих учеников, и это один из источников профессионального роста самого педагога.
Материалы диагностики эффективности совместных усилий всех участников образовательных отношений ДОУ представлены в приложении. Они не отражают всего объёма диагностических мероприятий, но иллюстрируют наиболее существенные параметры, оказывающие значительное влияние на успешность обучения и развитии: уровень учебной мотивации, самооценка выпускников начальной школы, как видно из диаграмм. Также одним из важнейших универсальных учебных действий (далее в тексте — УУД), влияющим на формирование саморазвивающейся личности обучающегося, является способность дошкольников к рефлексии результатов собственной деятельности. Положительная динамика развития названного УУД также отражена в диаграмме
Цель эксперимента
Укрепление психологического здоровья, обеспечение полноценного развития психики старших дошкольников в соответствии с социокультурными нормами развития, во взаимоотношениями со взрослыми и сверстниками, и способность соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
Задачи эксперимента.
- Изучить литературу по поставленной задаче.
- Разработать перспективное планирование.
- Набрать группу для апробации.
- Проводить коррекционно-развивающие занятия.
- Провести диагностику двух подгрупп и сравнить их динамику.
- Заделать выводы.
Формы и методы работы
Занятия проводятся в групповой форме, что даёт наибольший развивающий эффект, так как психологические проблемы старшего дошкольника наиболее ярко обнаруживают себя в процессе общения со сверстниками.
Основные приёмы и методы работы:
- Психогимнастические упражнения (мимические и пантомимические) проводятся на заданную тему и позволяют ребёнку почувствовать нужное эмоциональное состояние через движение и мимику.
- Сюжетно-ролевые игры.
- Релаксационные упражнения.
Продолжительность обучения: 20 недель (с 1 октября по 1 мая)
Режим занятий: 2 раза в неделю. Длительность занятий — не более 25 минут.
Интегрированный принцип организации педагогического процесса с учетом методических рекомендаций к организации учебно-воспитательного процесса на этапе предшкольного образования мы осуществляем за счет создания моделей занятий. Модель занятия строятся по определенной схеме и состоят из четырех фаз.
Занятия:
- фаза. Мимические и пантомимические этюды.
- фаза. Этюды и, игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций.
- фаза. Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или группу в целом.
- фаза. Психомышечная тренировка.
Между третьей и четвертой фазами можно вставить игру на внимание, память, сопротивление двигательному автоматизму или подвижную игру.
У дошкольников в группе не должно быть более шести, а младших школьников — более восьми. В психопрофилактической работе — 10-12 детей.
Удачно выбранная мотивация придает модели целостность, а деятельности детей — необходимую целесообразность. Если модель составлена удачно, дети охотно работают вместе с педагогом. Тут реализуются все принципы педагогики содружества, осуществляется раскрепощение детей, в их жизнь вносится положительная эмоциональная окраска. Чтобы избежать «лоскутности» в интеграции тем, необходимо логическое обоснование. Все части модели должны быть скомпонованы на строго логической основе, что позволяет передать детям определенную сумму знаний, обогатить их эмоционально.
Интеграция занятий предполагает использование разнообразных методов здоровьесберегающих технологий: контроль и коррекцию самочувствия детей до начала занятий, создание в учебном процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребенка атмосферу, рациональное сочетание разных видов детской деятельности, использование музыки, использование технологии сотрудничества, использование оздоровительной методики (психологические этюды, гимнастику для глаз, приемы мышечного расслабления), использование гибкой системы поощрения.
В детском саду имеются технические средства обучения: компьютеры, мультимедийное оборудование, DVD приемники, которые позволяют проводить занятия в интересной форме, использовать тестово-обучающие задания.
В октябре и апреле у нас проходят мониторинговые исследования по выявлению уровня развития детей.
Мониторинг эффективности программы осуществляется с помощью:
- использование обратной связи от участников занятий;
- получение обратной связи от родителей (воспитателей);
- сравнительного анализа результатов начальной и итоговой диагностики.
Рекомендуемые методики:
- Пиктограмма. Цель: выявление уровня знаний основных эмоций на основе распознавания различных эмоциональных состояний человека с помощью пиктограмм (Грабенко Т.М., Михаленкова И.А. Эмоциональное развитие слабослышащих школьников: диагностика и коррекция, СПб.: Речь, 2008, с. 53).
- Тест «Теммл- Дорки- Амена» (Л. А. Ясюкова Методика определения готовности к школе «Иматон», 2002 г)
- Тест «Люшера» (Л. А. Ясюкова Методика определения готовности к школе «Иматон», 2002 г)
Приложение 1.
Результаты диагностического обследования.
Результаты диагностики апробированной групп и не апробированной группы.
Ожидаемые результаты эксперимента:
Развитие произвольности психических процессов.
Развитие внутреннего плана действия.
Развитие рефлексии способов своего поведения.
Развитие потребности в активной умственной деятельности и творческом мышлении.
Развитие способностей творческого самовыражения.
Развитие способности к сотрудничеству, основ коммуникативной культуры.
Снятие эмоционального напряжения.
Развитие эмоциональной регуляции поведения
В процессе проделанной работы было обследовано 24 человека и выявлено, что технология «Психогимнастика» говорит о хороших показателях и положительной динамике.
Литература.
- Чистякова М. И. Психогимнастика. М.: Просвещение, 1990.
- Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. — М.: ТЦ Сфера, 2003. — 88 с.
- Л. А. Ясюкова Методика определения готовности к школе «Иматон», 2002 г
Моменты из занятий.
|