Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 44 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 45 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 47 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 48 Храпова Наталья Викторовна. Технология портфолио как средства оценки достижения дошкольниками планируемых результатов



Храпова Наталья Викторовна. Технология портфолио как средства оценки достижения дошкольниками планируемых результатов

Технология портфолио как средства оценки достижения дошкольниками планируемых результатов

Храпова Наталья Викторовна, студентка 5 курса Российского государственного профессионально -педагогический университет

Дошкольное образование является первой ступенью общего образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования подразумевает индивидуализацию образовательного процесса согласно пункту 1.3. «учитываются: индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования». С другой стороны, пункт 4.3. данного документа не позволяет производить непосредственную оценку целевых ориентиров, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга) и использовать их для формального сравнения с реальными достижениями детей. Именно это обстоятельство, отсутствие анализа индивидуальных достижений ребёнка, затрудняет построение индивидуальной траектории его развития и оценки степени достижения планируемых результатов.

 

Скачать конспект

Обобщение зарубежного и отечественного опыта использования портфолио в образовательной практике дошкольных образовательных организаций содержится в исследованиях Л.И. Адаменко, Н.А. Кочкиной, В.П. Новиковой, М.А. Пинской, С.Г. Юрковой и др. Особенности использования портфолио как одного из современных средств оценивания результатов образования находят отображение в научных трудах Е. А. Кирьяновой, И.В. Михайловой и др. Отметим, что практические вопросы создания портфолио для оценки достижения дошкольниками планируемых результатов в трудах ученых-педагогов и психологов отражены в недостаточной степени.

Исходя из выше изложенного, можно выделить ряд противоречий:

– между наличием целевых ориентиров как результатов освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования на каждом этапе и отсутствием системы непосредственной оценки достижения воспитанниками планируемых результатов;

– между необходимостью построения индивидуальной траектории развития ребёнка и отсутствием способа анализа достижения планируемых результатов.

Совокупность отмеченных противоречий позволяет определить проблему данного исследования, которая заключается в разработке модели портфолио, учитывающей целевые ориентиры, как средства для анализа достижения обучающимися планируемых результатов дошкольного образования.

В настоящее время большое внимание уделяется развитию ребёнка как личности, с его индивидуальными способностями, индивидуальным темпом и особенностями развития. Помочь ребенку раскрыть себя, заметить в каждом свою «изюминку» возможно с помощью технологии «Портфолио». Технология «Портфолио» является одной из образовательных технологий, обеспечивающих личностно-ориентированный подход в образовании.

Портфолио дошкольника – это, прежде всего, «первый шаг в открытии малышом своего Я: собственных чувств, переживаний, побед, разочарований, открытий. Это «копилка» личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни» [1, с. 8-9].

Отличительной особенностью «Портфолио дошкольника» является то, что, в виду возрастных особенностей, при его составлении дошкольнику требуется помощь взрослых, которую могут оказывать педагоги или родители.

Индивидуальность Портфолио дошкольника прослеживается не только в наполнении, но и в оформлении. Дошкольнику должно предоставляться право самостоятельного оформления своего Портфолио, самостоятельного выбора дизайна и возможности его изменения. Ребенок должен почувствовать, что это именное его «книга», тогда заполнение Портфолио станет интересным для дошкольника, а педагог сможет анализировать и наблюдать изменения предпочтений ребенка или его интересов.

Ведение Портфолио позволит целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребёнке, фиксировать индивидуальные, неповторимые субъектные проявления детей, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда развитие ребёнка характеризуется неравномерностью, скачкообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накопление субъективного опыта.

В таблице 1 представлены цели создания Портфолио достижений детей старшего дошкольного возраста.

Таблица 1

Цели создания Портфолио достижений детей дошкольного возраста

Субъекты образовательного процесса Цель создания

Педагог (воспитатель) – оценка индивидуальных достижений дошкольника с целью выстраивания индивидуального образовательного маршрута

Родители

(законные представители) – определение индивидуальности ребенка и развитие ее в тесном тандеме с педагогами дошкольной образовательной организации

Ребенок (воспитанник) – создание своего «архива» ярких событий и самых интересных моментов, которые хочется запомнить и о которых есть желание рассказать всем;

– отслеживание того, как «я» расту и чему научился.

Количество разделов и рубрик, их тематика определяется индивидуально для каждого случая. Отметим, что работа над детским Портфолио обязательно должна вестись в системе. С другой стороны, на наш взгляд, нельзя и определить, как часто Портфолио будет пополняться (1 раз в неделю, в месяц или в квартал), все зависит от ситуации. Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов.

Практика работы выявила типичные ошибки педагогов при работе с детским Портфолио:

– нарушение принципа добровольности: работа над Портфолио ведётся вместе с ребёнком, материалы отбираются с учётом его мнения;

– перенасыщение материалами и документами: папка «личных достижений» превращается в «зачётную книжку»;

– превращение Портфолио в накопительную папку рисунков, аппликаций и т.д.;

– изоляция ребёнка от работы с Портфолио; нельзя забывать о том, что ребёнок – активный участник формирования своего Портфолио, а воспитатель отвечает за сбор и систематизацию материалов;

– хранение Портфолио в недоступном для детей месте.

Подчеркнем, что немаловажную роль в ведении Портфолио играют родители. Они могут быть не только источником информации, реальным помощником и поддержкой ребёнку, но и непосредственным участником, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка. Родители могут оказать помощь ребенку в оформлении тематических страниц, а при выполнении тестовых заданий ребенок действует самостоятельно или под руководством педагога.

Очень важно сделать родителей своими союзниками в непростом деле сбора Портфолио. Поэтому первоначально стоит привлекать активных, неравнодушных родителей. Наблюдая за детьми и их родителями в процессе создания портфолио, можно отметить, что подобные мероприятия способствуют налаживанию более теплых взаимоотношений в семье. Одним из главных результатов работы над портфолио является то, что родители учатся наблюдать и замечать происходящие изменения, систематизировать их. Определенную помощь могут оказать памятки, вопросники, опираясь на которые родители смогут выделить особенно яркие и интересные моменты развития их ребенка. Работа над созданием портфолио позволяет сблизить интересы родителей и специалистов дошкольной образовательной организации, так как в данном деле в центре внимания находится ребенок.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, о том, что многие педагоги уделяют отдельное внимание презентации дошкольником своего портфолио, что, на наш взгляд, способствует формированию положительной самооценки ребенка, расширению опыта коммуникативной деятельности и самопрезентации. Но при этом следует учитывать индивидуальные особенности дошкольника, его желание и возможность «выступать» перед сверстниками.

Для некоторых детей презентация портфолио это не публичная презентация, а рассматривание «своей книги» в узком кругу, в дружеской обстановке. Презентацию проводят в день рождения ребенка, на выпускном празднике, в будние дни, которые ничем не примечательны, но становятся событийными из-за выступления конкретного ребенка. Какая бы форма ни была выбрана, дети рады продемонстрировать собственные достижения сверстникам, родителям и воспитателям.

Результаты анализа, позволяют говорить о том, что портфолио дошкольника должно выполнять ряд практических функций, которые представлены в таблице 2.

Таблица 2

Практические функции портфолио [2]

Наименование функции Содержание функции

Диагностическая фиксирует изменения и рост (умственный и физический) за определенный период времени

Целеполагающая поддерживает учебные цели (чему мы обучаем ребенка и для чего)

Мотивационная поощряет достигнутые ребенком результаты

Содержательная раскрывает спектр выполняемых работ

Социообразующая формирует и развивает детско-взрослый коллектив в совместной деятельности

Развивающая обеспечивает непрерывность процесса обучения и развития

Необходимо подчеркнуть, что при создании портфолио нужно придерживаться нескольких правил, в частности создание портфолио должно быть добровольным, нельзя настаивать на обязательном участии непременно всех воспитанников и родителей.

К сожалению, как показал анализ практики деятельности ряда педагогов нашей дошкольной образовательной организации, данный принцип часто нарушается, и дошкольники с родителями становятся «заложниками» используемых педагогами технологий, что создает негативный настрой по отношению к данной форме работы, а порой и к детскому саду в целом.

Рассматривая вопросы эффективности использования портфолио дошкольников в достижении планируемых результатов, выделим ресурсы, необходимые для успешной реализации проекта:

  • обеспечение организационных условий – создание творческой группы по реализации педагогического проекта, разработка методов, подходов и приемов работы с новым содержанием деятельности;
  • обеспечение информационных условий – сбор, обработка, анализ информации, необходимой для реализации педагогического проекта, его трансляция в дошкольной образовательной организации, инструктирование педагогов и родителей по реализации педагогического проекта по созданию портфолио для оценки достижения дошкольниками планируемых результатов;
  • обеспечение научно-методических условий – создание научно-методического обеспечения реализации педагогического проекта, различных методических памяток и рекомендаций, проведение обучающих семинаров для родителей;
  • наличие у педагогических работников дошкольной образовательной организации педагогических компетенций – владение воспитателем технологиями личностно-ориентированного обучения и воспитания, проектной методикой, групповыми и индивидуальными формами работы, владение знаниями психологии и возрастных особенностей дошкольников.

В ходе реализации педагогического проекта по результатам наблюдения за деятельностью дошкольников, можно констатировать их заинтересованность в создании собственного Портфолио. Активная работа по привлечению родителей к реализации педагогического проекта показала заинтересованность большинства родителей, которые создавали условия по поддержке деятельности дошкольников в соответствии с их индивидуальными и возрастными возможностями по достижению дошкольниками планируемых результатов.

В ходе реализации педагогического проекта, разработки Портфолио дошкольника, установлено, что при совместной активной деятельности детей с родителями активизируется познавательная активность дошкольников, ярче проявляется их любознательность. Этому свидетельствуют полученные результаты по итогам реализации проекта созданию портфолио для оценки достижения дошкольниками планируемых результатов. Реализованный, в процессе исследования, педагогический проект способствовал установлению партнерских взаимоотношений с семьей ребенка, решению актуальных проблем воспитания и обучения детей в содружестве родителей и педагогов.

Вывод по оценке эффективности использования портфолио дошкольников в достижении планируемых результатов можно сформулировать через результаты, которые позволяет достичь реализация педагогического проекта:

  • позволяет выстраивать индивидуальный маршрут развития ребёнка с учётом его индивидуально-личностных особенностей совместно с родителями;
  • целенаправленная работа воспитателей на развитие познавательных интересов детей и формирование готовности к самостоятельному познанию;
  • повышение профессионального роста педагогов в вопросах технологии «Портфолио дошкольника».
  • привлечение родителей к тесному сотрудничеству с педагогом по оформлению портфолио дошкольника.
  • создание ситуации успеха для каждого ребенка, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях по достижению планируемых результатов.

Список литературы

  1. Кочкина, Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании [Текст] / Н. А. Кочкина – М.: Мозаика-Синтез, 2017 – 134 с.
  2. Михайлова, И.В. Использование технологии «Портфолио» в практике работы ДОО [Текст] // Материалы вебинара Межрегионального центра поддержки творчества и инноваций «Микс» / И.В. Михайлова – ФГБОУ ВО ПИ «ИГУ», 2018
Просмотров: 443
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Редактор. Портфолио дошкольника
  • Пашкова Светлана Сергеевна. Портфолио проекта «Восточный календарь»
  • Чусовлянкина Екатерина Тимофеевна. Портфолио проекта «Чудесные превращения ватного диска»
  • Пашкова Светлана Сергеевна. Портфолио проекта Огород на окне «Веселый паровозик»
  • Раиса Кочкина. «Портфолио группы как эффективное средство взаимодействия с родителями и детьми»
  • Козырева Ольга Юрьевна. ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ДОУ
  • Фролова Екатерина. Проект: «Книга обо мне» (портфолио).
  • Лапухина Наталья Александровна. Портфолио профессиональной педагогической деятельности старшего воспитателя Лапухиной Натальи Александровны
  • Елена Спицина. Портфолио - как средство формирования основ здорового образа жизни у детей 6-7 лет
  • Чалова Татьяна Анатольевна. Презентация Портфолио группы 'Пчелка'
  • Серёгина Екатерина Евгеньевна. ПОРТФОЛИО ВОСПИТАТЕЛЯ
  • Мартынова Татьяна Владимировна. Портфолио воспитателя
  • Дубинина Ирина Николаевна. Портфолио педагога-психолога Дубининой Ирины Николаевны
  • Абрамова Ольга Сергеевна. Портфолио воспитателя Абрамовой Ольги Сергеевны
  • Багайскова Марина Александровна. ПОРТФОЛИО Учителя - логопеда Багайсковой Марины Александровны г. Зерноград
  • Юлия Василенко. Предметно-развивающая среда в ДОУ как способ достижения ценностно-смысловых результатов образования
  • Капралова Светлана Борисовна. Использование возможностей информационного проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации (из опыта работы)
  • Арбекова Нина Павловна. Обобщение опыта работы «Система работы по реализации регионального компонента в дошкольной образовательной организации».
  • Нефедова Ольга Вячеславовна. Анализ работы по реализации программы развития школы «Преемственность» на уровне дошкольного и начального общего образования по программе этикет.
  • Рязанова Татьяна Викторовна. Мастер-класс «Применение игровых технологий в реализации педагогического проекта «Зеленый огонек».
  • Папазьян Анастасия Игоревна. Консультация для родителей на тему: «Эмоциональное состояние ребенка в период достижения им трех лет»
  • Наталья Чистякова. Особенности организации педагогического процесса, определяющие формирование доброжелательных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста
  • Формирование коммуникативных навыков дошкольников способствующих созданию благоприятной эмоциональной среды в группе
  • Порубова Наталья Михайловна. «Формирование этнокультурных компетенций детей старшего дошкольного возраста посредством дополнительного образования в условиях реализации ФГОС» (из опыта работы)
  • Зеленова Елена Павловна. Опыт работы по реализации проекта по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Вторая жизнь упаковки»
  • Гаранина Елена Анатольевна. Методическая разработка «Модель образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» образовательной программы дошкольного образования»
  • Дорогавцев Андрей Владимирович. Анализ механизмов реализации модели формирования сети образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования с учетом демографического прогноза в Самарской области
  • Фильчагина Евгения Викторовна. «СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ РИП». Сообщение из опыта работы
  • Малахова Мария Станиславовна. Круглый стол «Знаете ли Вы своего ребенка?» как средство повышения педагогической культуры родителей средней группы» с использованием интерактивных форм и методов работы.
  • Исаева Ольга Сергеевна. Предметно-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения как условие реализации педагогического процесса



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь