Храпова Наталья Викторовна. Технология портфолио как средства оценки достижения дошкольниками планируемых результатов

Технология портфолио как средства оценки достижения дошкольниками планируемых результатов

Храпова Наталья Викторовна, студентка 5 курса Российского государственного профессионально -педагогический университет

Дошкольное образование является первой ступенью общего образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования подразумевает индивидуализацию образовательного процесса согласно пункту 1.3. «учитываются: индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования». С другой стороны, пункт 4.3. данного документа не позволяет производить непосредственную оценку целевых ориентиров, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга) и использовать их для формального сравнения с реальными достижениями детей. Именно это обстоятельство, отсутствие анализа индивидуальных достижений ребёнка, затрудняет построение индивидуальной траектории его развития и оценки степени достижения планируемых результатов.

 

Скачать конспект

Обобщение зарубежного и отечественного опыта использования портфолио в образовательной практике дошкольных образовательных организаций содержится в исследованиях Л.И. Адаменко, Н.А. Кочкиной, В.П. Новиковой, М.А. Пинской, С.Г. Юрковой и др. Особенности использования портфолио как одного из современных средств оценивания результатов образования находят отображение в научных трудах Е. А. Кирьяновой, И.В. Михайловой и др. Отметим, что практические вопросы создания портфолио для оценки достижения дошкольниками планируемых результатов в трудах ученых-педагогов и психологов отражены в недостаточной степени.

Исходя из выше изложенного, можно выделить ряд противоречий:

– между наличием целевых ориентиров как результатов освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования на каждом этапе и отсутствием системы непосредственной оценки достижения воспитанниками планируемых результатов;

– между необходимостью построения индивидуальной траектории развития ребёнка и отсутствием способа анализа достижения планируемых результатов.

Совокупность отмеченных противоречий позволяет определить проблему данного исследования, которая заключается в разработке модели портфолио, учитывающей целевые ориентиры, как средства для анализа достижения обучающимися планируемых результатов дошкольного образования.

В настоящее время большое внимание уделяется развитию ребёнка как личности, с его индивидуальными способностями, индивидуальным темпом и особенностями развития. Помочь ребенку раскрыть себя, заметить в каждом свою «изюминку» возможно с помощью технологии «Портфолио». Технология «Портфолио» является одной из образовательных технологий, обеспечивающих личностно-ориентированный подход в образовании.

Портфолио дошкольника – это, прежде всего, «первый шаг в открытии малышом своего Я: собственных чувств, переживаний, побед, разочарований, открытий. Это «копилка» личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни» [1, с. 8-9].

Отличительной особенностью «Портфолио дошкольника» является то, что, в виду возрастных особенностей, при его составлении дошкольнику требуется помощь взрослых, которую могут оказывать педагоги или родители.

Индивидуальность Портфолио дошкольника прослеживается не только в наполнении, но и в оформлении. Дошкольнику должно предоставляться право самостоятельного оформления своего Портфолио, самостоятельного выбора дизайна и возможности его изменения. Ребенок должен почувствовать, что это именное его «книга», тогда заполнение Портфолио станет интересным для дошкольника, а педагог сможет анализировать и наблюдать изменения предпочтений ребенка или его интересов.

Ведение Портфолио позволит целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребёнке, фиксировать индивидуальные, неповторимые субъектные проявления детей, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда развитие ребёнка характеризуется неравномерностью, скачкообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накопление субъективного опыта.

В таблице 1 представлены цели создания Портфолио достижений детей старшего дошкольного возраста.

Таблица 1

Цели создания Портфолио достижений детей дошкольного возраста

Субъекты образовательного процесса Цель создания

Педагог (воспитатель) – оценка индивидуальных достижений дошкольника с целью выстраивания индивидуального образовательного маршрута

Родители

(законные представители) – определение индивидуальности ребенка и развитие ее в тесном тандеме с педагогами дошкольной образовательной организации

Ребенок (воспитанник) – создание своего «архива» ярких событий и самых интересных моментов, которые хочется запомнить и о которых есть желание рассказать всем;

– отслеживание того, как «я» расту и чему научился.

Количество разделов и рубрик, их тематика определяется индивидуально для каждого случая. Отметим, что работа над детским Портфолио обязательно должна вестись в системе. С другой стороны, на наш взгляд, нельзя и определить, как часто Портфолио будет пополняться (1 раз в неделю, в месяц или в квартал), все зависит от ситуации. Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов.

Практика работы выявила типичные ошибки педагогов при работе с детским Портфолио:

– нарушение принципа добровольности: работа над Портфолио ведётся вместе с ребёнком, материалы отбираются с учётом его мнения;

– перенасыщение материалами и документами: папка «личных достижений» превращается в «зачётную книжку»;

– превращение Портфолио в накопительную папку рисунков, аппликаций и т.д.;

– изоляция ребёнка от работы с Портфолио; нельзя забывать о том, что ребёнок – активный участник формирования своего Портфолио, а воспитатель отвечает за сбор и систематизацию материалов;

– хранение Портфолио в недоступном для детей месте.

Подчеркнем, что немаловажную роль в ведении Портфолио играют родители. Они могут быть не только источником информации, реальным помощником и поддержкой ребёнку, но и непосредственным участником, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка. Родители могут оказать помощь ребенку в оформлении тематических страниц, а при выполнении тестовых заданий ребенок действует самостоятельно или под руководством педагога.

Очень важно сделать родителей своими союзниками в непростом деле сбора Портфолио. Поэтому первоначально стоит привлекать активных, неравнодушных родителей. Наблюдая за детьми и их родителями в процессе создания портфолио, можно отметить, что подобные мероприятия способствуют налаживанию более теплых взаимоотношений в семье. Одним из главных результатов работы над портфолио является то, что родители учатся наблюдать и замечать происходящие изменения, систематизировать их. Определенную помощь могут оказать памятки, вопросники, опираясь на которые родители смогут выделить особенно яркие и интересные моменты развития их ребенка. Работа над созданием портфолио позволяет сблизить интересы родителей и специалистов дошкольной образовательной организации, так как в данном деле в центре внимания находится ребенок.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, о том, что многие педагоги уделяют отдельное внимание презентации дошкольником своего портфолио, что, на наш взгляд, способствует формированию положительной самооценки ребенка, расширению опыта коммуникативной деятельности и самопрезентации. Но при этом следует учитывать индивидуальные особенности дошкольника, его желание и возможность «выступать» перед сверстниками.

Для некоторых детей презентация портфолио это не публичная презентация, а рассматривание «своей книги» в узком кругу, в дружеской обстановке. Презентацию проводят в день рождения ребенка, на выпускном празднике, в будние дни, которые ничем не примечательны, но становятся событийными из-за выступления конкретного ребенка. Какая бы форма ни была выбрана, дети рады продемонстрировать собственные достижения сверстникам, родителям и воспитателям.

Результаты анализа, позволяют говорить о том, что портфолио дошкольника должно выполнять ряд практических функций, которые представлены в таблице 2.

Таблица 2

Практические функции портфолио [2]

Наименование функции Содержание функции

Диагностическая фиксирует изменения и рост (умственный и физический) за определенный период времени

Целеполагающая поддерживает учебные цели (чему мы обучаем ребенка и для чего)

Мотивационная поощряет достигнутые ребенком результаты

Содержательная раскрывает спектр выполняемых работ

Социообразующая формирует и развивает детско-взрослый коллектив в совместной деятельности

Развивающая обеспечивает непрерывность процесса обучения и развития

Необходимо подчеркнуть, что при создании портфолио нужно придерживаться нескольких правил, в частности создание портфолио должно быть добровольным, нельзя настаивать на обязательном участии непременно всех воспитанников и родителей.

К сожалению, как показал анализ практики деятельности ряда педагогов нашей дошкольной образовательной организации, данный принцип часто нарушается, и дошкольники с родителями становятся «заложниками» используемых педагогами технологий, что создает негативный настрой по отношению к данной форме работы, а порой и к детскому саду в целом.

Рассматривая вопросы эффективности использования портфолио дошкольников в достижении планируемых результатов, выделим ресурсы, необходимые для успешной реализации проекта:

  • обеспечение организационных условий – создание творческой группы по реализации педагогического проекта, разработка методов, подходов и приемов работы с новым содержанием деятельности;
  • обеспечение информационных условий – сбор, обработка, анализ информации, необходимой для реализации педагогического проекта, его трансляция в дошкольной образовательной организации, инструктирование педагогов и родителей по реализации педагогического проекта по созданию портфолио для оценки достижения дошкольниками планируемых результатов;
  • обеспечение научно-методических условий – создание научно-методического обеспечения реализации педагогического проекта, различных методических памяток и рекомендаций, проведение обучающих семинаров для родителей;
  • наличие у педагогических работников дошкольной образовательной организации педагогических компетенций – владение воспитателем технологиями личностно-ориентированного обучения и воспитания, проектной методикой, групповыми и индивидуальными формами работы, владение знаниями психологии и возрастных особенностей дошкольников.

В ходе реализации педагогического проекта по результатам наблюдения за деятельностью дошкольников, можно констатировать их заинтересованность в создании собственного Портфолио. Активная работа по привлечению родителей к реализации педагогического проекта показала заинтересованность большинства родителей, которые создавали условия по поддержке деятельности дошкольников в соответствии с их индивидуальными и возрастными возможностями по достижению дошкольниками планируемых результатов.

В ходе реализации педагогического проекта, разработки Портфолио дошкольника, установлено, что при совместной активной деятельности детей с родителями активизируется познавательная активность дошкольников, ярче проявляется их любознательность. Этому свидетельствуют полученные результаты по итогам реализации проекта созданию портфолио для оценки достижения дошкольниками планируемых результатов. Реализованный, в процессе исследования, педагогический проект способствовал установлению партнерских взаимоотношений с семьей ребенка, решению актуальных проблем воспитания и обучения детей в содружестве родителей и педагогов.

Вывод по оценке эффективности использования портфолио дошкольников в достижении планируемых результатов можно сформулировать через результаты, которые позволяет достичь реализация педагогического проекта:

  • позволяет выстраивать индивидуальный маршрут развития ребёнка с учётом его индивидуально-личностных особенностей совместно с родителями;
  • целенаправленная работа воспитателей на развитие познавательных интересов детей и формирование готовности к самостоятельному познанию;
  • повышение профессионального роста педагогов в вопросах технологии «Портфолио дошкольника».
  • привлечение родителей к тесному сотрудничеству с педагогом по оформлению портфолио дошкольника.
  • создание ситуации успеха для каждого ребенка, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях по достижению планируемых результатов.

Список литературы

  1. Кочкина, Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании [Текст] / Н. А. Кочкина – М.: Мозаика-Синтез, 2017 – 134 с.
  2. Михайлова, И.В. Использование технологии «Портфолио» в практике работы ДОО [Текст] // Материалы вебинара Межрегионального центра поддержки творчества и инноваций «Микс» / И.В. Михайлова – ФГБОУ ВО ПИ «ИГУ», 2018
Просмотров: 454
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Редактор. Портфолио дошкольника
  • Пашкова Светлана Сергеевна. Портфолио проекта «Восточный календарь»
  • Чусовлянкина Екатерина Тимофеевна. Портфолио проекта «Чудесные превращения ватного диска»
  • Пашкова Светлана Сергеевна. Портфолио проекта Огород на окне «Веселый паровозик»
  • Раиса Кочкина. «Портфолио группы как эффективное средство взаимодействия с родителями и детьми»
  • Козырева Ольга Юрьевна. ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ДОУ
  • Фролова Екатерина. Проект: «Книга обо мне» (портфолио).
  • Лапухина Наталья Александровна. Портфолио профессиональной педагогической деятельности старшего воспитателя Лапухиной Натальи Александровны
  • Елена Спицина. Портфолио - как средство формирования основ здорового образа жизни у детей 6-7 лет
  • Чалова Татьяна Анатольевна. Презентация Портфолио группы 'Пчелка'
  • Серёгина Екатерина Евгеньевна. ПОРТФОЛИО ВОСПИТАТЕЛЯ
  • Мартынова Татьяна Владимировна. Портфолио воспитателя
  • Дубинина Ирина Николаевна. Портфолио педагога-психолога Дубининой Ирины Николаевны
  • Абрамова Ольга Сергеевна. Портфолио воспитателя Абрамовой Ольги Сергеевны
  • Багайскова Марина Александровна. ПОРТФОЛИО Учителя - логопеда Багайсковой Марины Александровны г. Зерноград
  • Юлия Василенко. Предметно-развивающая среда в ДОУ как способ достижения ценностно-смысловых результатов образования
  • Капралова Светлана Борисовна. Использование возможностей информационного проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации (из опыта работы)
  • Арбекова Нина Павловна. Обобщение опыта работы «Система работы по реализации регионального компонента в дошкольной образовательной организации».
  • Нефедова Ольга Вячеславовна. Анализ работы по реализации программы развития школы «Преемственность» на уровне дошкольного и начального общего образования по программе этикет.
  • Рязанова Татьяна Викторовна. Мастер-класс «Применение игровых технологий в реализации педагогического проекта «Зеленый огонек».
  • Папазьян Анастасия Игоревна. Консультация для родителей на тему: «Эмоциональное состояние ребенка в период достижения им трех лет»
  • Наталья Чистякова. Особенности организации педагогического процесса, определяющие формирование доброжелательных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста
  • Формирование коммуникативных навыков дошкольников способствующих созданию благоприятной эмоциональной среды в группе
  • Порубова Наталья Михайловна. «Формирование этнокультурных компетенций детей старшего дошкольного возраста посредством дополнительного образования в условиях реализации ФГОС» (из опыта работы)
  • Зеленова Елена Павловна. Опыт работы по реализации проекта по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Вторая жизнь упаковки»
  • Гаранина Елена Анатольевна. Методическая разработка «Модель образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» образовательной программы дошкольного образования»
  • Дорогавцев Андрей Владимирович. Анализ механизмов реализации модели формирования сети образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования с учетом демографического прогноза в Самарской области
  • Фильчагина Евгения Викторовна. «СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ РИП». Сообщение из опыта работы
  • Малахова Мария Станиславовна. Круглый стол «Знаете ли Вы своего ребенка?» как средство повышения педагогической культуры родителей средней группы» с использованием интерактивных форм и методов работы.
  • Исаева Ольга Сергеевна. Предметно-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения как условие реализации педагогического процесса



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь